Программа платных образовательных услуг по курсу Русская словесность 9 класс


Программа платных образовательных услуг по курсу «Русская словесность»,
9 класс 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 9 классов создана на основе авторской программы «Русская словесность» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.. 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010
Количество часов: 48 (2 час в неделю).
Преподавание ведётся по учебнику
Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности. Учебник для общеобразовательных учреждений. 9 класс. – М.: Дрофа, 2012
Целями изучения курса «Русская словесность» на базовом уровне в средней (полной) школе являются:
•формирование у учащихся основ знаний о русской словесности через:
раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка
создание собственных текстов, а также
знакомство с основными видами и жанрами словесности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.
Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы. Второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы..Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. На уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
Программа элективного курса в 9 классе нацелена на формирование навыков анализа художественного произведения в единстве художественного содержания и его словесного выражения, освоение понятия художественный образ, созданный средствами языка, умения понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения учащимися 9-го класса средней (полной) школы программы курса «Русская словесность» являются:
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с образцами словесного творчества
формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на словесную культуру как значимую сферу человеческой жизни Метапредметными результатами освоения учащимися курса являются:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации;
построение сообщений в устной и письменной форме (с использованием основных понятий курса);
умение анализировать текст с точки зрения основных аспектов изучаемого курса; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать аналогии; обобщать, выделять существенные признаки и их синтез; владеть рядом общих приёмов решения задач
Предметными результатами освоения учащимися курса являются:
.
понимание специфики курса «Русская словесность», составляющей единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой и вместе с тем имеющей собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова
более глубокое представление учеников о богатстве, красоте и выразительности русского языка
осмысление роли художественного образа, созданного средствами языка как картины мира в ее разнообразии и неповторимости стиля признанных мастеров слова; умение находить и создавать словесные образы
восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности
умение анализировать текст (и выразительные средства в нем) с учетом поставленной учебной задачи (акцентируя внимание на единство формы и содержания художественного пространства).
понимание идейно-художественного значения и многообразия средств художественной изобразительности языка; умение видеть индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности
определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности
понимание значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени
формирование навыков создания собственного текста, осознанного, точного, творчески верного употребления слов, несущих эмоционально -экспрессивную нагрузку, служащих для наиболее яркого и верного выражения чувств, настроения, целей высказывания;
выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем
понимание специфики поэзии как вида словесности и умение анализировать поэтическое слово в его историческом развитии
использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях
умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении
умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений
создание собственного произведения по жизненным впечатлениям; сочинение, посвященное целостному анализу произведения; сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений
приобретение умения воспринимать произведения, созданные в разные эпохи
определение стиля писателя как единства всех элементов художественной формы произведений
использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9 класс
Материал словесности
Средства художественной изобразительности (16 часов)
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Жизненный факт и поэтическое слово (5ч)
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Историческая жизнь поэтического слова (6ч)
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Произведение словесности (10 ч)
Произведение искусства слова
как единство художественного содержания
и его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Произведение словесности в истории культуры (11 ч)
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.

V. Учебно–тематический план элективного курса
Раздел Кол-во часов Основные темы раздела
Средства художественной изобразительности 16 Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной изобразительности. Эпитет. Олицетворение. Сравнение и параллелизм. Аллегория и символ. Гипербола и фантастика. Парадокс и алогизм. Гротеск. Бурлеск. «Макароническая» речь. Этимологизация. Ассоциативность. Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета.
Жизненный факт и поэтическое слово 5 Поэтическое слово. Объект изображения, тема и идея произведения. Способы выражения идеи в различных родах словесности. Художественная правда.
Историческая жизнь поэтического слова 6 Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Язык древнерусской словесности. Язык словесности XVIII в. Язык произведений сентиментализма и романтизма. Язык произведений реализма. Индивидуальный стиль.
Произведение словесности. Произведение искусства слова как единство художественного содержания
и его словесного выражения 10 Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал. Художественный образ и художественная действительность. Словесная форма выражения художественного содержания. Художественное время и художественное пространство. Герой произведения словесности.
Произведение словесности в истории культуры 11 Взаимосвязь национальных литератур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Язык как материал словесности.
VI.Календарно-тематическое планирование уроков русской словесности
№ п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока. Форма урока Формы организации познавательной деятельности Общая тема Домашнее задание Дата проведения
план факт
1-2. Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении словесности. 2 Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. . Средства художественной изобразительности.
(16ч) Стр.6 – 9. 3-4. Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении. 2 Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. практикум Стр.13-14. 5-6. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. 2 Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Работа со схемой. Анализ текстов. Стр. 14 – 16. 7. Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении 1 Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. практикум Стр. 18 – 20. 8-9. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значение гиперболы. 2 Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. практикум Стр. 24 -26. 10. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. 1 Урок сообщения новых знаний. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Стр.27 – 28. 11-12. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. 2 Урок сообщения новых знаний. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. . Стр. 31 – 34. 13. Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности. 1 Урок сообщения новых знаний. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Стр. 35 – 38. 14. «Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. .1 Урок сообщения новых знаний. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Стр. 39, индивидуальные задания. 15. Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета. 1 Урок сообщения новых знаний. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Стр. 45 – 48. 16. Зачёт№1 по теме «Средства художественной изобразительности» 1 Урок контроля знаний. Стр. 56 «Проверь себя» 17. Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. 1 Урок сообщения новых знаний. .
Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Жизненный факт и поэтическое слово.
(5ч) Стр. 69 – 70. 18-19. Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой. 2 Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление). Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Стр. 71 – 73. 20. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. 1 Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление). Запись тезисов лекции. Работа с учебником. . Стр. 74 – 80. 21. .Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. 1 Урок сообщения новых знаний. Работа по таблице. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Стр. 85 – 90. «Проверьте себя»
22. Историческая жизнь поэтического слова.
Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности. 1 Урок сообщения новых знаний. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Историческая жизнь поэтического слова. (6 ч)
Стр. 107 -113. 23. Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина. 1 Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление). Запись тезисов лекции. Работа с учебником. . Стр. 117 – 129. Индивидуальные задания. 24-25. Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. 2 Повторительно – обобщающий урок Анализ произведений В. А. Жуковского.
Стр.132 – 137. 26. Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония. 1 Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление). Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Стр.140 – 146. 27. Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя. 1 Комбинированный урок: усвоения нового материала, повторения и обобщения. Работа с текстом. Комплексный анализ текста. Стр. 150 – 156. «Проверьте себя» 28-29. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. 2 Урок усвоения новых знаний. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.(10 ч) Стр. 177 – 182. 30-31. Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа. 2 Урок усвоения новых знаний. . Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Сочинение. 32-33. Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. 2 Урок усвоения нового материала. Работа с таблицей.
Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Стр.183 -189. 34-35. Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка. 2 Урок усвоения нового материала. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Стр. 191 – 192. 36. Художественное время и художественное пространство (хронотоп). Как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности. 1 Урок усвоения нового материала. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Стр. 194 – 202. 37. Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. 1 Урок контроля за овладением навыками связной речи. Анализ текста. Сочинение, посвящённое целостному анализу произведения. 38. Произведение словесности в истории культуры. Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. 1 Урок усвоения нового материала. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Произведение словесности в истории культуры.
(11 ч) Стр. 227 – 229. 39-40. Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы .Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. 2 Урок усвоения новых знаний, повторения и обобщения знаний. практикум Стр. 235 – 247. «Чичиков в нэпманской Москве» (сообщение). 41-42. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности..2 Урок усвоения новых знаний Запись тезисов лекции. Работа с учебником. Стр. 253 -254. 43-44. Нравственные проблемы в произведениях словесности 2 Урок усвоения новых знаний, повторения и обобщения знаний. Анализ текста. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. . Стр. 255 -256. 45. Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека 1 Урок контроля за овладением навыками связной речи. Работа с текстом
. Индивидуальные задания. 46. Познание мира средствами искусства слова. 1 Урок усвоения новых знаний. Анализ текста. Стр. 253. 47. Язык как материал словесности. 1 Повторительно – обобщающий урок Анализ текста. Стр. 274 – 227 (термины) наизусть. 48. Зачёт№2 по теме «Повторение»
1 Урок контроля Тестовые задания. VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник
1.Альбеткова Р.И. Русская словесность.Учебник.9 класс. М.: Дрофа, 2010
Учебно - методическое обеспечение УМК
2.«Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.. 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010
3.Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2007
4.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2007
5.Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 9 класса. М.: Дрофа, 2012
«Учитель», 2008
Интернет-ресурсы
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ruКультура письменной речи http://www.gramma.ruМир слова русского http://www.rusword.orgПеречень технических средств, имеющихся в кабинете
Компьютер
МультимедиапроекторСредства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет, электронная почта)
Экран.
VIII.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЭлективный курс «Русская словесность» направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, овладение учащимися нормами литературного языка, способность выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. В процессе изучения курса русской словесности совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
информационные (умение извлекать информацию, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения курса « Русская словесность» в 9 классе ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: словесность, средства выразительности языка, художественный образ, культура речи;
эстетическую функцию языка
идейно – художественное значение и многообразие средств художественной изобразительности языка, особенности их употребления в художественных текстах
способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении
стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка
уметь
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
проводить анализ художественных текстов; использовать основные виды чтения;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
понимать идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;
определять тему и идею произведения;
определять авторскую позицию в произведениях;
понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
говорение и письмо
создавать собственные сочинения-рассуждения с использованием средств художественной изобразительности языка
применять в практике речевого общения основные понятия, изучаемые в курсе
использовать основные приемы выразительности в процессе анализа и создания устного и письменного текста;
воспринимать и передавать при выразительном чтении особенности прозаических и поэтических текстов разных эпох
IX. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Оценивание знаний обучающихся предполагается осуществлять по системе зачет – незачет
тестирование по изучаемым темам;
написание сочинений-рассуждений с использованием изучаемых изобразительно-выразительных средств;
творческие работы по составлению оригинальных тропов;
проведение практикумов;
творческие отчёты учащихся по итогам прохождения курсов.
анализ устных ответов и письменных работ в тетради;
анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ