Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».


Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Цель урока:
раскрыть душевный мир героя рассказа;
показать автобиографический характер рассказа «Уроки французского»;
обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.
Оборудование: портрет и фотографии В. Распутина; выставка книг; толковый словарь под редакцией Ожегова ; запись песни «Куда уходит детство».
Методические приемы: беседа по вопросам, словарная работа, сообщения учащихся, презентация, прослушивание музыки, выразительное чтение стихотворения.
Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства.В.Г. Распутин
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Слово учителя.
На прошлом уроке мы познакомились с творчеством замечательного русского писателя В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского». Сегодня мы проводим итоговое занятие по изучению его рассказа. В процессе урока нам предстоит обсудить несколько аспектов данного рассказа: поговорим о душевном состоянии главного героя, затем речь пойдет о «необыкновенном человеке» - учительнице французского, а завершим разговор обсуждением основных нравственных проблем, поставленных автором в рассказе.
3.Прослушивание куплета песни «Куда уходит детство»
-Сейчас мы прослушали отрывок из песни. Скажите, а как отразилось детство на творчестве В.Г. Распутина?
4.Сообщения учащихся.
В. Распутин писал в 1974 году в  Иркутской газете: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым, распутинским языком. Люди Иркутского края стали литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающие с ним, составляющие неотъемлемую часть его».  А начала эти, применительно к В. Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири – тайги, Ангары, без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого незамутненного народного языка.
-Расскажите о детских годах В. Распутина.
Родился В.Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Уда, расположенного на берегу Ангары. Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. «Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла...” Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. «Свое знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые» - вспоминал автор.
Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.
-Да, детство Распутина было трудным. Не всякий, кто хорошо учится, умеет оценивать поступки свои и чужие, а вот для Валентина Григорьевича учеба стала трудом нравственным. Почему?
Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин все делал только на совесть. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» - вспоминал писатель. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского (не давалось произношение). Это и была в первую очередь нравственная оценка.
-Кому был посвящен этот рассказ («Уроки французского») и какое место занимает в детстве писателя?
 Рассказ  «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя,  «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».
Этот рассказ автобиографичен. Лидия Михайловна названа своим именем. (Это Молокова Л.М.). Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.
5.Реализация домашнего задания.
-Каковы ваши впечатления от рассказа?Что тронуло вашу душу?
5.Беседа по вопросам.
-Перед обсуждением проблем, поставленных писателем в рассказе, вспомним узловые его моменты. - Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? («Чтобы учиться дальше…. Мне пришлось снаряжаться в райцентр»). - Каковы были успехи героя рассказа в школе? (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки).- Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! – хуже всякой болезни».). - Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока).- Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? («Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»). - Каково было отношение мальчика к учительнице? («Я пугался и терялся…. Она представлялась мне человеком необыкновенным»).
Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него  возложены  надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по  единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. А теперь, обратившись к образу учительницы французского, проанализируем, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика.
1.Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…») .Выписать ключевые слова из текста для портретной характеристики учительницы.
2.Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить).3.Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не  удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок).4.Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньга в «пристенок»).
5.Понял ли герой рассказа сразу истинную причину дополнительных занятий и игры на деньги со своей учительницей?
6.Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).
Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.
- На доске записан эпиграф к уроку: «Читатель….». А какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброту и сострадание).
- Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? (мнение детей).
- Сегодня мы много говорили о нравственности. А что такое «нравственность»? Найдем значение этого  в толковом словаре С. Ожегова.
Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с  точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.
-Так, о каких уроках пишет Распутин в рассказе «Уроки французского»? (Это были уроки не только французского языка, но доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия).
А какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, учитель? -  понимание; - человеколюбие; - отзывчивость; - гуманность;- доброта; - справедливость; - честность; - сострадание.Вы указали все качества, присущие каждому учителю. Учителям посвящено много песен, рассказов, стихов. Хочу оставить я на память о себеВот эти строки, посвященные тебе:Ты той товарищ, моя муза,Мой кровный брат и даже матьЛегко шагать с тобой по жизни:Ты научил меня писать,Любить себя и верить в чудо,Быть к окружающим добрейЗаботиться о лучшем друге,Не обижаться на людей.Все эти истины простыеПознал с тобой я наравне,И хочу сказать: «Учитель!Ты самый лучший на земле»
 Вывод: Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие  к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я  надеюсь,  что доброта и сострадание играют большую в жизни человека и будете всегда добрыми, готовыми прийти  на помощь друг другу в любую минуту.
7.Подведение итогов. Оценка учащихся.
Рефлексия.
1.Изменилось ли что-то в вашей жизни после прочтения рассказа?
2.Стали ли вы добрее к людям?
3.Научились ли вы ценить то, что происходит в вашей жизни?
8.Домашнее задание. Написать мини-сочинение на одну из тем «Учитель XXI», «Мой любимый учитель».
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Цель урока:
раскрыть душевный мир героя рассказа;
показать автобиографический характер рассказа «Уроки французского»;
обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.
Оборудование: портрет и фотографии В. Распутина; выставка книг; толковый словарь под редакцией Ожегова ; запись песни «Куда уходит детство».
Методические приемы: беседа по вопросам, словарная работа, сообщения учащихся, презентация, прослушивание музыки, выразительное чтение стихотворения.
Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства.В.Г. Распутин
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Слово учителя.
На прошлом уроке мы познакомились с творчеством замечательного русского писателя В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского». Сегодня мы проводим итоговое занятие по изучению его рассказа. В процессе урока нам предстоит обсудить несколько аспектов данного рассказа: поговорим о душевном состоянии главного героя, затем речь пойдет о «необыкновенном человеке» - учительнице французского, а завершим разговор обсуждением основных нравственных проблем, поставленных автором в рассказе.
3.Прослушивание куплета песни «Куда уходит детство»
-Сейчас мы прослушали отрывок из песни. Скажите, а как отразилось детство на творчестве В.Г. Распутина?
4.Сообщения учащихся.
В. Распутин писал в 1974 году в  Иркутской газете: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым, распутинским языком. Люди Иркутского края стали литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающие с ним, составляющие неотъемлемую часть его».  А начала эти, применительно к В. Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири – тайги, Ангары, без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого незамутненного народного языка.
-Расскажите о детских годах В. Распутина.
Родился В.Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Уда, расположенного на берегу Ангары. Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. «Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла...” Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. «Свое знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые» - вспоминал автор.
Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.
-Да, детство Распутина было трудным. Не всякий, кто хорошо учится, умеет оценивать поступки свои и чужие, а вот для Валентина Григорьевича учеба стала трудом нравственным. Почему?
Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин все делал только на совесть. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» - вспоминал писатель. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского (не давалось произношение). Это и была в первую очередь нравственная оценка.
-Кому был посвящен этот рассказ («Уроки французского») и какое место занимает в детстве писателя?
 Рассказ  «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя,  «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».
Этот рассказ автобиографичен. Лидия Михайловна названа своим именем. (Это Молокова Л.М.). Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.
5.Реализация домашнего задания.
-Каковы ваши впечатления от рассказа?Что тронуло вашу душу?
5.Беседа по вопросам.
-Перед обсуждением проблем, поставленных писателем в рассказе, вспомним узловые его моменты. - Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? («Чтобы учиться дальше…. Мне пришлось снаряжаться в райцентр»). - Каковы были успехи героя рассказа в школе? (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки).- Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! – хуже всякой болезни».). - Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока).- Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? («Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»). - Каково было отношение мальчика к учительнице? («Я пугался и терялся…. Она представлялась мне человеком необыкновенным»).
Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него  возложены  надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по  единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. А теперь, обратившись к образу учительницы французского, проанализируем, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика.
1.Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…») .Выписать ключевые слова из текста для портретной характеристики учительницы.
2.Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить).3.Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не  удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок).4.Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньга в «пристенок»).
5.Понял ли герой рассказа сразу истинную причину дополнительных занятий и игры на деньги со своей учительницей?
6.Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).
Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюженные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.
- На доске записан эпиграф к уроку: «Читатель….». А какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброту и сострадание).
- Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? (мнение детей).
- Сегодня мы много говорили о нравственности. А что такое «нравственность»? Найдем значение этого  в толковом словаре С. Ожегова.
Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с  точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.
-Так, о каких уроках пишет Распутин в рассказе «Уроки французского»? (Это были уроки не только французского языка, но доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия).
А какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, учитель? -  понимание; - человеколюбие; - отзывчивость; - гуманность;- доброта; - справедливость; - честность; - сострадание.Вы указали все качества, присущие каждому учителю. Учителям посвящено много песен, рассказов, стихов. Хочу оставить я на память о себеВот эти строки, посвященные тебе:Ты той товарищ, моя муза,Мой кровный брат и даже матьЛегко шагать с тобой по жизни:Ты научил меня писать,Любить себя и верить в чудо,Быть к окружающим добрейЗаботиться о лучшем друге,Не обижаться на людей.Все эти истины простыеПознал с тобой я наравне,И хочу сказать: «Учитель!Ты самый лучший на земле»
 Вывод: Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие  к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я  надеюсь,  что доброта и сострадание играют большую в жизни человека и будете всегда добрыми, готовыми прийти  на помощь друг другу в любую минуту.
7.Подведение итогов. Оценка учащихся.
Рефлексия.
1.Изменилось ли что-то в вашей жизни после прочтения рассказа?
2.Стали ли вы добрее к людям?
3.Научились ли вы ценить то, что происходит в вашей жизни?
8.Домашнее задание. Написать мини-сочинение на одну из тем «Учитель XXI», «Мой любимый учитель».