Урок-размышление Преступление?( по рассказу В.Г.Распутина Уроки французского).






Урок литературы в 7 классе на тему «Преступление?»
(по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)
.














Триединая цель урока:
Оценка поведения учительницы Лидии Михайловны, выявление характеров остальных героев и их оценка. Определение идеи рассказа.
Развитие умения анализировать художественное произведение, развитие речи, логического и аналитического мышления.
Воспитание нравственных качеств, уважения к личности и творчеству В.Г. Распутина

Оборудование: фрагмент кинофильма «Уроки французского», презентация к уроку, портрет А.П. Копыловой.















Содержательно-смысловые блоки
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Оргмомент
Приветствует, настраивает на работу.
- Здравствуйте. Сегодня на уроке мы будем изучать рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».
Но прежде чем поставить перед вами главный вопрос урока, предлагаю посмотреть фрагмент кинофильма «Уроки французского», после чего я попрошу вас сформулировать цель нашего сегодняшнего разговора.

Отвечают приветствием, садятся.



Слушают.

2. Просмотр фрагмента видеофильма.
Смотрит вместе с детьми
С помощью мультимедийного проектора на большой экран выводит фрагмент кинофильма (Лидия Михайловна и мальчик играют в деньги. Заходит директор школы)

Смотрят

3. Целеполагание
Обращается с вопросом:
- Итак, Василий Андреевич назвал поведение Лидии Михайловны преступлением, совращением, растлением. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

- Верно. Наша задача - ответить на встающий перед читателем проблемный вопрос «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли поведение Лидии Михайловны?» Кроме того, мы должны поразмышлять над поступками всех остальных героев и дать им оценку. Слайд№2

- Почему это важно для нас?
Формулируют цель урока











Мотивируют свою работу

4. Тестирование и его самопроверка
- Прежде чем прейти к анализу текста, проведем небольшую разминку - поработаем над литературоведческим понятиями, знание которых поможет вам успешно работать на сегодняшнем уроке.

раздает листы с заданием всем парам учащихся

- Работаем в парах. Ваше задание - стрелочками соединить слова с теми определениями, которые им соответствуют. Работаем самостоятельно.

Автобиография
главная мысль произведения

портрет
противопоставление

рассказ
круг жизненных явлений, которые отобрал писатель для своего произведения, то, что положено в основу художественного произведения.

Тема
описание своей жизни

идея
описание внешности персонажа в литературном произведении

антитеза
жанр эпоса, небольшое по объему произведение, посвященное отдельному событию из жизни героя


- Итак,
автобиография - это ...
портрет - ........
рассказ - ......
тема - ......
основная мысль - ...
антитеза - ...

(После каждого ответа на спроецированном на большой экран слайде всплывают определения. Слайд №3 )

- Каковы ваши результаты? Кто выполнил без ошибок? С одной ошибкой?........
Слушают задачу






Работают самостоятельно в парах





















Самопроверка







Сообщают о своих результатах

5. Основанная часть урока.
А) Беседа


































































Б) Работа с толковым словарем Ожегова






В) Сообщение об авторе и прототипе героини рассказа












































































В) Знакомство с высказываниями великих людей о добре и зле











































Г) Подведение логического итога
урока
- Переходим к основной части нашего урока. Кто герой рассказа? Слайд №4
- Какова его семья?
- Каково ее материальное состояние?
- Почему?
- Почему мать все же решается послать сына на учебу? Неужели не знает, что ему будет тяжело? Ведь она не многим может помочь сыну...
- А он почему соглашается? Чужие люди, чужой дом...
- Какие чувства мальчик переживает, оказавшись вдали от дома?
- Есть ли у него друзья? Почему?
- Легко ли ему живется?
- Какой выход он находит?
- Как даются ему выигрыши?
- Как другие ребята относятся к Вадику и Птахе и как относится к ним герой?
- Какие правила для себя установил мальчик при игре в деньги? Почему?
- Почему Вадик и Птаха избили его?
- Какие качества характера своего героя подчеркивает автор?

Дети отвечают, на экране всплывают названные ими качества. Слайд № 5.

Герой:
ЧЕСТНОСТЬ
УПОРСТВО
СМЕЛОСТЬ
СТОЙКОСТЬ
ВОЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика? Слайд № 6
- Почему?
- Что переживает герой, когда Тишкин предает его? Чего он ожидал?
- Как себя повела Лидия Михайловна? Почему?
- Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки?
- Как чувствует себя герой у нее в гостях? Почему?
- Зачитайте и сопоставьте его и ее портрет.
- Для чего автор ставит их рядом?
- Какое художественное средство он использует?
- Каково первоначальное представление мальчика об учителе и как постепенно оно меняется? Какой оказывается Лидия Михайловна?
- Почему она начинает играть с ним на деньги?
- Как ведет она себя в эпизоде разговора с директором? Почему?
- Какие черты характера проявляет Лидия Михайловна?

Дети отвечают, на экране всплывают названные ими качества. Слайд № 7

СМЕЛОСТЬ
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВАЧЕСТНОСТЬ
ДОБРОТА
МИЛОСЕРДИЕ
ЧУТКОСТЬ
ЩЕДРОСТЬ
ОТЗЫВЧИВОСТЬ

- Итак, попробуйте дать ответ на наш вопрос. Поведение Лидии Михайловны - это преступление?




- Поработаем со словарями. Найдите в словарях значение слова «урок». (словарь Ожегова. Находят, зачитывают)

- Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?


- Кому посвящен этот рассказ?
- Анастасия Прокопьевна Копылова - мать товарища-земляка Распутина, замечательного драматурга А. Вампилова, которая всю жизнь проработала в сельской школе учителем математики. (фотография Копыловой на доске и слайд №8) Валентин Григорьевич познакомился с ней, когда она уже многие годы отработала в школе, и его поразило, что в ее глазах не было жесткости, свойственной многим учителям. И человеком она была очень мудрым и добрым.

- Что вы можете сказать об авторе как о человеке?

- Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.

Сообщение учащегося:
\ Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в простой семье в Иркутской области, в посёлке Усть - Уда, расположенном на берегу Ангары, неподалеку от города Иркутска. (слайд №9) Рос он в этих же местах, в деревне Аталанка. В первый класс начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году, когда шла война. В Аталанке не гремели бои, но жизнь, как и во всей стране, здесь в те годы, была очень трудной.
Окончив хорошо четыре класса в деревне, Распутин хотел продолжать учебу. Но школа в Аталанке была только начальной, поэтому ехать надо было в районный центр Усть – Уда за пятьдесят километров от родной деревни. Каждый день так далеко туда и обратно ездить не станешь, поэтому пришлось перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи.
Став уже взрослым, Распутин писал:
«....Спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником-мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки, лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя»
Лидия Михайловна Молокова, настоящая учительница Распутина, стала прототипом учительницы французского языка в рассказе "Уроки французского".\

Слайд №10

Учитель:
- Молокова приехала в Усть-Уду по распределению после окончания Иркутского института иностранных языков в 1952 году. Она приехала, как вспоминают, очаровательная, красивая, настоящая француженка, и все ученики в нее были просто влюблены.
"Нас было две "француженки", вспоминала Лидия Михайловна. Тосковали первое время по городу, потом втянулись в работу уроки, кружки, школьные вечера... В школе было два 8-х класса. У Веры Андреевны класс был образцовым (Валентин Григорьевич учился в этом классе), мне же дали сборный плюс своих разбойников. Я намучилась, проклиная час, когда сошла с парохода и пришла в школу, даже поплакала».
Спустя годы Лидия Михайловна Молокова жила уже в Саранске и работала в Мордовском университете. Бывала в гостях у своего бывшего ученика - писателя Распутина. Она прекрасно понимала, что Распутин писал свою учительницу со всех своих учителей, брал лучшее от каждой, вот почему она у него получилась такая человечная.

- Как вы думаете, чему учит этот рассказ?
                  
Показывает слайды с высказываниями великих людей о добре и зле, зачитывает их вслух. (слайд №11)

Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.
Л.Толстой

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.
В.А. Сухомлинский

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н. Толстой

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его
Л.Н. Толстой

Тот, кто сеет зло, пожинает раскаянье
Саади
Если не хочешь знать страха, не чини зла.
Кабус

Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх.
Сенека

Жизнь злых людей полна тревог.
Дидро

Ни один злой человек не бывает счастлив.
Ювенал

- Эти люди, ребята, жили в разные времена, в разных уголках земли, а утверждают они одно и то же. О чем это говорит? (отвечают)

Слайд12:

ДОБРО - ВЕЧНАЯ ЦЕННОСТЬ!

- Запишите понравившееся высказывание в свою тетрадь.

Читает отрывок из стихотворения:

Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты ты - сирота,
Без доброты ты - серый камень.

- Итак, наш урок подошел к концу. Что нового и полезного вы для себя сегодня в нем нашли?


Рассматривают слайд, отвечают на вопросы учителя, размышляют, оперируют строками текста

































































Дают ответ на главный вопрос урока





Отыскивают в толковом словаре значение слова «урок»


Отвечают на вопрос.



Находят строчки с посвящением









Высказывают свое мнение




Один подготовленный учащийся выступает у доски

Остальные слушают и конспектируют основные моменты выступления.

























Слушают
























Делают свои выводы




Смотрят слайды и слушают высказывания о добре и зле































Высказывают свое мнение





Записывают понравившееся высказывание в тетрадь


Слушают стихотворение




Делают выводы

6. Викторина
- А теперь немного отдохнем и поиграем, а заодно посмотрим, насколько вы были внимательны при чтении рассказа. Викторина. Делимся на две команды. Сначала я задаю вопрос одной команде, затем другой. Если ответа нет, имеет право ответить другая команда. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Сколько километров было до райцентра? (50)
В каком году герой пошел в пятый класс? (1948)
Как звали в рассказе шофера полуторки? (Дядя Ваня)
Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя? (11)
Сколько детей всего было в семье героя? (3)
Как звали хозяйку квартиры, у которой жил герой? ( тетя Надя)
А ее сына? (Федька)
Как называлась игра, в которую играли ребята на пустыре? («чика»)
Сколько примерно лет было Лидии Михайловне? (25)
Откуда приехала Лидия Михайловна в эту деревню? ( С Кубани).

- Подведем итоги викторины. Подсчитайте жетоны.
Победители..
Делятся на команды







Отвечают на вопросы



















Подсчитывают жетоны

7. Оценивание работы учащихся за урок
- Спасибо за урок. Сегодня вы хорошо поработали. Помогите мне поставить оценки. (слушает детей, говорит свое мнение, ставит оценки, мотивирует)
Оценивают работу друг друга, ставят оценки

8. Домашнее задание

- Сочинение «Письмо директору школы Василию Андреевичу от ученика 7 класса средней школы поселка Тепличный». Задание творческого характера. Представьте, что Василий Андреевич – реально существующий человек. Что бы вы хотели ему сказать после прочтения рассказа? Что посоветовать? С чем согласиться или не согласиться?
Слушают, задают вопросы, если неясно, записывают в дневники



Урок окончен. Звучит песня «Дорогою добра». Слайд 14 (сначала анимация, затем - по щелчку - песня)




15