Методическая разработка на тему:Работа с музыкально одарёнными детьми


Работа с музыкально одарёнными детьми . Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.
Одарённость – наличие потенциально высоких способностей у какого–либо человека. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст — период становления способностей и личности.
Мышление, способность к творчеству – дар природы. Творчество – это норма человеческого существования. Важно знать, что этим даром природа отмечает каждого человека. Свои дары она поровну не делит: кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одарённым принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности и способности большинства. Способность к творчеству невозможно передать как знание или навык.
Детская одарённость занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.
Проблема развития одарённых детей является одной из самых актуальных и обсуждаемых. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.
Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детском возрасте, могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» или «ребенок с признаками одаренности».
Психологическая структура музыкальных способностей у музыкантов и немузыкантов имеет определённые различия: у музыкантов она характеризуется более тонкими и сложными взаимосвязями между отдельными психическими функциями и свойствами, более выраженными индивидуальными способностями индивидуального художественного стиля, спецификой музыкального инструмента и др.
Музыкальное исполнительское искусство требует ряда качеств, которые проявляются у каждого ученика по-разному. В музыкальной педагогике они определяются как качества художественные и технические. Художественные качества – это проникновенность, содержательность, артистичность, эмоциональность исполнения, тонкость интонаций. К техническим качествам относятся : виртуозность преодоления любых трудностей; беглость пальцев, блеск пассажей, точность и чистота. И к художественным, и к техническим качествам относят такие качества исполнения как тембровое богатство и красоту звучаний, тонкость и разнообразие нюансировки. Многим ученикам они даны от природы. Но даже самые тщательные проверки природных задатков вряд ли могут достоверно выявить степень одарённости будущего ученика.
Проявление музыкального таланта и одаренности определяется лишь в ходе обучения. Необходимо помнить, что одарённость может быть проявлена уже на первых стадиях обучения, а может выявиться позже. Талантливости в музыкальном искусстве сопутствует талант к работе, так как занятия музыкой это, прежде всего, труд. К сожалению, музыкальная и пианистическая одаренность не всегда сопровождается талантом к работе. И наоборот, ученик может быть безмерно трудолюбивым, но отсутствие музыкального дарования не позволяет достичь ему высокого уровня в обучении.
К способностям, которые поддаются развитию и воспитанию, можно отнести дисциплинированность, организованность, умение распределять время и внимание. Эти способности обеспечивают природному дарованию полное развитие. Трудности не отвращают, а привлекают творчески одаренного человека. Победа над трудностью приносит радость.
Но как не важны дисциплина и усердие, всё же работа окажется бесплодной, если не будет интереса и любви к ней. Это в большей степени зависит от преподавателя, обучающего юное дарование. Взаимодействие педагога с талантливым учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным. Ответственные задачи, стоящие перед педагогом, требуют от него систематической работы над собой, над повышением педагогического мастерства, интеллектуального самосовершенствования.
Ничего не может быть труднее, чем учить одарённого ученика. Анализ педагогического процесса неразрывно связан с критическим отношением педагога к своей работе. Большое значение при этом имеет способность видеть отражение своей работы в исполнении учеников, во всем отношении их к себе, к искусству, к жизни.
Преподавателю необходимо формировать у обучающихся положительную мотивацию к обучению. «Мотив успешности» является мощным стимулом творчества наряду с познавательной активностью. Успешность – это осознание собственного роста, которое окрыляет, воодушевляет. Ситуация успеха достигается в процессе участия воспитанников в концертах, фестивалях, конкурсах, где оценку их выступлению дают не только члены жюри, но и слушатели. Исполнение только тогда становится законченным, когда произведение сыграть на эстраде - это даст толчок художественному развитию. Тут только по-настоящему слышишь и недостатки исполнения, и достоинства.
Преподавателям необходимо знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми, уважать личность учеников, поощрять творческие особенности и воображения воспитанников, формировать их положительную самооценку, создавая ситуации успеха. Взаимодействие педагога и одаренного ученика должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, на создание положительной мотивации к обучению и творчеству. Преподавателям необходимо учитывать индивидуально – психологические и возрастные особенности талантливых детей, задача педагогов – понять своих воспитанников и направить все усилия на то, что бы передать им свой опыт и знания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Берлянчик, М.М. Проблемы одаренности/ М.М. Берлянчик // Основы учения юного скрипача: М.,1983. - С. 26-44.Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология/ А.Л. Готсдинер 190 с.- М.,1983.
Как научить играть на рояле. Первые шаги.- М.: Издательский дом «Классика – ХХI»,2013.
Как учить музыке одарённых детей. – М.:издательский дом «Классика-ХХI», 2010.
Крюкова,В.В. Музыкальная педагогика/ Ростов н/Д: «Феникс»,2002.Матюшкин А.М. Загадки одаренности / А.М Матюшкин. - М.,1992.Мясищев, В.М. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение/ В.М. Мясищев, А.Л. Готсдинер // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Л.: 1980.Панкова, О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей / О.Панкова, О. Гвоздева. - Новосибирск,1994. (35 с.Пономарев, Я.А. Психология творчества/ Я.А. Пономарев. - М., 1976.Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. - М.,1997.