Разработка урока по Новой истории в 7 классе: Введение. От средневековья к Новому времени


7 класс Урок № 1
Тема урока: «Введение. От средневековья к Новому времени».
Цели урока:
1. Дать представления о хронологических рамках и границах Новой истории;
2. Познакомить с особенностями общественного устройства и экономического развития в начале Нового времени;
3. Развивать интерес к исторической науке.
Ход урока:
I. Оргмомент (5мин.)
II. Подготовка к осознанному усвоению нового материала (10 мин.)
Какие хронологические рамки охватывает история средних веков?
Какое общество господствует в средневековье?
Каким общественным строем жили люди в средневековье?
Изучение нового материала (25 мин.)
Эпоха, следующая за средневековьем, называется Новое время или новая история. Термин «новое время» появился впервые в Италии в XV веке. Люди хотели противопоставить себя средневековому обществу, подчеркнуть, что началась эпоха «пробуждения умов». Почему люди стали так думать. Люди обратили свой взор к античным достижениям человечества, их стали интересовать человеческие, земные радости. Люди стали смотреть на мир по новому. Люди пытались осмыслить по новому явления в мире, и больше всего их интересовал сам человек. Люди стали больше путешествовать, не только по хозяйственным целям, а из любопытства.
Существуют разные точки зрения на начало нового времени.
Начало: рубеж XV – XVI веков время позднего итальянского Возрождения, великих географических открытий и Реформации.
Завершение: рубеж XIX – XX веков.
Новое время делится на два периода:
1 период: XV – XVIII в.в. раннее новое время.
2 период: XVIII – XX в.в. позднее новое время.
Нет конкретной даты начала Нового времени. Переход от средневекового общества к новому времени проходил постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в обществе существовали наряду со старым, средневековым укладом.
Уже в 15 веке в Западной Европе начался закат средневековья. Традиционное общество постепенно разрушается.
Складывается новый тип личности – человек нового времени. Такой человек почувствовал в себе силы самостоятельно вести деятельность и нести за нее ответственность. Чаще всего эти люди происходили из незнатной среды – разбогатевшие крестьяне, ремесленники, купцы. Были представители и городской верхушки – банкиры, юристы и небогатые дворяне. Что их объединяло? Желание разбогатеть. Для достижения этой цели, следовало проявить себя – заняться торговлей, предпринимательством, поступить на государственную службу, в армию. Такие люди обладали предпринимательским духом. Не боялись рисковать.
В XVI – XVIII веках общество оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но люди стремившиеся к личному успеху совершенствовали орудия труда, создавали новые технологии. В XVIII веке появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники начинается уже в XIX веке, который назовут индустриальным (от латинского индустрия - деятельность). И общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем начнет развиваться техника.
Общество XVI – XVIII веков – это общество раннего нового времени, переходящее от традиционного к индустриальному.
Новая история изучает события недавнего прошлого. Это легче чем изучать древнее общество. Много исторических находок и артефактов. Многие города сформировались в новое время и содержат много памятников архитектуры того периода.
В новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наше время. Тогда же были написаны первые конституции. Многое из того времени вам близко и понятно.
IV. Закрепление изученного материала (5 мин.)
Вопросы на странице 5.
V. Домашнее задание: стр. 3 – 5. вопросы на странице 6 к новому параграфу.