Методическая разработка урока на тему От Средневековья к Новому времени (7 класс)


Тема: От Средневековья к Новому времени
Цель:
Знать: Хронологические рамки эпохи Нового времени, периодизация, сущностные характеристики эпохи (характерные черты человека и общества Нового времени).
Уметь: искать информацию в учебнике, отвечать на вопросы учителя, составлять синквйн, обобщать и делать выводы.
ХОД УРОКА
I. Актуализация
Давайте вспомним, что мы изучали в прошлом году.
- Какую историю мы с вами изучали? (историю Средневековья, страны).
- Какие важнейшие события истории Средневековья вы можете назвать?
Давайте выполним задание (раздаточный материал). В тетрадях – 5 минут, по вариантам.
История европейского Средневековья История средневековой России
476 г. – …
622 г. – зарождение… на Аравийском полуострове
962 г. – основание Священной…
1054 г. - разделение христианской церкви на…
1096 – 1270 гг. –…
1265 и 1302 гг. – возникновение парламента в… и Генеральных штатов во…
1337 - 1453 гг. – Столетняя война между…
1415 г. – сожжение… в Чехии
1453 г. – взятие турками города …
1492 г. – завершение Реконкисты в …
V в. н.э. – разделение славян на три ветви: западную, южную и …
988 г. – …
1019-1054 гг. – правление… в Киеве
1147 г. – первое летописное упоминание о городе…
1223 г. – битва на реке… , первая встреча русских с монгольскими войсками
1240 г. - …
1242 г. - Ледовое…
XIV - нач. XVI в. – объединение русских земель вокруг города…
1380 г. – битва между войсками Дмитрия Донского и Мамая на… поле
1480 г. – стояние на реке…, окончание ордынского владычества.
В 7 классе вам предстоит познакомиться с опытом жизни людей в новую эпоху всеобщей истории, которую называют Новое время или Новая история. Запишите тему урока «От Средневековья к Новому времени».
- Судя по датам, с которыми вы работали, каковы временные рамки периода Средневековья?
- А какие основные черты Средневековья в Европе и в России вы можете назвать? (Преобладающее сельскохозяйственное производство, натуральное хозяйство, сословное неравенство, неограниченная власть монарха).
- А что такое Новое время? (не знают)
- Сформулируйте цель урока.
Учитель формулирует цель урока.
II. Изучение нового материала.
Наша главная цель – понять, что такое новое время? (записать на доске).
Сегодня, чтобы достичь цели урока нам необходимо пройти 5 этапов, ответить на 5 вопросов нашего плана. Давайте с ними ознакомимся (записать на доске).
Когда и кем предложен термин Новое время?
Исторические границы (хронологические рамки) Нового времени.
Какие существуют периоды Нового времени?
Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время по сравнению со Средневековьем? Как изменился тип человека?
По каким источникам изучают историю Нового времени?
1. Итак, перейдем с вами е первому пункту нашего плана. На стр. 5, второй абзац найдите информацию, когда и кем предложен термин «Новое время»? (Итальянскими гуманистами в 15 веке).
- Что такое гуманизм, за что выступали итальянские гуманисты? (в центре внимания гуманистов – человек, пересмотр античного наследия, расцвет светской литературы и искусства).
Итак, итальянские гуманисты в 15 веке провозгласили начало новой эпохи. Они не только предложили термин «новое время», они были первыми, кто разделил историю человечества на 3 последовательных этапа (записать на доске)
1. Античность (Древний мир) до 476 г. – золотой век культуры
2. Средние века (476 г. – 15 век) – темные века.
3. Новое время или Новая история (15 век - ….) - новый расцвет культуры.
Что дало им повод противопоставить время, в котором они жили, то есть 15 век, периоду Средних веков (ведь, важное значение имело не только искусство и литература, то есть то, что принято называть культурой) – на этот вопрос мы с вами ответим позже.
2. А сейчас мы с вами перейдем ко второму пункту, к вопросу об исторических границах Нового времени.
- Как вы считаете, мы уже можем хотя бы частично дать ответ на этот вопрос? (Да, начало нового времени – 15 век).
Но, если с началом эпохи Средневековья всё понятно, 476 г. – в этом году пал последний оплот античной цивилизации – Римская империя, то в отношении того, какое событие стало рубежом эпохи Средневековья и Нового времени – ведутся споры. Начало новой истории не имеет точной даты, числа, месяца, года. Переход от Средневековья к Новому времени шел постепенно и долго. Новые черты в жизни общества – его мировоззрении, культуре, экономической и политической жизни, повседневности долгое время существовали со старыми, мы будем называть их традиционными. Но все же некоторые ученые пытаются предложить конкретные даты начала эпохи нового времени (записать на доске):
1492 г. – открытие Колумбом Америки.
1517 г. – начало Реформации (забота о спасении души – задача индивидуальная).
Но мы с вами должны запомнить, что начало эпохи нового времени – это позднее итальянское Возрождение, Великие географические открытия, Реформация. Эти события, взятые по отдельности, не характеризуют эпоху нового времени в целом. Только представив себе всю совокупность изменений, которые произошли, мы получим с вами полное представление об эпохе.
Считается, что Новое время заканчивается в начале XX века, а мы с вами живем в новейшее время.
- Итак, каковы же исторические границы нового времени, когда оно начинается и когда заканчивается?
- Какие события считаются началом эпохи Нового времени?
- Почему нельзя выбрать только одно событие в качестве отправной точки, начала эпохи Нового времени?
3. Теперь, когда мы с вами ориентируемся в исторических границах или хронологических рамках Нового времени, мы должны узнать с вами, на какие периоды делится Новое время.
Записывают:
Периодизация Нового времени, записывают таблицу
Период Характерные черты
1500-1800 гг. Постепенное разрушение традиционного, аграрного общества, зарождение индустриального
1801-1918 гг. Индустриальное общество
Учитель поясняет смысл понятий «традиционное», «аграрное», «индустриальное общество».
- Посмотрите на обложку учебника и скажите, какой период Нового времени мы будем изучать с вами в 7 классе.
4. Давайте теперь подробно рассмотрим те изменения, которые произошли в обществе нового времени. Тем самым мы с вами раскроем вопрос о том, что означало «разрушение традиционного общества».
Записывают:
Новое время:
1. Совершенствуются орудия труда.
2. Растут города, государства преодолевают феодальную раздробленность.
3. Сословная система остается, но появляется новый тип личности – человек с новыми ценностями: достижение богатства, личного успеха (а не общины, рода, сеньора), способность самостоятельно принимать решения.
4. Дух предпринимательства охватывает Европу.
Средневековый человек жил в соответствии с традициями, как завещали ему предки, его мало заботили земные дела, средневековый человек в основном заботился о загробной жизни, церковь играла огромную роль в жизни общества и она указывала человеку, как ему действовать. Человек эпохи нового времени – это активный, самостоятельный человек, который не собирался всю жизнь потратить на молитвы и следовать пути, который вытекал из его сословных обязанностей. Человек эпохи нового времени жаждал самостоятельной деятельности, жизненного успеха, богатства, земной славы. Его девиз был «Здесь и сейчас».
- В ком лучше всего воплотился тип человека нового времени, в каких слоях общества? (В незнатных – разбогатевших крестьянах, купцах, жителей города – юристах, банкирах, небогатых дворянах).Этих людей, разных по происхождению объединяло одно – желание разбогатеть. А чтобы его исполнить, они были готовы пойти на риск. Что для этого было нужно – заняться торговлей, предпринимательством, поступить на военную или государственную службу, одним словом, принять решение и добиться его исполнения, а не сидеть, сложа руки и делать то, что велит священник или сеньор. Но люди нового времени были готовы покидать родные края и отправляться в заморские путешествия не только по соображениям выгоды, но и из-за интереса ко всему новому, неизведанному.
Вот вам примеры людей нового времени (демонстрация портретов)
1. Христофор Колумб «Бог, слава и золото!»
2. Якоб Фуггер «Я хочу наживаться, пока могу».
3. Мартин Лютер «Истинное отпущение грехов совершает не римский папа, а сам Бог!»
Вот символы Нового времени (иллюстрации)
Каравелла, индивидуальные часы, ружье, регулярная армия, Конституция.
Задание: написать синквейнЧеловек Нового времени
Активный, самостоятельный, предприимчивый
Открывает, принимает решения, рискует
Здесь и сейчас
Часы
5. И нам осталось ответить на вопрос, что связывает нас с эпохой нового времени.
Читаете стр. 7-8 и отвечаете на этот вопрос.
И вот настал самый важный момент урока.
Пусть каждый из вас напишет определение, что такое новое время, с вашей точки зрения.
Новое время – это
III. Закрепление.
- Когда и кем был предложен термин «Новое время» или «новая история»?
- Каковы хронологические рамки этого периода?
- Какие события считаются началом нового времени?
- На какие периоды делится новое время?
- Какие явления в начале эпохи нового времени свидетельствовали о кризисе традиционного общества?
- Какие главные характерные черты этой эпохи?
- Какими чертами обладал человек эпохи нового времени?
- Что связывает нас с эпохой нового времени?
IV. Оценивание.
V. Д.З. Стр 5-8 – прочитать, ? 1-5 – устно, написать эссе «Что связывает современных людей с Новым временем?».
Инд. Задания о мореплавателях.
1) Б. Диаш (с. 17-18)
2) Васко да Гама (с. 18)
3) Х. Колумб (с. 20-21)
Технологическая карта урока 1
Задание 1. Заполните пробелы…
История европейского Средневековья История средневековой России
476 г. – …
622 г. – зарождение… на Аравийском полуострове
962 г. – основание Священной…
1054 г. - разделение христианской церкви на…
1096 – 1270 гг. –…
1265 и 1302 гг. – возникновение парламента в… и Генеральных штатов во…
1337 - 1453 гг. – Столетняя война между…
1415 г. – сожжение… в Чехии
1453 г. – взятие турками города …
1492 г. – завершение Реконкисты в …
V в. н.э. – разделение славян на три ветви: западную, южную и …
988 г. – …
1019-1054 гг. – правление… в Киеве
1147 г. – первое летописное упоминание о городе…
1223 г. – битва на реке… , первая встреча русских с монгольскими войсками
1240 г. - …
1242 г. - Ледовое…
XIV - нач. XVI в. – объединение русских земель вокруг города…
1380 г. – битва между войсками Дмитрия Донского и Мамая на… поле
1480 г. – стояние на реке…, окончание ордынского владычества.
Задание 2. Написать синквейнЧеловек Нового времени
_________________________________ (3 прилагательных)
_________________________________(3 глагола)
_________________________________(фраза, которая характеризует человека Нового времени)
________________________________(Ассоциация)
Задание 3. Составить определение
Новое время (новая история) – это…
Задание 4. Тест
1. Отметьте события, положившие начало Новому времени в истории человечества:
А) великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе Б) Великие географические открытия и Реформация В) возникновение христианства Г) промышленная революция
2. Характерной чертой раннего Нового времени (1500-1800 гг.) было:
А) постепенное разрушение традиционного общества Б) становление традиционного общества
В) формирование индустриального общества Г) преобразование индустриального общества
3. Отметьте неверное утверждение. Характерные черты средневекового общества…
А) господство натурального хозяйства Б) интерес к достижениям древней античной культуры В) разделение власти между светскими и духовными властителями Г) преобладание религиозных представлений в жизни людей
4. Отметьте неверное утверждение. Характерные черты общества Нового времени…
А) Переход к рыночным отношениям Б) интерес к достижениям древней античной культуры В) возрастающее стремление людей к жизни земной и посмертной славе Г) преобладание в жизни людей религиозных представлении
5. История Нового времени охватывает период:
А) конец XIV-начало XV в. Б) конец XV-начало XVI в. В) начало XVI-конец XVII в. Г) начало XVI-XIX в.