Презентация проекта Модель многоуровневой дуальной подготовки в учебном заведении ТиПО.


Тема проекта :«Модель многоуровневой дуальной подготовки в учебном заведении ТиПО»Выполнила: Басманова А.С. Внедрение дуальной системы обучения в ТиПО будет способствовать более углубленному профессиональному развитию, обучению студентов. Дуальные программы и проекты дополнительного образования обеспечат взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние таких систем как наука, образование и производство, что приведет к повышению качественного уровня образования выпускников ТиПО. Первый уровеньОсновные понятия дуальной системыДуальная система образования — система образования, предусматривающая сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности.Профессиональный стандарт — документ, который устанавливает определяемые профессиональной квалификацией требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту, системе ценностей и личным качествам.Учебная образовательная программа — документ, который устанавливает перечень и наименование учебных дисциплин, подлежащих изучению в процессе обучения, объем часов теоретической и производственной составляющей процесса обучения и условия аттестации обучаемых.Профессиональная квалификация — это уровень компетентности, необходимый в данной сфере профессиональной деятельности и признаваемый на основании урегулированных требований либо требований, сложившихся исторически или в международной практике.Кредит — унифицированная единица измерения объема учебной работы студента; один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучаемого в неделю на протяжении академического периода.Кредитная система обучения — образовательная технология, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов. Второй уровеньОбщие положенияа)  Сущность дуального образованияДуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в ВУЗе, колледже или ином профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка). По системе дуального образования может производиться обучение в рамках краткосрочных курсов в объеме до 700 часов. Такая форма подготовки и переподготовки работников технического и профессионального профиля позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специалистов непосредственно на рабочих местах и обеспечить присвоение обучаемым более высоких квалификаций (разрядов), возможность расширения функциональных обязанностей. График учебного процесса по дуальной системе образования разрабатывается с учетом специфики каждого конкретного предприятия и требований к компетентности и квалификации обучаемого в соответствии с рекомендациями РГП «РНМЦ» МОН РК. б) ЦелиРазвитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.Внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения.Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования.Стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных стандартов рабочих и технических специальностей. в)  ЗадачиПриведение объёмов, профилизации и территориального размещения организаций подготовки рабочих и технических кадров в соответствие с потребностями рынка труда, динамикой и перспективами развития отраслей народного хозяйства и социальной сферы и с учетом инновационной направленности экономической стратегии развития РК.Развитие многопрофильной и многофункциональной сети учебных заведений профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения и рынка труда.Изменение и качественное обновление содержания и структуры учебных образовательных программ для системы подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих их высокий профессионализм и мобильность.Создание благоприятных условий для кадрового, научно-методического и материально-технического оснащения организаций образования профессиональной подготовки и переподготовки. г)  Основные преимущества системы дуального образованияДуальные образовательные программы:открывают дополнительные возможности повышения эффективности подготовки рабочих и технических кадров высшей квалификации;обеспечивают диверсификацию профессионального образования, т.е. позволяют увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ;способствуют более разностороннему профессиональному развитию учащихся;обеспечивают взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние различных систем (наука и образование, наука и производство и т.п.), что приводит к качественным изменениям в профессиональном образовании.Работодателям, в конечном счете, экономически целесообразно инвестировать в образование, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия (организации).Для обучаемых дуальное образование, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым, в ситуациях «реальной жизни».Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в производстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает. д) Принцип формирования и содержание образовательной программыТеоретическое и практическое обучение производится в колледже, на предприятиях и в учебных центрах при предприятиях.Основным принципом формирования образовательной программы является максимально возможный учет потребностей и требований к квалификации и компетентности работника со стороны работодателя, но без ущерба для общетехнической и общетеоретической подготовки.Для формирования контингента обучаемых между работодателем и учебным заведением оформляется соответствующий договор, в котором учитываются квалификационные требования к специалистам, условия организации процесса обучения и проведения квалификационных экзаменов. Соответственно оформляется договор между работодателем и претендентом на обучение (в случае, если претендент не является сотрудником работодателя). В договоре указываются финансовые обязательства сторон, условия возмещения претендентом финансовых затрат работодателя на процесс обучения посредством оговоренного срока обязательной отработки. Не исключается оформление трехстороннего договора по схеме: работодатель — учебное заведение — претендент на обучение. е)  Основные компоненты образовательной программыСоставляющими программы являются паспорт специальности; квалификационные требования к молодому специалисту; рабочий план; учебно-методические материалы; основные положения и содержание контрольно-тестовых заданий.ж)   Организация практикиПрактическое обучение осуществляется на предприятии при непосредственном участии:    специалистов предприятия, прошедших педагогическую подготовку;    преподавателей учебного заведения, прошедших курсы повышения квалификации на предприятии.Практическое обучение в учебном заведении производится в специализированных помещениях (мастерских, лабораториях, учебных фирмах и т.д.) опытными мастерами производственного обучения, а также, по мере возможности, и квалифицированными наставниками на предприятиях. Третий уровень Социальное партнерствоСоциальное партнерство в области профессионального образования ориентировано на повышение адекватности результатов деятельности системы образования, приближение уровня подготовки кадров к потребностям отраслей экономики и работодателей, укрепление связей обучения с производством, привлечение дополнительных источников финансирования.Социальное партнерство в учебных заведениях может быть реализовано посредством внедрения дуальной системы профессионального обучения с заключением трехстороннего договора (учебное заведение — предприятие — студент). Четвертый уровеньПрофессиональный стандартПрофессиональный стандарт для каждой отдельной специальности разрабатывается с использованием международных стандартов и внедряется на государственном уровне. Он разрабатывается учреждением образования совместно с работодателем (заказчиком специалиста). Профессиональный стандарт, как основополагающий документ процесса подготовки кадров, согласуется с работодателем и утверждается учреждениями образования.Полный вариант профессионального стандарта определяет следующее:Наименование специальности.Квалификационная характеристика специальности: сфера профессиональной деятельности; объекты профессиональной деятельности; основные функции профессиональной деятельности; профессиональные компетенции ЗУН (знания, умения и навыки) по специальности.Продолжительность обучения (часов): общая, теоретический курс, практический курс.Учебный рабочий план: Пятый уровень Учебные курсыУчебные курсы должны содержать: наименование дисциплины (курса); содержание дисциплины; учебно-методическое обеспечение; характеристику производственной базы; контроль усвоения материала; рекомендуемую литературу.В случае дуального обучения на курсах переподготовки используется сокращенный вариант профессионального стандарта, который определяет:наименование специальности;продолжительность обучения;процедуру приёма на курсы;контроль процесса обучения;требования к учебно-методическому и техническому обеспечению. Спасибо за внимание!