Статья об историческом деятеле Возрождения Лас Касас — апостол индейцев


Гуманист в эпоху крови..
…Ранним августовским утром 1502 года, когда над волнами Атлантики блесну-
ли первые лучи солнца, от пирса, заставленного ящиками с рыбой в гавани
Палое, недалеко от Севильи, отплыла флотилия из трех каравелл, взяв привыч-
ный курс на юго-запад. Пассажиром одной из них был неприметный юноша, по виду студент, с интересом оглядывавший всё происходящее живыми карими
глазами. Так начался путь в историю выдающегося гуманиста, обличавшего зверства конкистадоров епископа Бартоломео де Ла Касаса.
Будущий защитник индейцев покорённой Америки родился 11 ноября 1474 г.
в семье известного севильского городского судьи Педро де Лас Касаса.Семья Бартоломео не отличалась знатностью, а злые языки даже поговаривали, что дон Педро происходит из новообращённых в христианство евреев. Всё же его отца можно было назвать богатым – участвуя во втором плавании Колумба, он привёз из Нового Света немало золота.
Кроме денег, он привез с собой нескольких индейцев-аравако, сделав их слугами, а одного из них, самого смышлёного, дон Педро даже приставил воспитателем к своему сыну, давая ему первые уроки рабовладения.
  Бартоломе было восемнадцать лет, когда Колумб в 1492 году открыл Новый свет, впоследствии названный Америкой. Пылкий студент университета в Саламанке, влюбленный в городскую красавицу Беатриче, не мог тогда и подумать, что ему предстояла жизнь, полная опасностей, угроз врагов и инквизиции, неукротимой борьбы за интересы и права индейцев.
Общение с индейцами, их рассказы заронили в душу Бартоломео идею стать миссионером в Новом свете, привести туземцев к христианству. Его первая экспедиция в Америку состоялась под началом известного в то время коррехидора Николаса де Овандо, представителя короля на завоёванных зем-
лях, который не стесняясь, насаждал с помощью обмана, огня и меча испан-
ское правление на Карибах.
Бартоломео как миссионеру, поручили посадку на корабли и отправку
индейцев в качестве рабов в Европу, тем более, что на Гаити он унаследовал земельные владения отца и его рабов. Вчерашний студент-богослов, постигнув-
ший культуру индейцев еще в Испании,став невольным свидетелем самых разных зверств, возмутился до глубины души и проникся идеей остановить эти ужасные злодеяния.
В отличие от Колумба, твердившего, что индейцы – низшие существа, Рим
убеждал, что они - потомки общечеловеческих прародителей и им следует воз-
вещать веру Христову точно так же, как это делалось в других языческих
странах. Но в жизни Конкиста быстро превратила коренных жителей Нового Света в рабочий скот. Захватчики, устремившиеся на запад, чаще были военны-
ми, отвыкшими за годы борьбы с маврами от мирного труда. Грубые, жестокие и циничные, очерствевшие в ходе войн средневековья, они пришли в Америку, по выражению Лас Касаса, "..с крестом в руке и ненасытной жаждой золота в сердце".
Поэтому миссионер Бартоломео понял, что остановить потоки индейскойкрови ему одному будет просто невозможно.После восьми лет скитаний по островам и крепостям Нового Света, в 1506-м году он вернулся в Испанию для получения сана священника, наивно полагая, что это позволит ему лучше защитить несчастных индейцев.
Вернувшись на Гаити, Лас Касас нашёл здесь сторонников своих идей по защите индейцев. Это он понял, оказавшись 30 ноября 1511 года на воскресной службе в местном храме Санто-Доминго. Богослужение совершали приехавшие из Саламанки монахи-доминиканцы. Присутствовали сын Колумба адмирал Диего, местная испанская знать. Взошедший на кафедру монах в поношенной черно-белой рясе - отец Антонио де Монтесинос, обратился с проповедью к молящимся, взяв её темой слова наставника покаяния - Иоанна Крестителя: "Я - глас вопиющего в пустыне". Незаметно проповедь превратилась в гневное обвинение.
Когда проповедник умолк, в храме повисла гнетущая тишина. Звучавший
голос священника, показался многим,гласом Страшного суда. Теперь возмуще-
нию прихожан не было предела - были задеты их кровные интересы! А монах и его спутники тихо удалились. Жестокости была объявлена война. Сцену эту детально и живо описал сам Лас Касас, бывший ее свидетелем. Скорее всего, именно тогда его сознании вспыхнул вопрос: « А законна ли сама Конкиста и дела её участников?» Но через три года, во время сопровождения карательного отряда на Кубе, он убедился: Конкиста – неправое дело, испанцы своими действиями унижают христианскую веру, а индейцы – несчастные жертвы произвола и жестокости.
Открыто выступать против короны и конкистадоров священник-вольноду-
мец не смог. Он стал бороться проповедями. В них он все чаще говорил, что
колонизаторы должны относиться к индейцам, как к братьям и отказаться от рабства. Эти речи падре вызвали негодование конкистадоров. В папскую ку-
рию на него посыпались жалобы и доносы…
Лас Касас решил наступать – отказался от собственных земельных владе-
ний. А прибыв в Испанию в сентябре 1515 г., осмелился доказывать королю свою правоту в защите индейцев от истребления. Часть придворных поддержа-
ла отца Бартоломео- архиепископ Севильский Диего, регент Адриан и кардинал Испании Хименес, одобрив его заступничество за индейцев. Кардинал даже назначил Лас Касаса экспертом по делам коренных жителей Вест-Индии с официальным званием "покровителя индейцев".
Наследник престола дон Карлос, после беседы со священником, посчитал
бесчинства колонистов угрозой интересам метрополии. Так по случаю королев-
вская политика и цели Лас Касаса на время совпали - монархия не нуждалась в мёртвых индейцах - ей были нужны налогоплательщики.
Но строптивого священника и это не устроило - взгляды отца Бартоломеостали более радикальными. От идеи облегчения участи индейцев он пришёл к мысли о законности военного сопротивления Конкисте, объявив его справедли-
вым делом, так как индейские земли были захвачены силой."Уроженцы земель в Индиях, - напишет он, - куда мы вступили, имеют право вести против нас са-
мую справедливую войну и смести нас с лица земли. Это право они будут
иметь до Судного дня".
Настойчивость Лас Касаса победила - в Америку прибыла комиссия для под-
тверждения террора против индейцев. Но колонистам упорными интригами
удалось её привлечь на свою сторону, и в 1517 году раздосадованный Барто-
ломе вернулся в Испанию. Убедив короля в верности своих идей, он вместе сдругими монахами основал в 1520 г свободное поселение в Вера-Пас, где индейцы трудились на равных правах с испанцами. Потом создал такое же поселение в малодоступной Кумане на берегу Венесуэлы. Но местные испанцы не подчинялись королю и отряды конкистадоров Гонсалеса де Окампо и Касте-
льяно истребили индейское поселение в Кумане и Вера-Пасе. Губернатор отка-
зался мешать им.
Разочарованный в политике, Бартоломео нашёл убежище в монастыре Санто-Доминго, где и написал самые главные трактаты, обличавшие террор
конкистадоров,.В них он порицал рабство и убеждал монарха начать мирные переговоры с туземцами Вест-Индии.. В 1537г папа Римский также поддержал идеи Лас Касаса. Авторитет защитника индейцев был так велик, что король Карл V после беседы с ним, издал указ об отмене рабства в Перу, а позже подписал закон о реформе крепостного права в Вест-Индии, доставленный Бартоломео в Новый Свет., Но эти перемены так и не осуществились–служа епископом Чьапаса в Мекси-
ке де Лас Касас пригрозил отказом в отпущении грехов испанцам-рабовладе-
льцам и вскоре от епископа отвернулись и колонизаторы и духовенство, а через год и сам король забыл «апостола индейцев». Несмотря на угрозы инквизиции и крупной испанской знати, отец Бартоломео открыто и дерзко выступил в 1550 г победив диспуте при дворе короля сторонника колонизаторов Хуана де Сепульведу. Благодаря поддержке Лас Касаса законы против крепостного права в Новом Свете были приняты вновь. И до своей смерти в 1566 г Бартоломео де Лас Касас активно защищал права индейцев,всеми способами пытался повли-
ять к лучшему на судьбу коренных народов Америки.
Михаил Андреев
26 марта 2016
Самара