Аппликация из соломки Жар-птица

   




Аппликация из соломки

«Жар – птица»




















  В декоративно-прикладном искусстве многих народов встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к XVIII-XIX веков.
    Первые изделия из соломки были связаны с ритуальными обрядами у народов, занимающихся земледелием. В знак благодарности за урожай в поле оставляли пучок колосьев, заплетали его в косу и украшали лентами и цветами. Нарядный сноп всегда можно было увидеть в церквях и крестьянских избах. Традиционными атрибутами народных праздников Масленица, Ивана Купалы были сделаны из соломы чучела. В рождество во многих домах плыли по воздуху, легко раскачиваясь, подвешенные к потолку на нитях птицы и другие подвески. Из соломки плели коврики, посуду, шляпы, украшения для интерьера дома.  
     Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.
     Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух видов изделий: из дерева (мебель, бытовые вещи) и из ткани (настенные ковры). Разное качество и размеры декорируемых поверхностей привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликации геометрическими элементами и аппликации криволинейными элементами. Плавные линии и очертания криволинейных композиций очень непохожи на кристаллические россыпи орнаментальных геометрических.
Так же не схожи технологии их изготовления. Чтобы получить элементы криволинейных композиций (листья, лепестки и др.), соломенные ленты наклеивали одну к другой на бумагу.
  Затем из полученных пластов вырезали элементы. Геометрические элементы для композиций, выполняемых в технике геометрической аппликации, отсекали сразу от соломенной ленты.
В технике криволинейной аппликации изготавливали большие настенные ковры, на которых симметрично размещали изображения голубей, оленей, букетов, которые обрамляли гирляндами из побегов растений, листьев, бутонов и цветов. Стилизованными растительными орнаментами из геометрических элементов украшали деревянные сундучки, рамочки, пасхальные яйца.
    Украшенные аппликацией разнообразные бытовые деревянные изделия встречались на Беларуси ещё в середине XX в. ,однако, постепенно этот вид искусства в народной среде приходил в упадок.
     Возрождение ремесла началось на Жлобинской фабрике инкрустации, открытой в 1961 г. Инициатором стали мастера Дехтяренко В. и ее муж. Они разработали свою технологию окрашивания и наклеивания соломки, придумали образцы изделий, главным образом сундучки разнообразных форм. Вслед за фабрикой в Жлобине открылся цех по выпуску изделий, украшенных геометрической аппликацией на Брестской фабрике художественных изделий. Белорусская соломка получила широкую известность не только в республике. В промысел пришли работать талантливые художники. Много новых приемов внесли в традиционное искусство В.Басалыга, Т.Алексеева, В.Котов и др.
        Настенные ковры, украшенные криволинейной аппликацией, встречались в интерьерах деревенских домов еще в 1950 годах. В настоящее время их можно увидеть в музеях и на выставках народного творчества. Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декоративные панно. На них искусными руками современных мастеров выложены из соломки композиции в виде роскошных букетов, животных, птиц. Непревзойденными мастерами  на протяжении многих лет в этом виде декоративно-прикладного творчества Беларуси остаются Л Валеева, Л.Малахова, В.Павлова.

          Технология выполнения аппликации соломкой

Выбрала картинку птицы и подготовка эскиз, на котором необходимо простым карандашом прорисовать направление волокон соломенных полос. От этого будет зависеть блеск и оттенки.

Перевела каждую деталь отдельно на кальку, указав направление полос.

С помощью клея ПВА наклеила соломенные полосы так, чтобы закрыть всю деталь.
Полоски должны плотно прилегать друг к другу. Кольцами ножниц разгладила и убрала лишний клей. Заклеенная деталь должна быть гладкая, полосы должны быть одного оттенка.

После заклеивания всех деталей, вырезаю строго по контуру.

Когда все детали были готовы, их прикладывала к готовому фону, сравнивала с эскизом и приклеивала.

Готовую работу оформила в рамку












Вывод
     
В процессе работы над поделкой я более глубоко изучила такой вид декоративно-прикладного творчества как аппликация. Познакомилась с видами и способами ее выполнения. Полученные знания и практические умения использовала в работе над «Жар- птицей» и считаю, что традиционные способы аппликации вполне можно применить к такому природному материалу как соломка.  Считаю, что с поставленной целью и задачами справилась.

Литература
 
Артамонова Е.В. Соломка. Секреты самоделки. М:ЭКСМО-Пресс, 2000 г.

Нагибина М.И. Аппликация из природных материалов Ярославль, Академия Холдинг, 2000 г.

Я познаю мир: История ремесел. Энциклопедия /Пономарева Е., Пономарева Т. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.
 

15