Конспект урока по географии на тему: Антарктида: особенности природы, ее поверхность и климат


Конспект урока по географии для обучающихся по адаптированной программе с учетом для детей с умственной отсталостью, 8 класс
Тема: «Антарктида: особенности природы, ее поверхность и климат».
Цель: усвоение учащимися алгоритма изучения рельефа и климата материка на основе Антарктиды.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с особенностями природы Антарктиды;
- рассказать о рельефе и климате Антарктиды;
- развивать умения работать с географическими картами.
Коррекционные:
- расширять активный и пассивный словарь;
- развивать зрительные восприятие;
- развивать память, умение систематизировать изученный материал, учить
делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;
- развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих
знаний, развивать чувство взаимопомощи;
- продолжать учить детей радоваться своему успеху и успеху других детей
- воспитывать чувство патриотизма, ответственности за происходящее в
мире.
Оборудование:
Карта полушарий и физическая карта Антарктиды, компьютер, СD с презентацией.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие друг друга, подготовка к работе.
- давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке?
- В каких полушариях расположена Антарктида?
- Что находится в центре Антарктиды?
- Какие океаны омывают этот материк?
2.Словарная работа.
( предлагается выполнить задание на соотнесение понятий с определениями).
2.Основная часть.
1.Сообщение темы занятия.
-Сегодня вы познакомитесь рельефом и климатом материка. Тема нашего занятия. Особенности поверхности и климата Антарктиды.
2.Презентация «Рельеф и климат Антарктиды».
Слайд №2
«Антарктида — самый высокий континент Земли, средняя высота поверхности континента над уровнем моря составляет более 2000 м, а в центре континента достигает 4000 метров. Горы, пересекающие почти весь материк, делят Антарктиду на две части — Западную Антарктиду и Восточную Антарктиду, имеющие различное происхождение и геологическое строение.
По особенностям геологического строения и рельефа Антарктида делится по линии, соединяющей южную части морей Уэдделла и Росса».
Слайд №3
«Антарктида окружена частями Атлантического, Индийского и Тихого океанов (Юж. Ледовитый океан). Береговая линия почти всюду изрезана. В материк значительно вдаются только моря Росса и Уэдделла».
Слайд №4
«На тихоокеанском побережье расположены Антарктические горы Анды, высота которых превышает 4000м; самая высокая точка континента — 4892 м над уровнем моря — массив Винсон.»
Слайд №5
«Самые крупные ледники расположены в горном хребте Земли Виктории.
Ледник Бирдмор имеет дл. 180 км, ширина 15-20 км. Между близко расположенными друг от друга ледниковыми языками формируются характерные для А. неподвижные ледовые образования - шельфовые ледники.»
Слайд №6
«Крупных ледников этого типа в Антарктиде 14 (самый крупный - Росса)».
Слайд №7
«На востоке находится высокое покрытое льдом плато и Крестовский вулкан.»
Слайд №8
«В Западной Антарктиде находится и глубочайшая впадина— впадина Бентли. Глубина впадины Бентли, заполненной льдом, достигает 2555 м ниже уровня моря.»
Слайд №9
«Вулкан находился в мало понятной тектонической ситуации, извергал, как уже упоминалось, уникальную по составу лаву, пребывал в состоянии постоянной активности и к тому же помещался в Антарктиде! характеризуется постоянной активностью».
Слайд №10
«Также рельеф представлен оазисами, которые имеют характер полярных пустынь. Самый большой оазис Антарктиды Бангера на побережье Земли Уилкса. Долина Тэйлора- голые скалы, одно из самых сухих мест в Антарктиде и самая безводная зона на Земле, так как при очень низкой температуре воздуха в нем почти не содержится влаги.»
Слайд №11
«В Антарктиде большое число разнообразных озер и водоемов. К сожалению, даже самые теплые озера заморожены до глубины одного или двух метров от 8 до 12 месяцев в году, а некоторые покрыты льдом на протяжении всего времени».
Слайд №12
«Почти все Антарктические озера возникли в результате расколов и отступлений ледников, хотя некоторые были сформированы действиями земной коры. Обычно пресноводные водоемы образованны в низинах ледников и в них нет жизни».
Слайд №13
«3 фактора управляют климатом в Антарктиде - холод, ветер и высота. Температура понижается если вы приближаетесь к побережью ,идя вниз по наклону и также понижается ,когда вы поднимаетесь вверх в глубь материка».
Слайд №14
«В Антарктиде, за исключением прибрежных районов, господствует континентальный полярный климат, характеризующийся отрицательной температурой в летнее и зимнее время и небольшим кол-вом осадков».
Слайд №15
«В летний период (декабрь, январь, февраль) в Антарктиде много ясных дней, поэтому приток солнечного тепла относит, большой, но при этом очень велико отражение солнечных лучей от ледниковых поверхностей, в результате чего общее поступление солнечного тепла в 4-5 раз меньше».
Слайд №16
«Зона наибольшего выпадения осадков (500-600 м". в год) располагается в приморской части полосой шириной около 150 км, сев. (наружная) граница которой лежит на расстоянии 4 - 5 км от берега моря; во внутренних районах выпадает всего 100 - 150 мм в год. Осадки преим. в виде снега, который преобладает даже в тёплое время года. Относит, влажность воздуха в среднем около 73-78%».
3.Итог урока
Записываем домашнее задание.
Учить записи в тетрадях.
- Какая тема урока у нас сегодня была?
- Что вы сегодня делали на уроке?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Сегодня все молодцы, все хорошо поработали.