Конспект урока по литературе Уроки французского В.Г. Распутина-уроки жизни




«Уроки французского»- это уроки...
(По рассказу В.Распутина «Уроки французского»


Тема урока: «Уроки французского»- это уроки жизни, доброты, мужества...»
Цель урока: раскрыть духовные, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина, формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности, продолжать работу по развитию речи учащихся, воспитывать у учащихся внимание и интерес к слову, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся, совершенствовать приемы самоанализа деятельности учащихся на уроке.
Словарная работа. Пословицы и поговорки о доброте, подбор синонимов к слову доброта, нахождение значений слов по толковому словарю.
Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, записи на доске.
Тип урока. Получение новых знаний.


Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с одним из моих любимых произведений- рассказом Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Вы можете спросить меня «Почему?» А вот на этот вопрос мы с вами попытаемся ответить вместе. Мне бы очень хотелось, чтобы и вы не остались равнодушными к тому, о чем идет речь в этом рассказе.

2.Речевая разминка.
Начать наш урок я предлагаю не с определения темы (это у нам с вами еще предстоит сделать), а с подбора эпиграфа. Перед вами карточка №1. На ней представлены слова известных людей. Прочитайте, пожалуйста, их и выберете тот, который вам ближе.

Карточка 1.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Лев Николаевич Толстой)

Верю я, придет пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра. (Борис Пастернак)

- Что общего у этих двух высказываний? (Ключевое слово-добро)
- Какое из двух высказываний вам ближе?

3. Изучение нового материала.
1)Вступительное слово учителя.







-Ребята, мы не случайно начали наш урок с выбора эпиграфа. Он как нельзя лучше отражает тему и цель нашего урока. Я озвучу только первую половину темы « Уроки французского» В.Г.Распутина – это...(слайд 1) А вот закончить название темы вам предстоит в процессе работы на уроке. Как вы думаете, что нам для этого нужно будет сделать? ( Предположения учащихся, что может быть во 2 части названия темы).(Запись темы урока в тетрадь)

- Нам с вами предстоит сегодня учиться жить. Учиться у В.Распутина на примере его главного героя. Поможет нам в этом текст рассказа, где каждая строчка, каждая фраза приблизит нас к пониманию основной мысли, которую хотел выразить автор.

2) Работа с эпиграфом.
-А теперь вернемся к карточке №1. Вы уже определились, чье высказывание вам ближе. Запишите его, пожалуйста, в качестве эпиграфа и подчеркните в нем ключевое слово
( добро) (Слайд 2).

3Проверим домашнее задание.
Вопрос. – Какое ключевое слово вы подчеркнули в эпиграфе? Слово «Добро», «Доброта» настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли отражение в народной мудрости. Вы должны были выучить пословицы о доброте. Какие пословицы вы нашли, зачитайте.
(Учащиеся озвучивают пословицы).

Вывод. Во все времена понятие «Добро», «Доброта» остается неизменным и необходимым в жизни.

4.Знакомство с видами работы на уроке.
- А что же это за слово? Каково его значение?

Для того, чтобы продолжить работу, мы с вами разделились на группы: сегодня вы будете работать «литературоведами», «библиографами» и «актерами».

Первыми приступают к работе «литературоведы». А остальные будут им помогать.

По толковому словарю ищут значение слова «Доброта». Оно трактуется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро людям» (Слайд 3)

5. Продолжаем работать над новой темой.
1)- Ребята, но ведь доброта не может существовать одна. Рядом с ней должны быть еще какие – то качества. Без чего не может быть доброты? Без нравственности, милосердии, гуманизма.

-Давайте назовем значения этих слов («Литературоведы» называют значение слов)

Нравственность- правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.

Гуманизм- человечность в отношении к людям, человеколюбие (Слайд 4)





- Мы сегодня продолжим работать над этими понятиями. Я напоминаю, что вам нужно будет закончить название темы. Творчество В.Г. Распутина привлекает читателей, потому что рядом с обыденным. Бытовым в его произведениях всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, противоречивый внутренний мир героев. Авторские размышления о жизни, о человеке не только помогают нам обнаружить неисчерпаемые запасы доброты и красоты, но и предупреждают нас: жизнь человека очень хрупка, нужно ее беречь. Вот такие задатки доброты мы постараемся сегодня обнаружить не только в героях рассказа В.Распутина, но и в самих себе.
2) Работа группы «Библиографы»
- Чтобы понять суть рассказа «Уроки французского», нам нужно немного побольше узнать о самом авторе. О нем нам расскажут библиографы. Предоставим им слово.

1 ученик Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть- Уда Иркутской области. Детство совпало с войной: Он на себе ощутил тяготы военного и послевоенного времени.. (слайд 5) 
2 ученик В стране разруха. Не хватает продовольствия. Действует карточная система снабжения продуктами.  Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. 
Учитель -О трудном ,голодном послевоенном детстве сотен мальчишек, в том числе и о детстве В.Распутина.».очень хорошо рассказал поэт Олег Дмитриев в стихотворении«Послевоенная сказка» . ( Из группы актёров в работе )
Сидит Кусочком хлебушка тарелку молча трёт, Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврёт И вот тарелка светится, сверкает белизной, Как будто чудо-зеркальце из сказочки одной. Ещё движенье корочки и выплывет со дна Холодная, голодная, последняя война. Всплывёт щадящей плошкою полуподвальный свод И мальчуган с ладошкою, протянутой вперёд. Всё ближе, нестерпимее в заветном том кольце Кричат глаза огромные на узеньком лице. Забудь, другое времечко и сказочка не та. Но всё ж чиста тарелочка, тарелочка пуста
Учитель Только имея доброе сердце, можно написать такие проникновенные строк
3 ученик Посёлок,где провёл своё детство будущий писатель, был расположен на берегу реки .Ангары. В первый класс он пошел в 1944 году. Научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса в посёлке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было сложно: голод (мать передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Ученик .Однако учился он только на отлично. «Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок », – вспоминал писатель.




4 ученик Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал журналистом в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки» написан в альманахе «Ангара» в 1961 году  В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и Дальнего Востока рассказы Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгой в Красноярске под названием «Человек с этого света». Первый большой успех писателю принесла повесть «Деньги для Марии» (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения Распутина: повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни»(1974), «Прощание с Матерой» (1976). За повесть «Живи и помни» В. Распутин удостоен Государственной премии СССР.   Учитель «За большой вклад в развитие отечественной литературы» известный русский писатель Валентин Распутин, признанный при жизни классиком, удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» 4 степени. Указ о награждении подписан Президентом России В. Путиным 7 марта 2007 года  5. ученик В 1973г. В. Распутин пишет один из лучших своих рассказов – «Уроки французского». « Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. - Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». 
Вывод: Учитель:. Вопрос к классу: что помогло Распутину получить образование и выйти в люди? (упорство,трудолюбие ,настойчивость)
Учитель Сам писатель особенно выделяет этот рассказ среди своих произведений. Действительно, это произведение в немалой степени автобиографично.
- Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными? Работа со словарём.  (Группа литературоведов)
.Ученик-( отдать слова кому-то из группы литературоведов )--автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал событий из своей личной жизни).  
И пользуясь положением писателя, Распутин постарался рассказать  нам о том, что он пережил в те годы.
Учитель Дома вы должны были дочитать до конца рассказ, и сейчас нам предстоит совместная работа, которая поможет нам увидеть, как показано послевоенное время в произведении, с какими трудностями столкнулся маленький герой Откройте учебники. Вам понадобятся тексты. Перед вами карточка № 2, где сформулированы вопросы:









Карточка № 2
- В чём заключались трудности послевоенного времени?
- В каком возрасте у героя началась самостоятельная жизнь?
-Что это значит – самостоятельная?
-Кто помогает мальчику преодолеть трудности жизни в город

Вывод делает учитель:
Да , к счастью находятся люди, которые проявляют доброту, сердечность, тепло.
  Вопрос группе библиографов:
Кому посвящен рассказ «Уроки французского»?
Ответ группы
Один из лучших своих рассказов – «Уроки французского, . посвящает Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери друга В. Г. Распутина и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе.(слайд 5) В основе рассказа – воспоминание детской жизни. Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку, его классный руководитель. Она названа в произведении своим именем. Это Молокова Лидия Михайловна.

Что нам может помочь представить, как выглядит герой произведения и какими качествами этот герой наделён,?(нам помогает портрет.)
, Что такое портрет? (Литературоведы) может включить работу со словарём о портрете») в литературном произведении?   (Давайте посмотрим на ваши рисунки(Это было ваше дом задание),на которых изображена Лидия Михайловна. ) )
Какой запомнилась мальчику учительница французского?
Задание группе «актеров»
Найдите в учебнике .Прочтите описание внешности .т.е.портрета Лидии Михайловны.(стр.108 со слов «Лидии Михайловне тогда было лет 25 до слов «интересно, как я здесь очутился и что я здесь делаю?»
Что особенного выделяет автор в нём?
( « Лидии Михайловне тогда было ,наверное, лет двадцать пять или около того» и далее по тексту: « В лице её не было жестокости».) -



Рядом с ней находится наш маленький герой.
Прочтите его портрет (стр.103 со слов «Посмотреть, конечно, было на что» до конца абзаца).
- Какой художественный прием использует автор, чтобы подчеркнуть душевную доброту учительницы и трудное положение мальчика? (антитеза)
- Что мы называем антитезой?(Подготовленный ученик отвечает. Заранее выучит.).
Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (вопрос на доске)
(Лидия Михайловна наделена большой добротой, необыкновенной способностью к состраданию)
Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?
(Она относилась к нему с пониманием и сочувствием; Ценила его устремлённость. Решила позаниматься с мальчиком, чтобы подкормить способного ученика).
Учитель. Как вы считаете, для чего автор использует прием антитезы? (( Автор поставил рядом описания Лидии Михайловны и ее ученика, чтобы противопоставить два мира, которые не знают друг друга, но одинаково понимают, что такое чувство человеческого достоинства. Мальчик из деревни на Ангаре, тощий и диковатый, совсем не знает, что такое городская жизнь в средней полосе России и на юге страны. Учительница из города на Кубани, аккуратная и красивая, не знает трудностей и условий жизни крестьян Приангарья).
Учитель. Какая же самая главная черта характера Лидии Михайловны ?
Ученики отвечают хором: Доброта
( У Лидии Михайловны большое доброе сердце. Несмотря на то, что её уволили, она осталась ЧЕЛОВЕКОМ. Доброта, Бескорыстие, простота, сострадание, душевная красота вот те качества характера учительницы, которая для мальчика стала примером для подражания)
Учитель. Почему рассказ называется «Уроки французского»?
(Лидия Михайловна преподает не только уроки французского языка, но и уроки доброты)

Устали? Физкультминутка? (На коми языке-музыкальная пауза)
Учитель. Прием антитезы автор применяет не только в портретной характеристике главного героя и учительницы. А где еще?
Герой, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы. сталкивается со сложной ситуацией, в которой получает совсем другие уроки., прямо противоположные тем, которым учит его Лидия Михайловна.





Учитель Какие уроки получает герой в этой компании? (Чтение по ролям группой «актеров» эпизод драки стр. 96-99 со слов «Поначалу Вадик спокойно относился до слов «Перевернул».)
Учитель Какие уроки преподают герою сверстники ? (уроки подлости, злобы, зависти, жестокости)
Учитель. .Нужны ли они? ( Отдать кому-то ) Ответ: И эти уроки ,я думаю, тоже нужны.
- Но я Думаю,что серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек получал только уроки подлости. Жестокости. Злобы.
Учитель Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? Ответ : Да. ( Она предложила играть на деньги в « пристенок»).
.Да, Большое место в книге занимает игра на деньги.
Проблемный вопрос.
Так как же можно оценить поступок Лидии Михайловны, которая играла на деньги с учеником? Можно ли его назвать добрым. Выскажите своё мнение.
(С одной стороны, , это непедагогично,с другой стороны, игра на деньги единственной возможностью помочь мальчику).
Учитель: В.Г.Распутин как-то сказал: «Я написал этот рассказ в надежде на то ,что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». О уроках идет речь? Нам помогут ответить на этот вопрос «литературоведы»
( По толковому словарю находят значение слова «урок»)
Карточка 3
УРОК.
1.    Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.
2.    Учебная работа, заданная школьнику на дом.
3.    Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.
4.    Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам.
5.    Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар.).

6.Закрепление изученного.

На первый план выходит третье значение слова, недаром статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты».(слайд )По мнению В.Г. Распутина,








Карточка 4
Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
2.Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
3. Добро возвращается добром.

Запишите, пожалуйста, в тетрадь эти уроки В.Г.Распутина.
Учитель. Скажите, а какие уроки в рассказе одержали победу: уроки сверстников или уроки Лидии Михайловны? (Уроки учительницы, так в сложной жизненной ситуации главный герой смог сохранить лучшие качества: доброту, целеустремленность, независимость)
Таким образом, уроки Лидии Михайловны можно назвать уроками доброты.
Словарная работа. Давайте еще раз подберем синонимы к слову доброта.
Продолжим фразу: (Слайд ) Доброта –это любовь, гуманизм, человеколюбие, милосердие
Учитель. Я думаю, что теперь мы с вами можем закончить название темы нашего урока. Дописываем в тетради вторую часть темы: «Уроки французского» В.Г. Распутина-это уроки доброты, милосердия, гуманизма, жизни» (Выберете любой из понравившихся вам синонимов к слову «доброта»)

7.Подведение итогов. Вопросы ко всему классу:
Чему учит нас рассказ « Уроки французского»?
(Доброте, состраданию)
Ребята, как вы понимаете смысл высказывания  «Когда кто – нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы» (К. Пеппер). 
Ответы учащихся Работа в группах по карточкам. Каждой группе предлагается решить проблемную ситуацию А теперь я предлагаю вам, ребята, задания с различными ситуациями. Каждая из трех групп получает карточку: «твое поведение в сложившейся ситуации».  1). Шел Саша домой из школы. Видит – идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы ты поступил на его месте?  2). Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.  3). Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь? 



Учитель. Большое спасибо, ребята. Я надеюсь, что в ваших сердцах всегда будут жить доброта, сострадание , милосердие.
8.Домашнее задание. Я предлагаю дома написать мини-сочинение «Что такое доброта?
9. Рефлексия.
1) Перед каждым из вас лежит сердечко, на котором написано начало фразы, а вы должны эту фразу закончить:

Сегодняшний урок был посвящен
На уроке мы персонажей, их поступки, выводы
Нашей основной задачей было –
Автор учит нас тому, что
Сегодня на уроке я понял, что
Мне захотелось прочесть
После сегодняшнего урока я обязательно сделаю

2) Если вы помните, рассказ заканчивается тем, что главный герой получает посылку.
Нам в класс тоже пришла посылка. Что же в ней может быть ,как вы думаете?(Яблоки)
А почему вы думаете, что в ней яблоки?( экономя по копеечке, Лидия Михайловна смогла собрать и отправить любимому ученику посылку с экзотическими по тем временам фруктами
Этот поступок Лидии Михайловны является напоминанием главного своего урока- урока доброты. 
Рефлексия: Выберите себе яблоко из корзины. Красное-понравился урок, зелёное-нет, жёлтое –не очень. Или будут яблоки только одного цвета – красные?
10.Заключение. Спасибо вам всем, за доброту, понимание. Я надеюсь, что наш урок был таким же уроком доброты для вас, как для героя рассказа «Уроки французского» были уроки Лидии Михайловны.

15