Рабочая программа по биологии для 5 класса в соответствии с ФГООС.










Рабочая программа
по БИОЛОГИИ

для 5 класса

Учителя Созоновой Екатерины Ивановны




(составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта
основного общего образования второго поколения)























2015-2016 учебный год



КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по четвертям)





Четверть/год

Часов в
неделю


Всего

В том числе




Лабораторных
работ
Практических
работ


1 четверть

1

9






2 четверть

1

7






3 четверть

1

10






4 четверть

1

9






ГОД


35



















































Раздел I. Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУСОШ №4 г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2015 г. № 479 «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования МБОУСОШ № 4».
Образование на уровне основного общего образования, с одной стороны, является логическим продолжением обучения начального общего образования, а с другой стороны, является базой для подготовки завершения общего образования на уровне среднего общего образования, профессиональной ориентации. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Представление о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отросли промышленности хозяйства. Поэтому цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важной задачи был принят новый государственной образовательный стандарт общего образования. В настоящее время биологическое образование в основной школе должно обеспечить высокую биологическую, экологическую грамотность, компетентность в решении круга вопросов связанных с живой природой.
Данная рабочая программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
формирование у обучающихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе, познавательных качеств личности, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
воспитание позитивного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью.
Раздел II. Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии при получении основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы. О ее многообразии, о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым обучающийся должен освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Данная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
многообразие и эволюция органического мира;
биологическая природа и социальная сущность человека;
уровневая организация живой природы.
Биология как учебная дисциплина обеспечивает следующие цели:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Курс биологии при получении основного общего образования продолжает курс «Окружающего мира» начальной школы. Обучающиеся получают достаточную естественно – научную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в V- IX классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции, об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы.
Обучающиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основной для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные программой. Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Содержание программы носит обучающий характер. В рабочей программе предусмотрены разнообразные формы организации учебной деятельности, проведение лабораторных работ, внедрение современных педагогических технологий, в том числе ИКТ.
Основной формой обучения является учебное занятие, при проведении которых используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно – деятельностные игры, деловые игры, групповые творческие задания).
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации..
В процессе изучения курса используются следующие формы контроля. Наиболее эффективной формой, при которой идёт закрепления знаний, формирования навыков и развития естественно - научного мышления, комбинированный опрос с элементами творчества, игровыми моментами и активным использованием межпредметных связей, итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по лабораторным работам; защита рефератов и мини проектов, тестовый контроль, проверочные работы, биологические диктанты, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.


Раздел III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Биология» включен в обязательную предметную область «Естественно-научные предметы».
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Биологии» в 5- 9 классах отводится 280 часов, из них в 5 классе – 35 часов (таблица № 1).
Таблица № 1
Год
обучения
Кол – во часов
в неделю
Кол – во учебных
недель
Всего кол-во
часов за год

5 класс
1
35
35

6 класс
1
35
35

7 класс
2
35
70

8 класс
2
35
70

9 класс
2
35
70

Итого
280



























Раздел IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
(по годам обучения)
Требования к уровню подготовки
обучающихся (предметные результаты)
УУД (личностные, метапредметные
результаты)

Выпускник научиться
(базовый уровень)
Выпускник получит
возможность научиться
(повышенный уровень)
Выпускник научиться
(базовый уровень)
Выпускник получит
возможность научиться
(повышенный уровень)

5 класс

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, уход за ними

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Личностные:
формировать любовь и бережное отношение к природе, элементы экологической культуры;
формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
формировать умение слушать и слышать другое мнение;
сформированность познавательных интересов, направленных на изучение живой природы растений;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
формировать умение отстаивать свою точку зрения;
Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
самостоятельно искать средства достижения цели;
составлять в группе план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
Познавательные:
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
вычитывать текстовую информации;
составлять различные виды планов;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст).
Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
распределять роли;
договариваться с друг другом.
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Личностные:
применять знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
использовать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
умение отстаивать свою точку зрения;
уметь вести диалог, выслушивать мнение других;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.
Регулятивные:
обсуждать и формулировать проблему и определять цель учебной деятельности;
применять методы и приемы для достижения учебных целей;
анализировать и аргументировать план учебной деятельности;
находить и исправлять самостоятельно ошибки учебной деятельности.
Познавательные:
устанавливать причины и следствия простых и сложных явлений;
находить источники необходимых сведений, применять информацию в учебной деятельности, преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст).
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;










Раздел V. Содержание учебного предмета.

5 КЛАСС
Раздел «Биология - наука о живой природе»
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы биологической науки. Правила работы с биологическими приборами. Строение и химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Строение животных и растительных тканей.

Раздел «Многообразие живых организмов»
Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий. Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Лишайники. Роль бактерий, грибов, лишайников в природе и в жизни человека. Низшие и высшие растения. Споровые и семенные растения. Многообразие растений. Роль растений в природе, их использование человеком. Одноклеточные и многоклеточные животные. Типы животных. Особенности строения и жизнедеятельности животных.
Раздел «Жизнь организмов на планете Земля»
Наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная среды обитания. Абиотические, биотические, антропогенные факторы среды. Влияние экологических факторов на организмы. Примеры приспособленности живых организмов к разным условиям среды обитания. Примеры влияния живых организмов на неживую природу. Природные сообщества. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах.
Раздел «Человек на планете Земля»
Антропогенез. Факторы антропогенеза. Влияние человека на природу: примеры положительного и отрицательного воздействия. Заказники, заповедники, национальные парки, памятники природы, Красная книга. Важные аспекты охраны окружающей среды.

























Раздел VI