Выступление на заседании педагогического совета школы по теме Из опыта работы с одаренными учащимися

Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты. Нейгауз

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Младший школьный возраст является возрастом позитивных изменений. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить формирование познавательной мотивации учащихся, их готовность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками; выявить и развить творческие способности ребенка, те задатки исследователя, которые заложены у него от природы.
Основной целью своей работы по развитию познавательной активности учащихся начальных классов считаю создание условий, обеспечивающих мотивацию к образованию и развитию личности школьника, её интеллектуального и духовного начала; гуманное отношение к ребенку. Ещё Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Поэтому стараюсь с первых дней пребывания ребенка в школе создать оптимальные условия для развития творческого мышления, самостоятельной деятельности, формирования исследовательских умений и навыков – основы развития творческих способностей учащихся. Считаю, что оптимальные условия для развития креативности личности младших школьников создаются в рамках интеграции учебной  и внеурочной деятельности. На своих уроках и на занятиях внеурочной деятельностью я уделяю большое внимание формированию межпредметных и метапредметных связей, формированию опыта практической деятельности школьников, общему личностному развитию моих учеников. Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим. Насколько возможно, окружаю ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.
Конечно, способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, – говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, – это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение». Развитие интереса – это еще одно из условий творческого развития ребенка. Только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше. В отношениях с детьми нужна, искренность, душевность в союзе с сотрудничеством и сотворчеством. Такая работа приносит наслаждение, увлеченность, вызывает активность и способствует проявлению лучших человеческих качеств.
В своей работе я опираюсь на основные дидактические принципы системы Л. В. Занкова, а также на принципы гуманной педагогики, разработанные Шалвой Александровичем Амонашвили. На уроках стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни, сделать первые шаги в творчестве. В этом направлении мною накоплен определенный опыт. Ежедневно, на каждом уроке, использую задания, которые требуют от ученика самостоятельной постановки вопросов, самостоятельное составление заданий, выбор заданий. Начинаю такую работу уже в период обучения грамоте. Постепенно - шаг за шагом, год за годом - растет мастерство моих учеников. На уроках они радуют меня и радуются сами, удивляют взрослых и удивляются себе в этом мире.
Для развития творческих способностей школьников включаю минутки поэзии в уроки литературного чтения и русского языка. Дети учат стихи любимых поэтов по своему желанию, делятся своими впечатлениями, чувствами, сами сочиняют, учатся анализировать, что способствует совершенствованию их особенного поэтического творчества. На уроках включаю задания, требующие придумывать продолжение известным сказкам, создание своего варианта развития сюжета известных произведений, смешивать их между собой, придумывать сказки, стихи по заданному началу или концу.
На уроках математики ежедневно использую задания, непосредственно направленные на развитие у учащихся умения осуществлять анализ, сравнение, обобщение. Каждый ребенок- активный участник педагогического процесса, самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать.
Работа в данном направлении продолжается и во внеурочное время. Ребенок учится тому, чему не может научить обычный урок. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые и факультативные занятия. Я разработала факультативные курсы для обучающихся 1-4 классов «Математика вокруг нас», «Без грамматики не выучишь и математики», которые утверждены методическим советом школы. Кропотливо, день за днем, ребята познают новое, учатся сами добывать интересный материал из различных источников, с увлечением делятся своими находками. На протяжении нескольких лет мои ученики опережают всех на Муниципальных предметных олимпиадах.
На развитие творческих способностей направлена систематизированная индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно и под моим руководством над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, каждый ученик раскрывает свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. Исследовательскую деятельность школьников развиваю как в урочной, так и во внеурочной деятельности, которая заключается в домашних заданиях исследовательского характера по различным предметам.  Учащиеся активно работают в школьном научном обществе. И, как результат, мой ученик Швецов Илья, в течение 2-х последних лет- победитель и призер Муниципального и Республиканского этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ «Я-исследователь».
Большую работу провожу среди учащихся и их родителей о значимости участия в творческих конкурсах различного уровня. Сама активно совершенствую свой педагогический опыт на курсах повышения квалификации, участвую в семинарах, научно-практических конференциях и круглых столах. Успешно прошла полный курс методологического семинара «Инновационные педагогические технологии в образовательных программах Фонда «Вольное дело» в г.Москва. С 2011 года работаю по новым ФГОС. Совместно с родителями помогаю ученику достичь поставленных целей. С каждым годом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность. Более 30 моих учащихся класса стали призерами и победителями Международных и Всероссийских конкурсов:
Международный Интернет-конкурс для детей «Осенний вальс»(номинация «Рисунок»);

I Международная дистанционная викторина «Мир вокруг нас»;

Международный конкурс «Экологический фольклор народов мира»;

Международная игра-конкурс «Русский межвежонок-2012»;

Международная игра-конкурс «Кенгуру-2013»;

Всероссийский дистанционный конкурс исследовательских проектов
«Юный исследователь»;

Всероссийский дистанционный конкурс по технологии «День мамы»;

IVВсероссийская дистанционная олимпиада по математике ;

III Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру;[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Всероссийский конкурс прикладного творчества «Шагает осень по Земле»;

Всероссийский дистанционный конкурс по рисованию «Рисуем свой мир»;

Всероссийская олимпиада «Планета Земля»;

Всероссийская занимательная викторина «Первые в космосе»;

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»;
Всероссийский дистанционный конкурс рисунков «Я помню! Я горжусь»; 
II Всероссийский математический конкурс «Ребус»;
Всероссийский конкурс «Я-исследователь»(Региональный этап);
VII Всероссийский дистанционный конкурс «Новогодняя викторина»;
Всероссийская дистанционная олимпиада «Юный эрудит»;
Всероссийская конкурсная Программа «Мы в ответе за тех, кого приручили»
в рамках Проекта «Маленький шаг в большое будущее»;
Российский межрегиональный конкурс «Интеллектуально-творческий марафон-26».

Считаю, что решающая роль помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной и внеурочной деятельности, понять самого себя, найти самого себя принадлежит учителю. Каждый мой урок направлен именно на это.
Нам нужен путь.
А лучший путь-спешить к лучшему.
Великий путь-созидать великое.
Прекрасный путь-творить прекрасное.
Путь добра-творить добро.
Путь восхождения-восходить.
И всякий путь-в Сердце.
Ш.А.Амонашвили
Литература
.Бабинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования   творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2010. №2.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. для учителя.
Зак А .З. «Методы развития способностей у детей»,  1994 г.
Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 58-65.
Строим будущее. Сборник методических материалов,Абакан,2007 г.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.  – 31с. – (Стандарты второго поколения).

 

uђ Заголовок 115