Презентация на тему «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей 6 – 7 лет в процессе организации работы кружка «Родничок»


Золотухина Наталья Евгеньевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 18 г.Выкса2014г. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России. Президент РФ В.В.Путин в Послании Федеральному собранию 2012 г. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о духовных ценностях: добре, совести, чести, верности. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме духовно-нравственного воспитания. Проблемы Цель: изучить условия духовно-нравственного воспитания детей 6-7 лет в процессе организации кружка. Объект исследования: духовно-нравственное воспитание в подготовительной группе ДОУ. В соответствии с темой, целью определены следующие задачи: 1) изучить сущность понятия «духовно- нравственное воспитание дошкольника»; 2) рассмотреть особенности нравственного воспитания детей 6-7 лет; 3) апробировать программу кружка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников 6-7 лет; 4) провести анализ эффективности процесса духовно-нравственного воспитания дошкольников. Методы исследования метод изучения психолого-педагогической литературы, метод теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме,методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, наблюдение. Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Традиционные источники нравственности 1. Патриотизм2. Социальная солидарность3. Гражданственность. 4. Семья 5. Труд и творчество. 6. Наука7. Традиционные российские религии8. Искусство и литература9. Природа10. Человечество Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей — содействие развитию у них основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе. Задачи, способствующие духовно-нравственному развитию детей: приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла, формировать у детей доступные системные знания об окружающем мире (людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире); содействовать развитию интереса ребенка к родному краю — его природе, истории, народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.); содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении,создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка,содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру. Основные принципы воспитания и развития детей 1. Принцип развивающего образования2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса3. Принцип интеграции образовательного процесса4. Принцип личностно-ориентированного подхода5. Принцип индивидульно-дифференцированного подхода6. Принцип деятельностного подхода7. Принцип культуросообразности8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям. Кружок «Родничок» Задачи работы программа кружка «Родничок»- формировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;- формировать потребность и готовность проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание и сорадование;- способствовать субъективному психо-эмоциональному благополучию ребёнка; - воспитывать чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;- прививать ответственность за свои дела и поступки. Приемы и методы, используемые на занятиях кружка 1) Эмоциональный настрой 2) Практический метод 3) Словесный метод 4) Наглядный метод Основные правила при проведении занятий Использование приема транслированияинформации. Отбор тематического содержания. Главный герой – ребенок. Взрослый стремится помочь ребенку сделатьвывод. Педагог создает проблемные ситуации. В качестве «физкультминутки» - используютсяэлементы драматизации, имитационныедвижения, сопровождаемые комментированнойречью. Русское прикладное искусство Выставки Формы работы с детьми - беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания,- рисование, лепка, аппликация, т.е разные виды творческой художественной деятельности детей, - проведение совместных с родителями праздников, - просмотр мультфильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения, - экскурсии, целевые прогулки (по городу, округу), - детская благотворительность, - организация выставок (совместная деятельность детей и родителей),- постановка минисказок духовно - нравственного содержания,- организация совместного проживания событий взрослыми и детьми. Творческая продуктивная деятельность детей Направления работы в рамках работы кружка 1.Духовно-образовательное ( беседы, устные поучения).2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр мультфильмов, прослушивание аудио сказок).4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам). Критерии мониторингового исследования 1.Использовние вербальных и невербальных средств общения.2.Владение диалогической речью.3.Владение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.4.Форма общения со взрослыми.5.Форма общения со сверстниками.6.Владение культурой общения. Сводная таблица результатов Результаты духовно-нравственного развития ребенка старшего возраста1) наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;2) наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему (людям, природе, предметному миру, к себе; испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения);3) стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями: 4) пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями: 5) возникновение предпосылок рефлексивных способностей, позволяющих осознавать свое «я» в соответствии с духовно-нравственными ценностями6) развитие способности управлять своим поведением и планировать действия Без памяти –  нет традиций,Без традиций – нет культуры,Без культуры – нет духовности,Без духовности – нет личности,Без личности – нет народа. Спасибо за внимание!