Конспект по музыке Инструментальный концерт «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин


План-конспект урока музыки в 7 классе.
Составила учитель музыки Талипова Ирина Рустамовна
Тема урока: Инструментальный концерт «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Цели урока:
1. Образовательная: напомнить учащимся историю зарождения инструментального концерта, закрепить представления о различных видах концерта, расширить представление о программной музыке;
2. Развивающая: продолжить знакомить с лучшими образцами музыки жанра инструментального концерта;
3. Воспитательная: воспитать эмоциональную отзывчивость и восприятие лучших образцов классической музыки.Задачи урока:
1. Познакомить обучающихся с жанром инструментальной музыки «Рапсодия»;
2. Воспитать интерес и любовь к музыке джазового характера.
Оборудование: учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка» для 7 класса, аудиозапись, видеофрагменты, презентация, портрет композитора.
Ход урока.
Организационный момент.
У.: Здравствуйте,ребята. Сейчас прозвучит отрывок из музыкального произведения, вы должны будете мне назвать это произведение и вспомнить композитора.
Д.: Прозвучал отрывок из оперы «Порги и Бесс» колыбельная Клары, композитор Джордж Гершвин.
У.: Молодцы. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Гершвина, но сначала вспомним тему прошлого урока.
Д.: Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна.
У.: Что такое концерт и в какую эпоху он зародился?
Д.: Концерт – это музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов. Концерт обычно состоит из трех частей. Зародился в эпоху барокко. Широко известны инструментальные концерты русских композиторов –Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, Концерт №3 для фортепиано с оркестром С.Рахманинова, «Concerto grosso» №1 А. Шнитке и др.
У.: Какие виды концертов вы знаете?
Д.: Сольные, групповые,смешанные, для взрослой аудитории, для детской аудитории, эстрадные концерты, концерты симфонической музыки, хореографические концерты, тематические.
У.: Прослушайте еще один отрывок, он тоже относится к инструментальному концерту, который мы проходили в 6 классе. Вспомните название и композитора этого концерта.
Д.: Прозвучал инструментальный концерт «Времена года» Антонио Вивальди.
У.: Все верно. Антонио Вивальди, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Он был создателем жанра инструментальной концерт. Именно Вивальди установил классическую трехчастную структуру концерта, чередование частей : быстро – медленно – быстро.
II. У.: Запишите в тетради тему урока «Инструментальный концерт « Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.
Вспомним биографию композитора.
Выступает ученик.
Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в нью – йоркском квартале Бруклина, в семье еврейских эмигрантов из России. Его отец был родом из Санкт-Петербурга. Настоящие имя и фамилия композитора –Янкель Гершовиц. Был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. В 1914 году Гершвин уже профессионально занимался музыкой. В 1924 году Гершвин создал мюзикл «Ledi, Bi Good», который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. Самой масштабной и амбициозной оперой в юиографии композитора стала «фольклорная» опера «Порги и Бесс», первая американская национальная опера, поставленная по роману Дюбоса Хейворда, на сюжет из жизни чернокожих жителей юга США, в 1935 году.
У.: С этим произведением мы знакомы. Джордж Гершвин считается джазовым композитором. Что такое джаз и какие у него характерные черты?
Д.: Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX – начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культуры.
Характерные черты джаза:
Импровизация – основа джаза. Каждый исполнитель, инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.
Полиритмия – сочетание в музыкальном произведении двух и более самостоятельных ритмических рисунков в рамках одного размера.
Синкопы – смещение акцента с сильной доли на слабую Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют.
У.: Назовите уже известных вам джазовых исполнителей.
Д.: Луи Армстронг, Эдвард Эллингтон, Элла Фитцджеральд.
У.:Молодцы. А теперь я предлагаю вам прослушать небольшую предисторию к новой теме нашего урока.
Выступление ученика.
Начался концерт, звучали сочинения различных компзиторов Европы и Америки, в которых так или иначе преломились джазовые элементы. Публика откровенно скучала. Но вот за рояль сел Джордж Гершвин. Зазвучала «Рапсодия в стиле блюз». От прежней скуки не осталось и следа. Оркестранты играли, словно выворачивая себя наизнанку от эмоций, искренне от души. Дирижер Пол Уитмэн не замечал, что по его щекам катятся слезы восторга. Гершвин играл на фортепиано неподражаемо. Отзмучали последние звуки «Рапсодии» и зал захлебнулся бурей оваций.
У.: Гершвин считал, что «Рапсодия» написанная в джазовом стиле, но принадлежит к серьезной музыке. Импровизированность, взаимствованная у джазовых музыкантов, - главная черта этого сочинения – сочетается с принципами развития европейского классического симфоджаза.
Немного отдохнем и сделаем физ.минутку.
У.: Запишите в тетради значение слова рапсодия.
Рапсодия – жанр инструментальной музыки, музыкальное произведение выстроенное в свободной форме на основе народных мелодий.
Что такое блюз? С этим словом вы уже знакомы.
Д.: Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.
У.: Слушаем «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина. Ваша задача записать эмоциональную характеристику произведения.
После прослушивания учащиеся зачитывают свои ответы.
У.: - понравилась вам рапсодия?
-можно ли ее назвать классикой?
-как вы думаете, будет ли звучать музыка Гершвина в последующие десятилетия?
III. Работа над песней.
IV. Рефлексия.
- С каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились и кто композитор?
-Какой жанр классической музыки положен в основу «Рапсодия» - сюита, соната, инструментальный концерт?
-Что такое рапсодия? Блюз?
V. Домашнее задание.Найдите информацию об отечественных джазовых музыкантах. Составьте фонограмму из понравившихся вам композиций одного или нескольких исполнителей.
VI. Выставление оценок.
Всем спасибо за урок.