Рабочая программа по внеурочной деятельности (военно – патриотическое направление) Я — гражданин Росси


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснозорькинская начальная школа»
Симферопольского района Республики Крым
ул. Московская, 23, с. Красная Зорька, Симферопольский район,
Республика Крым, 297516,
тел. 32-33-59, e-mail 140819912010@mail.ru ОГРН 1159102026820 ИНН 9109010074
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей начальных классов
Протокол №___ от _____ 2016г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
__________ А.М. Мелешкина
________________ 2016г
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________ И. Б. Калугина

_________________ 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(военно – патриотическое направление)
Проектная деятельность «Я – гражданин России»
срок реализации программы – 4 года
возраст обучающихся – 6-11лет
Класс – 3 Б
Рабочую программу составила: Карпенко А.В.

с. Красная Зорька, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа проектной деятельности «Я – гражданин России» общеобразовательного учебного учреждения разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373;
- с приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1643 об изменениях, которые вносятся в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 737 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- с письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 г. № 01-14/1256 (Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях);
- с письмом Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования от 15.03.2016 № 232/01-07, с письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.09.2016 №01-14/3122
 Составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации .
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и патриотизма, гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную дея-тельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация соци-альных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции, – обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме.
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России».
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, – осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, тре-бующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, – приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. – владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Предполагаемый результат деятельности:
1 год:
сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
2 год:
сформированы понятия “родня”, “дружба”, “Отечество”;
получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
3 год:
сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
получат возможность участвовать в создании экологических проектов: “Брешь в зелёном царстве”, “Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух”, “Янтарное светило”, “Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны”.
4 год.
сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности « Я – гражданин России»
с указанием форм организации и видов деятельности
1год.
№ Наименование тем курса Содержание занятия Форма организации. Виды деятельности
направление «Моя семья» 1-3 Я и моя семья.
разгадывание ребуса «7Я», понятие «Семья», рисунок «Моя семья»; домашние обязанности, семейные традиции и праздники, рисование дома для всей семьи; сюжетно-ролевая игра «Семья»Игры. Соревнования беседа
4-5 Очень я люблю маму милую мою.
рисование портрета мамы, чтение стихов, пение песен о маме; изготовление подарка маме; игровое развлечение «Вместе с мамой» игры творческая работа
направление «Я - человек» 6-8 Жил – был Я.
самопредставление, игра «Давайте знакомиться, рисование «Пьедестал»)Я и моё имя.
(беседа «Для чего человеку имя?», игра «Полное и неполное имя», этюд «Назови ласково»; рисование «Мой лучший друг»Игры. соревнования
9 Мир моих увлечений. Круговая беседа – представление «Я и мои таланты».
соревнование
10 Акция «Школьный двор» посадка деревьев, уборка школьной территории мероприятие
11-12 Все работы хороши – выбирай на вкус. загадки о профессиях; рисование «Кем я буду, когда вырасту игры соревнование
13-16 Край, в котором я живу.
рассматривание картин о природе родного края
фотовыставка «Крым – жемчужина России»; викторина «Что в родном краю растёт?» викторина
17-19 Мой город.
рисование «Мое село»; ролевая игра «Магазин сувениров». игры
направление «Я и Отечество» 20-23 Наша Родина – Россия.
рассматривание репродукций картин о родной природе, чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?»; Москва – главный город нашей Родины, пословицы о Родине; рассказ о Российском флаге, раскрашивание нарисованного флага; пение русских народных песен, частушек, колядок; рисование на тему «Моя Родина» Игры викторина творческая работа
24-25 Наши защитники.
песни и стихи об армии; спортивное развлечение «Вместе с папой»; семейные праздники, соревнование
26-29 Этот День Победы!
изготовление праздничных открыток; конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»; творческая работа , встреча с ветеранами
направление «Я и природа» 30 Почему год круглый?
сказочное представление о временах года Игры викторина
31 Загадки о временах года и явлениях природы. времена года и явления природы. Соревнование беседа
32 Информационный проект «Не проходите мимо!» сбор информации для индивидуальных проектов, Проект индивидуальное консультирование
33 Экскурсия в природу!
подвижные игры праздники
2год. направление «Моя семья» 1 Моя родня.
рассказы детей о членах семьи из личного опыта, традиции и праздники моей семьи беседа
2 Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения». представления о семье, семейных традициях и праздниках игры соревнование
3 Изготовление панно «Моя семья»
Я – в середине, а по лучам – члены семьи Проект творческая работа
4 Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. любовь и уважение к своим родителям семейные праздники,
направление «Я – человек» 5 О дружбе, доброте, отзывчивости. Доброта, отзывчивость взаимопомощь беседа
6 Что такое хорошо, что такое плохо. Чтение стихотворения Маяковского Игры викторина
7 О лени и лентяях. Лень, последствия Игры беседа
8 Беседа: «Кому нужна моя помощь?» Милосердие, чувство дружбы и коллективизма;
соревнование
9 Игра «Путешествие в страну Мультфильмию» Мультфильм про кота Леопольда беседа
10 Когда у друзей лад – каждый этому рад. взаимопонимание, творческая активность Игры беседа
направление «Я и Отечество» 11 История города. Город и его символы. Симферополь . символы викторина
12 Мастер – класс «Кулон – оберег» Старинные предания беседа
13 Беседа «О чём рассказывает татарский орнамент?»
Беседа творческая работа
14 Игра « Сабантуй»
Игры игры соревнование праздник
15 Беседа «Мои земляки»; Знаменитые люди села 16 Экскурсия в Музей
участие в создании патриотических плакатов совместное мероприятие
17,18 Обычаи и традиции русского народа. Праздники, народные игры Игры праздник
19,20 Открытия, которые совершил человек
о пароходе, об автомобиле, о самолёте, время космических полётов Игры беседа
21 В гостях у ветерана Как важен мир встреча с ветеранами
22 «Честь имею»
праздник посвящён Дню защитников Отечества встреча с ветеранами
23,24 КТД «Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы. Открытки своими руками творческая работа
25-27 Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне» сбор информации, обсуждение, защита проекта Проект индивидуальное консультирование
28 Подготовка к праздничному концерту. Разучивание песен и танцев встреча с ветеранами
29 Музыкально – литературная композиция, посвящённая Великой Победе День Победы. Поздравления ветеранов совместное мероприятие праздник
направление«Я и природа» 30 Мы маленькие дети на боль-шой планете. Бережное отношение к природе игры анкетирование
31 Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты! Плакаты, призывающие к охране природы Соревнованиеэкскурсия
32 Природа и фантазия. Аппликации с растительным орнаментом творческая работа
33 Игра «Все на белом свете – солнышкины дети» Игра Игры творческая работа
34 Экскурсия в природу.
совместно с родителями оформление фотовыставки Игры экскурсия
3год. направление «Моя семья» 1 Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья» объяснение значение пословиц по заданной теме анкетирование
2 Вся семья вместе – так и душа на месте. уважение к семье и семейным традициям Игры беседа
3,4 Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья» Истории создания своей семьи проект
5 КТД «Семейный альбом» Родные, дорогие нам люди семейные праздники,
Направление «Я – человек» 6 Мы школьники, а это значит..Права и обязанности детей соревнование
7 Моё хочу и моё надо. Права и обязанности школьников викторина
8 Друг в моей жизни. Дружба, ее ценность Игры беседа
9 За что уважают в семье и обществе Правила поведения в социуме Игры беседа
10 Игра – практикум «Подари другому радость» Отзывчивость, поддержка викторина
11 Полезные и вредные привычки.
Проверь себя. Как бороться с вредными привычками , профилактика анкетирование
12 Умеешь ли ты дружить. Жизненные ценности Игры беседа
13 Как научиться разговаривать с людьми. Правила, культура общения Игры беседа
14 Как научиться преодолевать трудности вместе. понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Игры викторина
15 Как понять друг друга без слов.
Красота и здоровье. Потребность в здоровом образе жизни соревнование
направление «Я и Отечество» 16 Кто такие патриоты? понятие «патриот», беседа
17 Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране» основы экологической культуры; анкетирование
18 Чем и кем славен мой город? Знаменитые люди села экскурсия
19 Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе. толерантность по отношению к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений творческая работа
20 Музыка татарского народа многообразие флоры, фауны, культуры национальных традициях татарского народа Игры праздники
21 Викторина «Золотое кольцо Крыма» знаменитые места Крыма викторина
22 Викторина «Золотое кольцо России» История России, знаменитые места викторина
23 КВН для мальчиков «Защитники Родины» политические взгляды и убеждения игры соревнование
24 День памяти. ВОВ история встреча с вете-ранами25 Заочная экскурсия «две столицы» История Москвы
История Санкт-Петербурга викторина
26 Подвижные игры на свежем воздухе. Военно-патриотические игры игры
направление «Я и природа» 27,28 Экскурсия в пожарную часть. Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами» Причины возникновения пожаров
Меры борьбы
совместное мероприятие экскурсия
29 Сбор информации для проекта. Выбор тем для проекта
Проект индивидуальное консультирование
30-32 Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической конференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух «Ветка яблони». творческая работа
33 Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу. Причины загрязнения окружающей среды Игры экскурсия
34 Игра – путешествие «Лидер» Игры на выявление лидера игры
4год. направление «Моя семья» 1, 2 Доброе семя – добрый и всход. Представление о родословной семьи викторина
3,4 Моя семья в годы Великой Отечественной войны. История своей семьи беседа
5,6 КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья» Семейные ценности
Традиции своей семьи семейные праздники, игры
направление «Я – человек» 7 Я имею право. Кодекс моих прав. представление о Кодексе прав ребёнка, нормах школьного поведения;
Викторина беседа
8 «Благодарность – это…» понятия «культурный человек» игры
9 Умеем ли мы обижаться. Нормы поведения соревнование
10 «Мои мечты – мои желания» определении собственных творческих возможностей анкетирование
11 Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?» определении собственных творческих возможностей беседа
12 Круговая беседа – представление «Я и мои таланты» потребности к самовоспитанию беседа
13.14 Встреча с интересными людьми. Культура общения
совместное мероприятие
направление «Я и Отечество» 15 Я – гражданин России. понятия «гражданин», 16,17 Символы Российских городов. понятия «гражданин», «город-герой»;
викторина
18 Чудо, сотворенное когда-то. памятники духовной и материальной культуры России интерактивное занятие,
19 Я бы с песни начал свой рассказ. история создания военных песен, исполнение военных песен соревнование
20 Города - герои. Знакомство с городами-героями слайд – шоу
21 Юные герои Великой Отечественной войны. Биографии юных героев Великой Отечественной войны встреча с ветеранами
22,23 Военно – спортивная игра «Следопыт» Игры военно-спортивного характера игры соревнование
24 Конкурс презентаций о городах России. Презентации о городах Проект творческая работа
25 Севастополь – город славы презентация Творческая работа
26 Экскурсия в музей Дети войны экскурсия
27 Знакомство с Книгой Памяти активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле, готовности к защите своей Родины. встреча с ветеранами
28 Керчь – город герой презентация Творческая работа
направление «Я и природа» 29 Загадки окружающего мира. экологический КВН Игры беседа
30 В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему Проект Анкетирование
31 Деловая игра: «Мы вместе» умение оценивать своё поведение в природе игры
32-34 Мы в ответе за планету! активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле Викторина творческая работа
Формы и режим занятий
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.
Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности « Я – гражданин России»
1год:

теория практика Тема занятия Кол-во
направление «Моя семья»
1-3 1 2 Я и моя семья. 3
4,5 1 1 Очень я люблю маму милую мою. 2
направление «Я - человек»
6-8 1 1
1 Жил – был Я.
Я и моё имя. 3
9 1 Мир моих увлечений. 1
10 1 Акция «Школьный двор» 1
11,12 1 1 Все работы хороши – выбирай на вкус. 2
13-16 1 3 Край, в котором я живу. 4
17-19 1 2 Мой город. 3
направление «Я и Отечество»
20-23 2 3 Наша Родина – Россия. 5
24,25 2 Наши защитники. 2
26-29 2 2 Этот День Победы! 4
направление «Я и природа»
30 1 Почему год круглый? 1
31 1 Загадки о временах года и явлениях природы. 1
32 1 Информационный проект «Не проходите мимо!» 1
33 1 Экскурсия в природу! 1
2год:
№ теория практика Тема занятия Кол-во
направление «Моя семья»
1 1 Моя родня. 1
2 1 Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения». 1
3 1 Изготовление панно «Моя семья» 1
4 1 Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. 1
направление «Я – человек»
5 1 О дружбе, доброте, отзывчивости. 1
6 1 Что такое хорошо, что такое плохо. 1
7 1 О лени и лентяях. 1
8 1 Беседа: «Кому нужна моя помощь?» 1
9 1 Игра «Путешествие в страну Мультфильмию» 1
10 1 Когда у друзей лад – каждый этому рад. 1

направление «Я и Отечество»
11 0,5 0,5 История города Симферополь. Город и его символы. 1
12 1 Мастер – класс «Кулон – оберег» 1
13 1 Беседа «О чём рассказывает татарский орнамент?» 1
14 1 Игра « Сабантуй» 1
15 1 Беседа «Мои земляки»; 1
16 1 Экскурсия в музей 1
17,18 1 1 Обычаи и традиции русского народа. 2
19,20 1 1 Открытия, которые совершил человек 2
21 1 В гостях у ветерана 1
22 1 «Честь имею» 1
23,24 2 КТД «Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы. 2
25-27 1 2 Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне» 3
28 1 Подготовка к праздничному концерту. 1
29 1 Музыкально – литературная композиция, посвящённая Великой Победе. 1

направление «Я и природа»
30 1 Мы маленькие дети на большой планете. 1
31 1 Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты! 1
32 1 Природа и фантазия. 1
33 1 Игра «Все на белом свете – солнышкины дети» 1
34 1 Экскурсия в природу. 1
3 год
№ теория практика Тема занятия Кол-во
направление «Моя семья»
1 1 Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья» 1
2 1 Вся семья вместе – так и душа на месте. 1
3,4 1 Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья» 2
5 1 КТД «Семейный альбом» 1
направление «Я – человек»
6 1 Мы школьники, а это значит..1
7 1 Моё хочу и моё надо. 1
8 1 Друг в моей жизни. 1
9 1 За что уважают в семье и обществе 1
10 1 Игра – практикум «Подари другому радость» 1
11 1 Полезные и вредные привычки.
Проверь себя. 1
12 1 Умеешь ли ты дружить. 1
13 1 Как научиться разговаривать с людьми. 1
14 1 Как научиться преодолевать трудности вместе. 1
15 1 Как понять друг друга без слов.
Красота и здоровье. 1
направление «Я и Отечество»
16 1 Кто такие патриоты? 1
17 1 Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране» 1
18 0,5 0,5 Чем и кем славен мой город? 1
19 1 Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе. 1
20 1 Музыка татарского народа 1
21 1 Викторина «Золотое кольцо Крыма» 1
22 1 Викторина «Золотое кольцо России» 1
23 1 КВН для мальчиков «Защитники Родины» 1
24 0,5 0,5 День памяти. 1
25 1 Заочная экскурсия «две столицы» 1
26 1 Подвижные игры на свежем воздухе. 1
направление «Я и природа»
27,28 1 1 Экскурсия в пожарную часть. Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами» 2
29 1 Сбор информации для проекта. 1
30-32 1 2 Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической кон-ференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух «Ветка яблони». 3
33 1 Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу. 1
34 1 Игра – путешествие «Лидер» 1
4год:

№ теория практика Тема занятия Кол –во
направление «Моя семья»
1,2 1 1 Доброе семя – добрый и всход. 2
3,4 1 1 Моя семья в годы Великой Отечественной войны. 2
5,6 2 КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья» 2
направление «Я – человек»
7 1 Я имею право. Кодекс моих прав. 1
8 1 «Благодарность – это…» 1
9 1 Умеем ли мы обижаться. 1
10 1 «Мои мечты – мои желания» 1
11 1 Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?» 1
12 1 Круговая беседа – представление «Я и мои таланты» 1
13,14 2 Встреча с интересными людьми. 2
направление «Я и Отечество»
15 1 Я – гражданин России. 1
16,17 2 Символы Российских городов. 2
18 1 Чудо, сотворенное когда-то. 1
19 1 Я бы с песни начал свой рассказ. 1
20 1 Города - герои. 1
21 1 Юные герои Великой Отечественной войны. 1
22,23 2 Военно – спортивная игра «Следопыт» 2
24 1 Конкурс презентаций о городах России. 1
25 1 Севастополь – город славы 1
26 1 Экскурсия в музей 1
27 1 Знакомство с Книгой Памяти 1
28 1 Керчь – город герой 1
направление «Я и природа»
29 1 Загадки окружающего мира. 1
30 1 В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! 1
31 1 Деловая игра: «Мы вместе» 1
32-34 1 2 Мы в ответе за планету! 3
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ п/п Сроки исполнения Тема
План Факт Направление «Моя семья»
1 05.09 Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья»
2 19.09 Вся семья вместе – так и душа на месте.
3 26.09 Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья»
4 03.10 Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья»
5 10.10 КТД «Семейный альбом»
Направление «Я – человек»
6 17.10 Мы школьники, а это значит..7 24.10 Моё хочу и моё надо.
8 07.11 Друг в моей жизни.
9 14.11 За что уважают в семье и обществе
10 21.11 Игра – практикум «Подари другому радость»
11 28.11 Полезные и вредные привычки. Проверь себя.
12 05.12 Умеешь ли ты дружить.
13 12.12 Как научиться разговаривать с людьми.
14 19.12 Как научиться преодолевать трудности вместе.
15 26.12 Как понять друг друга без слов. Красота и здоровье.
Направление «Я и Отечество»
16 09.01 Кто такие патриоты?
17 16.01 Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране»
18 23.01 Чем и кем славен мой город?
19 30.01 Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе.
20 06.02 Музыка татарского народа
21 13.02 Викторина «Золотое кольцо Крыма»22 20.02 Викторина «Золотое кольцо России»
23 27.02 КВН для мальчиков «Защитники Родины»
24 06.03 День памяти.
25 13.03 Заочная экскурсия «две столицы»
26 20.03 Подвижные игры на свежем воздухе.
Направление «Я и природа»
27 03.04 Экскурсия в пожарную часть.
28 10.04 Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами»
29 17.04 Сбор информации для проекта.
30 24.04 Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической кон-ференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух «Ветка яблони».
31 08.05 Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической кон-ференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух «Ветка яблони».
32 15.05 Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической кон-ференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух «Ветка яблони».
33 22.05 Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.
34 Игра – путешествие «Лидер»