Статья авт. А.П. Бойченко, Т.А. Новожилова О перспективе внедрения алгоритмов обучения и контроля с помощью КСО и КОП


О перспективе внедрения алгоритмов обучения и контроля с помощью КСО и КОП
Л.П. Бойченко, Т.А. Новожилова
Как известно, контрольно-обучающие программы (КОП), моделирующие действия преподавателя и студента, делятся на следующие виды:
программы прямого управления (линейные), которые моделируют пояснительно-иллюстративный характер обучения;
программы циклические (разветвленные), которые способны моделировать проблемный характер обучения и личностно-деятельностный подход к обучению.
Наша задача разграничить использование указанных выше программ с целью их внедрения в учебный процесс. Если учитывать, что проблемный и личностно-деятельностный подходы к обучению способствуют больше развитию личности, то при разработке автоматизированных средств обучения необходимо ориентироваться на второй вид управления в программах. При организации учебной деятельности вопрос контроля усвоения учебного материала очень важный, но трудоемкий. В рамках традиционных форм обучения педагог затрачивает много времени на занятиях для контроля степени усвоения учебного материала, причем это итоговый контроль, в основном заключается в констатации факта «знает - не знает». Следующий этап учебного процесса, который носит характер массового обучения, должен выполняться в любом случае. Не усвоившие учебный материал, в лучшем случае доработают его самостоятельно или обратятся за консультацией к педагогу, но часто такое «неусвоение» и плюс пропуск занятий по разным причинам приводит к накоплению пробелов в знаниях, что и приводит к неудовлетворительному результату в учебе. Организация непрерывного пошагового контроля при разработке контрольно-обучающих программ позволяет преобразовать процесс обучения, так как дает возможность индивидуально управлять процессом обучения.
Компьютерные средства обучения (КСО) – контрольно-обучающие программы (КОП) строятся с использованием различных видов контроля (пошаговый, поэтапный, итоговый), но в основе функционирования контрольно-обучающих программ лежит пошаговый контроль, что позволяет строить рабочие программы по такому принципу, чтобы разрешать изучение следующей темы (вопроса) только при достаточно полном усвоении предыдущего материала. Алгоритмы контрольно-обучающих программ, реализуются в виде инструментальных сред с выделением функциональной части и предметной области. Предложенный еще в 1990 году принцип разделения функциональной и предметной частей позволяет сейчас применять созданную инструментальную оболочку компьютерных про- грамм для подготовки автоматизированных курсов обучения и контроля по разным предметам. Алгоритмы автоматизированного обучения основаны на рассмотренной концептуальной модели учебного процесса. При разработке их, как правило, учитываются основные принципы и дидактические требования, предъявляемые к компьютерным средствам обучения. При предполагаемом внедрении алгоритмов автоматизированного обучения нами планируется составление контрольно-обучающих программ по специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий».
Предполагается, что в программах будет реализовано разноуровневое обучение/контроль, так как программы будут составлены для базовой и углублённой подготовки. Нами достаточно хорошо проработан блок анализа ответов, вводимых студентами. Программы предоставят возможности ввода ответов в разнообразной форме: альтернативный; вычислительного характера; ответ-маска; ответ свободно конструируемый, с учетом смысловых зон, что позволит строить сложные обучающие задания. Вводимый в программы специальный блок, который внесёт элементы гуманитарной среды, что обеспечит непосредственное общение преподавателя и студента. Проектируемые для данной специальности алгоритмы позволят создать на их основе уточненные алгоритмы и инструментальную среду для подготовки и ведения автоматизированных курсов обучения и контроля по специальности.
С помощью проектируемой инструментальной среды появится возможность подготовки и внедрения в учебный процесс курсов по различным дисциплинам профессиональной направленности. Алгоритмы разноуровневого и многоуровневого обучения позволят управлять познавательной деятельностью студентов, на наш взгляд, повысят надежность не только работы контрольно-обучающих программ, но и достоверность оценки результатов работы студентов в компьютерной среде. Дальнейшим развитием предполагаемых алгоритмов контролирующих и контрольно-обучающих программ является алгоритм обучения, главным отличительным признаком которого является известная идея контекстного подхода в компьютерном обучении. Сохранение и расширение дидактических возможностей ранее созданных алгоритмов, применение новых технологий программирования и современных программных средств, позволит разработать инструментальную среду, которая бы делала выводы, например:
вы хорошо справились с 1-ым уровнем контроля (зачет, экзамен - 3);
вы могли бы более успешно выполнить работу (зачет, экзамен - 3);
вам необходима дополнительная подготовка;
вы неверно оценили уровень своих знаний;
можете продолжить работу;
желаем успеха;
советуем перейти на 1 уровень;
зачет принят;
экзамен – 3;
много ошибок, переводим на 1 уровень;
неплохо, зачтено, экзамен – 4;
отлично, вам следует перейти на 2-й уровень;
зачёт, экзамен – 4, доказана неточность ответов;
экзамен – 4, подтверждён ответ студента;
Экзамен – 5, вы занизили себе уровень контроля. И т.д.
Делая выводы о первых шагах, в области освоения обучающих алгоритмов в учебном процессе, очевидно, что автоматизированный инструментарий позволит не только расширить возможности обучения студентов по соответствуюшим напрвлениям, но и разгрузить педагога от рутинной работы. Данное направление, на наш взгляд, является перспективным и заслуживает более глубокой проработки и внедрения в учебный процесс.