Методическая разработка: «Работа с одаренными детьми»


Практическая работа
«Работа с одаренными детьми»
Выполнила учитель : Слюсарь Н.Ю.
МБОУ СОШ№4
Содержание стр.
Вступление
1.Основные идеи работы с одаренными детьми……………………..
2.Индивидуальный образовательный маршрут развития одаренного…..
ребенка.
3.Выбор индивидуального образовательного маршрута …………………
4.Выводы…………………………………………………………………..
5.Список использованной литературы…………………………………….
6.Приложения………………………………………………………………
Вступление.
Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому перед школой встают вопросы: «Как способствовать оптимальному развитию одаренных детей?».
Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и углубленно, планировать процесс своего обучения.
Актуальность проблемы:
Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности требованиями, которые содержит задание, одаренные дети открывают новые способы решения проблем. Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых.
Цель работы:
-необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие вопросы, ( для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: интернет, дистанционное и интерактивное обучение.)
-в условиях общеобразовательной школы необходимо выстраивание определённой педагогической деятельности, в ходе которой одарённые ученики могли бы проявлять личную активность.
-реализации собственного индивидуального образовательного маршрута.
1.Основные идеи работы с одаренными детьми
Одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах. [ Богоявленская Д. Б. ,1998 г.]
Одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий.
Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации.
 В основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающиеся мыслительные процессы, поэтому  необходимо создать, как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Составляющими компонентами выделяем:
-разработка и реализация персональных (групповых) научно-исследовательских, социальных, художественно-творческих и пр. проектов.
-выполнение заданий для самостоятельной работы с последующей аттестацией;
-выбор изучаемых предметов и составление индивидуального учебного плана (прохождение программы в удобном для ученика темпе, проведение профессиональных проб, прохождение практик, выбор различных последовательностей учебных тем в рамках изучаемого предмета).
-подготовка к предметным олимпиадам;
Формы проведения:
-защита творческих проектов;
-индивидуальные и групповые консультации;
-школьные научно-практические и творческие конференции;
-работа творческих объединений учащихся;
-самостоятельная работа учащихся по индивидуальному графику;
-клуб;
-фестиваль творческих достижений;
-составление индивидуальных образовательных отчетов;
 
2.Индивидуальный образовательный маршрут развития одаренного ребенка
Для развития одаренности учащемуся необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство исследователей склоняются к тому, чтобы предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом – разработать индивидуальные образовательные маршруты, для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей. [ Крылова Н. Б.,2008г.]
Вместе с тем, как показывает изучение практики образовательного процесса в учреждениях общего образования, обнаруживается противоречие между необходимостью реализации индивидуального образовательного маршрута одарённого подростка и недостаточной согласованностью педагогических действий общеобразовательной школы, родителей направленных на эту реализацию.
Выбор индивидуального образовательного маршрута должен  основываться на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащегося, родителей, педагогов, педагогов-психологов. [ Богоявленская Д. Б. ,1998 г.]
Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленная образовательная программа, обеспечивающая ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения, самореализации.
Три основные позиции:
1. Индивидуальный образовательный маршрут – как формально декларируемый принцип организации учебно-воспитательного процесса
2. Индивидуальный образовательный маршрут – как спектр условий, создаваемых учителем в целях адаптации ребенка к учебно-воспитательному процессу
3. Индивидуальный образовательных маршрут – как результат продуктивной деятельности ребенка, направленной на удовлетворение собственных образовательных потребностей. [ Логинова Ю. Н.,2006г.]
3.Выбор индивидуального образовательного маршрута.
 Деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта, педагога-тьютора.[ Логинова Ю. Н.,2006 г.]
 Уровнем готовности учащегося к обучению по данному образовательному маршруту выбираем:
- здоровьем и психическим состоянием учащегося;
-потребностями учащегося;
- социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения). [ Декина Н. П.,2002г.]
Проектирование индивидуального образовательного маршрута осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и их родителей, педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.
Ценности образовательной программы /определяет обучающийся/;
-цель образовательной программы /определяет обучающийся или возможен вариант совместного решения/;
-индивидуальный учебный план /определяет обучающийся/;
- характеристику учебных программ /составляют педагоги или возможен вариант совместного проектирования учебной программы/;
Возможности выполнения определяем:
-выбором оптимальных форм и темпов обучения.
-применением способов обучения, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
-осознавая полученные результаты, осуществляем оценку и корректировку своей деятельности. При этом выполнение необходимо четко внедрится в общеобразовательную программу, а именно:
-предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
- учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального компонента и предметы компонента образовательного учреждения;
- особенности изучения тех или иных учебных предметов;
- варианты расчета учебной нагрузки;
- возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут;
- правила оформления индивидуального образовательного маршрута.
выращивание одаренности;[7]
4. Выводы
Можно сделать следующие выводы.
1. В создании маршрута принимают участие: учащийся, родители учащегося, педагог – наставник.
2. При формулировании общей и краткосрочной цели должны учитываться реально достижимый ребёнком результат.
3. Перечисляемые в маршруте направления деятельности ребёнка и его результативность в различных областях, дополнять общие усилия в выбранном направлении, что должно способствовать достижению поставленной цели.
4. В 5-7 классах маршрут в первую очередь предназначен для учёта направлений деятельности ребёнка родителями, концентрации усилий ребёнка в конкретном, определённом целью направлении. В противном случае может возникнуть ситуация связанная с перегрузкой, или с неразумным «распылением усилий» в различных не соотносимых с поставленной целью направлениях.
5. В 8 – 9 классах маршрут служит средством прогноза и контроля, концентрации и распределения усилий в контексте достижения учащимся поставленных целей, а так же совершенствования приобретённых умений и навыков в конкретном направлении.
6. Индивидуальный образовательный маршрут утверждается руководителем (заместителем руководителя) и согласовывается с родителями и учениками.
7.Все должно осуществляться корректно и быть направлено на самореализацию учащегося.
5.Список использованной литературы.
1. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности /Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др. - М.: ИЧП «Изд-во «Магистр»», 1998.
2. Декина Н. П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н. П. Декина // Завуч№6. - С.46-47.2002 г.
3. Крылова Н. Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н. Б. Крылова // Школьные технологии.- 2008. - №2. - С.34-41.
4. Логинова Ю. Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Библиотека журнала «Методист».- 2006.-№9.- 
5.Интернет-ресурс.
6.Приложение.
Предлагаю Вашему вниманию разработку индивидуального маршрута одаренного ребенка, цель которого написать научно-исследовательскую работу.
№ урока Тема урока Кол-во часов Цель урока
1. Вводная лекция 1 Приобщить через примеры к научной деятельности.
2. Знакомство с одаренными детьми. 1 С помощью беседы выяснить интересы детей.
3. Выбор направления работы. 1 Обсуждение с ребенком цели работы.
4. Выбор темы. 1 Обсуждение с ребенком актуальности работы.
5. Экскурсия в библиотеку 1 Научить ребенка четко работать с литературой.
6. Использование ИКТ в работе 1 Научить ребенка четко работать с Интернет-ресурсами.
7. Работа с источниками. 1 Научить ребенка четко работать с литературой.
8. Работа с источниками. 1 Научить ребенка четко работать с литературой.
9. Работа над проектом. 1 Оформление проекта.
10. Работа над проектом. 1 Оформление проекта.
11 Работа над проектом. 1 Оформление проекта.
12 Анализ работы. 1 Оформление проекта.
13 Подведение итогов. 1 Оформление тезисов.
14 Работа над презентацией. 1 Оформление проекта
15 Задачи на следующий год. 1 Оформление проекта
16. Урок-защита. 1 Научить ребенка работать с аудиторией.

Представляю Вашему вниманию тезисы к научно-иследовальской работе
«Влияние физических нагрузок на здоровье подростков»
секция «Валеология»
Одесское териториториальное отделение Малой академии наук Украины
Тезисы к научно-иследовальской роботе
«Влияние физических нагрузок на здоровье подростков»
Слюсаренко Екатерины Александровны
ученицы 5(9)класса
Фонтанского УВК «ООШ I-III ступеней-гимназия»
Руководитель Слюсарь Наталия Юрьевна, учитель химии
Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объем грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней).Цель нашей работы изучить как физическое развитие влияет на общее состояние организма .Задачи, которые мы поставили, заключаются :Изучить какие негативные факторы влияют отрицательно на подростка;
Изучить влияние физических нагрузок на подростка;
Как происходит адаптация организма подростка к физическим нагрузкам;
Как происходит развитие сердечно - сосудистой системы при физических нагрузках;
Проанализировать и дать рекомендации;
Актуальность работы состоит в том , что мы пропагандируем здоровый образ жизни. Современному человеку приходится затрачивать все меньше физических усилий. Но самой природой заложено потребность в движении. Поэтому мы говорим, что важнейшим элементом здорового образа жизни является занятия спортом.
Физические нагрузки в современном спорте столь высоки, что врожденные адаптивные механизмы нередко оказываются недостаточными для обеспечения нормального функционирования организма в этих условиях. Только специальная тренировка, увеличивающая физиологическую мощность функциональных систем, ответственных за адаптацию, дает возможность спортсмену справиться с высокоинтенсивными и большими по объему физическими нагрузками. При длительных физических нагрузках активируется жировой обмен. Повышается активность ферментов, расщепляющих жиры. В результате этого в крови уменьшается концентрация липопротеинов низкой и очень низкой плотности. Физические нагрузки, лежащие на грани человеческих возможностей, могут сопровождаться серьезными изменениями в белковом обмене, которые могут стать причиной нервных и психических расстройств, нарушения памяти. Необходимо правильно выбирать физическую нагрузку . И эта физическая нагрузка должна быть нормой. Здоровье в наших руках.
Растущий организм должен получать весь набор витаминов, белков, жиров и минералов. В наше время есть роспрастронённая болезнь, как гиподинамия – нарушение функций организма. Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда. Болеют в основном такой болезнью подрастающее поколение, так как всё свободное время проводят у компьютера!
Физическая активность - единственный вид деятельности, которая дает больший заряд энергии, чем тот, что тратится на нее! Физическая активность это единственный способ бороться с заболеванием гиподинамия.