Урок мужества в творчестве ленинградской поэтессы Ольги Берггольц(к 105-летию со дня рождения).


Военная тема в творчестве ленинградской поэтессы Ольги Берггольц. (105 – летие со дня рождения О.Б.)
Урок мужества.
Гаснет свет. На экране фото Ольги Берггольц.
Уч – ся:
– Имя советской поэтессы Ольги Берггольц неразрывно связано с блокадным Ленинградом. Именно в те страшные жуткие годы ее голос звучал из радиорубок. Она как будто разговаривала через свои стихи со всем миром о той страшной трагедии, которую он переживал. Ее готовность пойти на все ради спасения этого мира брала за живое.
(слайды военных лет).
Уч – ся:
– Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе Россия,
От имени российских матерей.
( фото?).
Уч – ся:
Ольга Федоровна Берггольц была не просто поэтом, она была голосом блокадного Ленинграда, пеленгом его мужества, верой в Победу, живущей в глубине душ, измотанных голодом и бомбежками ленинградцев.
Уч –ся:
– Я никогда героем не была,
Ни жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.
(Гаснет свет. В центре сцены три фигуры образуют треугольник и освещаются прожектором).Солдат:
«Милая Наташа,
Прочти и всей родне скажи:
Спасибо вам за ласку вашу,
За вашу правильную жизнь.
Но я прошу, Наташа, очень:
Ты не пиши, как прошлый раз,
Мол, пожалей себя для дочки,
Побереги себя для нас»…
Мне стыдно речи эти слушать!
Прости, любимая, пойми,
Что Ленинград ожег мне душу
Своими бедными детьми.
Я в Ленинграде, правда, не был,
Но знаю – говорят бойцы:
Там дети плачут, просят хлеба,
А хлеба нет… А мы отцы…
И я, как волка, караулю
Фашиста – сутками в снегу,
Уйти? А вспомню про детей –
Зубами скрипну – и останусь.
«Нет, – говорю, –позорный гад
Палач детей! Я здесь, я слышу.
На, получай еще заряд
За ленинградских ребятишек…
Нельзя дышать, нельзя, жена,
Когда дитя за хлебом плачет…
Да ты не бойся за меня.
А как я жить могу иначе?» (отворачивается)
(Слайды Ладога, машины).
Уч –ся:
– Казалось, что конец земли
Но сквозь остывшую планету.
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где –то…
Уч –ся :
– И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
(Поворачивается шофер).
Шофер:
Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев…
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам. (Отворачивается).
(Поворачивается девочка, на ладони паек – кусочек хлеба, ложится на сцену, кладет голову на колени подошедшей мамы).
Мама:
Ты проснешься на земле цветущей,
Вставшей не для горя-для труда.
Ты услышишь ласточек поющих:
Ласточки вернулись в города.
(Загорается свет. На экране кадры: Пискаревское кладбище, на стене надпись: «Никто не забыт и ничто не забыто»)Уч – ся: (Портрет Берггольц).И эта жизнь в самой обыденности подвига была чудом и остается чудом, возвеличивающим человеческую душу. Только у человека, который сам пережил и голод, и страх, и саму смерть, могли родиться такие проникновенные стихи, которые впоследствии Ольга Берггольц сама соберет в один томик и назовет: «Ленинградской поэмой».