«Уроки доброты»: викторина по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского» (8 класс)

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»
Л. Н. Толстой
««Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства»
В.Г. Распутин
«Уроки доброты»:
викторина по произведению В.Г. Распутина
«Уроки французского» (8 класс)

Из истории создания и публикации произведения
Кому посвящено произведение «Уроки французского»?
Откуда писатель знал Анастасию Прокопьевну и почему посвятил произведение именно ей?
В каком году и где был впервые опубликован рассказ «Уроки французского?»
Как рассказ помог писателю найти свою бывшую учительницу французского языка?
Объясняя, как появился рассказ «Уроки французского», В.Г. Распутин писал следующее: «Есть такие понятия: духовная (?( и духовный (?( человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних. Когда такое происходит и когда моральное извлечение из внешних событий представляется нам важным, мы, естественно, хотим поделиться им с другими людьми. Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». Назовите эти два понятия, которые имеет в виду писатель.



Фактология текста
Почему герой должен был уехать учиться из дома в райцентр?
В скольких километрах от деревни героя находилась школа, в которую он уехал учиться?
Почему героя в деревне «почитали за грамотея»?
Сколько лет было герою, когда началась его «самостоятельная» жизнь?
Как учился герой и почему?
Что не давалось герою во французском языке?
Зачем герой играл на деньги?
На что тратил герой выигранные деньги?
По каким продуктам в посылке герой догадался, что она не от матери?
Как учительница французского спасла героя от игры на пустыре?

О ком идет речь? Укажите персонаж произведения
«((крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками».
«(( рослый и крепкий, заметный своей силой и властью, парень с длинной рыжей челкой. Он ходил в седьмой класс».
«(( большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, который всюду, как тень, ходил за Вадиком. Он остался в пятом классе на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы».
«(( суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку. Знает не знает – все равно тянет. Вызовут – молчит».
«(( было, наверное, лет двадцать пять или около того; (( правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости ((, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»
«(( тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах».
15