Конспект урока литературы в 6 классе по произведению Валентина Распутина Уроки французского.










Урок литературы в 6 классе.
В. Распутин. «Уроки французского».
Душевная тонкость учительницы. Ее роль в жизни мальчика.



















Цель: помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика; развивать навыки анализа произведения, пополнять словарный запас; воспитывать любовь и уважение к учителям.
Оборудование: презентация, учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА
Нет человека,
который обошелся бы
без учительства.

І.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель. Юные читатели, здравствуйте!
Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!
Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.
Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.
И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».
На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О том, что он оказался в очень трудной ситуации.
ІІ.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Какие из предложенных пословиц могут послужить эпиграфом к отдельным эпизодам рассказа? Выбор обоснуйте.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
На чужой стороне и весна не красна.
Друзья познаются в беде.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Терпение и труд всё перетрут.
Не будь овцой, так и волк не съест.
Где хотенье, там и уменье.
Чужая сторона без ветра сушит, без зимы знобит.
ІІІ.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чтение учителем притчи об учителе под мелодию «Одинокий пастух»

Ученик спросил учителя: Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, сказал учитель, то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. И это всё? недоумённо спросил ученик. Нет, ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится.
Ученик пришёл к учителю и сказал: Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое. Но учитель ответил: То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

-Чему нас учит эта притча?
- Кто учит ученика не обижать и не таить обиды на окружающих?
-Как вы думаете о ком пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

IV. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
Ученики записывают тему в тетрадь.
Самостоятельно формулируют цель урока.
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. (Игра «Найди лишнее») (СЛАЙД)
- Какие ассоциации вызывает у вас слово учитель? (ДОСКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Сострадание
Сочувствие
Милосердие
Раздражение
Достоинство
Духовность

2.Слово учителя
-Вот, что писал В.Распутин после того, как был опубликован его рассказ «Уроки французского»: « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать.
3.Сообщение ученицы
Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.
Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.
Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.
В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.
Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским. В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика.
4.Обращение к эпиграфу урока:
Нет человека, который обошелся бы без учительства. (доска).
-Как вы понимаете эти слова?
Не мог обойтись без учителя и наш герой.

5. Беседа с учащимися.
Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику.
Прочитайте сцену «Возвращение посылки». Почему мальчик вернул ее? Какие чувства испытывает он в тот момент? А что чувствует учительница?(стр.206 учебник)
Почему мальчик отказывается от угощения Лидии Михайловны? Как это характеризует его?
Изменилось ли у героя со временем отношение к французскому языку? Почему?
Какие чувства испытывал мальчик, выигрывая у Лидии Михайловны? Что, по-вашему, заставило чувствовать, его себя неловко?
С какой целью учительница стала играть в «замеряшки»? Что выдавало ее во время игры?
Вспомните эпизод «Появление директора».
«...Директор задыхался, ему не хватало воздуха. Я теряюсь сразу назвать ваш поступок... Это преступление, растление, совращение».
Согласны ли вы с такой оценкой директора поступка Лидии Михайловны? А как оцениваете ее поступок вы?
Как вы думаете, рассказала ли Лидия Михайловна директору школы о том, почему она играла на деньги?
Какие мысли и чувства вызывает у вас конец рассказа?
6. Теория литературы.
1)Запись в тетради.
Рассказ это небольшое прозаическое произведение, в котором описывается одно или несколько событий из жизни человека.
2 ) Задание учащимся.
Обратившись к данной формулировке- докажите, что «Уроки французского» рассказ.
7. Проблемный вопрос
«Хотел(а) бы я учиться у такой учительницы, как Лидия Михайловна?
8. Работа в парах .Составления синквейна.(СЛАЙД)
9.Работа с пословицами.
- Выберите одну из предложенных пословиц об учителе, которая по-вашему мнению наиболее подходит к нашему рассказу.
- Груда книг не заменит хорошего учителя. - Дерево и учитель познаются по плоду. - Свет каганца – от масла, знания ученика – от учителя. - Родители создают тело, учителя создают душу. - Только уважая учителя, можешь сам стать учителем. - Тысяча учителей – тысяча методов. - Смышленый ученик обогатит учителя. - Ученику – удача, учителю – радость. - Учитель существует для постоянного создавания и утверждения человеческого достоинства. - Высоко дело учительства, но и трудно оно. 10. Игра в парах. «Ступеньки».

Ч
И
К
А

Г
О
Л
О
Д

М
О
Л
О
К
О

П
О
С
Ы
Л
К
А

М
А
К
А
Р
О
Н
Ы


1. Название игры, в которую играли ученик и учительница.
2.Какое чувство постоянно испытывал мальчик?
3.Что покупал герой на выигранные деньги?
4.Что прислала мальчику учительница?
5.Что прислала учительница в обеих посылках?

VІ. ИТОГИ УРОКА
1. Обобщающая беседа.
-Только ли сила духа помогла мальчику выстоять?Учительница сыграла роль в его жизни,повлияла ли ?
- Забыл ли мальчик о Лидии михайловне?
- Каким же должен быть настоящий учитель?(Ученик может любить, не боятся и доверять ему, настоящим будет тот учитель,которого не забудут никогда.)
2.Чтение стихотворения
Родной человек
Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь.
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Любимый учитель, родной человек.
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил.
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких, смешных первоклашек.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
М.Садовский
VII ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
VІІІ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (СЛАЙД)
Письменно ответить на вопрос:
1.
·Какую роль в жизни мальчика сыграла учительница?
·
2. Подготовить пересказ близко к тексту самой важной,на ваш взгляд, сцены в рассказе «Уроки французского».
Учитель благодарит детей за урок, они дарят свои рисунки.








13PAGE 15


13PAGE 14515