Доклад Педагогическая поддержка. формы индивидуального сопровождения воспитанников


Егорьевский детский дом Московской области
Доклад
«Педагогическая поддержка.
Формы индивидуального сопровождения воспитанников»
( из опыта работы)
Подготовила:
воспитатель
Журавлева Е.И.
2015 год
Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога, взаимодействия ребёнка и взрослого.  Предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
Педагогическая поддержка (сопровождение) воспитанника используется в том случаи, когда воспитанник не может самостоятельно справиться с проблемой.
Цель педагогической поддержки:
Адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию и предупреждение возможных последствий.
Вот несколько форм индивидуального педагогического сопровождения воспитанников, которыми я пользуюсь в своей работе:
Тестирование;
Беседа (индивидуально);
Консультирование.
До того как мне перевестись на должность воспитателя на группу, часть воспитанников я уже знала, так как до этого я работала «старшей вожатой». Когда я работала вожатой я с детьми находилась 3-4 часа в день, перешла на группу мой рабочий день стал гораздо больше, уже с определенной группой воспитанников и все время рабочее я была рядышком с ними. Поэтому первое время было трудно найти общий язык с воспитанниками, в какие - то моменты даже тяжело. Было недопонимание со стороны воспитанников, и с моей стороны (их проблемы, особенности характеров). Но я решила применить такую форму сопровождения как беседа. Каждый новый день начинался и заканчивался беседой. Пусть проблемы были незначительными, но мы все равно собирались все вместе и старались помочь решить эту проблему тому или иному воспитаннику. Обсуждали все положительные и отрицательные стороны сложившейся ситуации. Со своей стороны я давала советы, рекомендации, как поступить в той или иной ситуации, опираясь на свой жизненный опыт (хотя он у меня на тот момент был не велик).
Особенно я хочу обратить свое внимание на воспитанника Сашу Ж., тогда он учился в 7 классе. Был грубый, упрямый, агрессивный, все поручения и просьбы с моей стороны принимал в штыки. Саша был безразличен к своему здоровью (неоднократно был замечен за курением), безразличен к своему внешнему виду (неопрятен в одежде, личной гигиене). Режиму и правилам детского дома подчинялся не всегда. Из-за этого и возникали все проблемы. Со временем с Сашей была проведена огромная работа: неонокракратные индивидуальные беседы со мной, администрацией, педагогом психологом. Использовали мы все вместе также трудотерапию (привлекали Сашу чистить снег, убирать листву), Вместе с ним ходили в спортзал играли в волейбол, футбол здесь нам помощником был инструктор по физкультуре. Проводились практические занятия с медперсоналом, которые объяснили мальчику, что такое здоровый образ жизни.
Со временем, а именно к концу 9 класса я смогла сделать вывод: что все мои действия по отношению к этому ребенку были не напрасны. Мальчик стал прислушиваться к моим советам, увлекся футболом. И сейчас будучи взрослым мужчиной, он приходит в наш детский дом и благодарит всех педагогов, которые ему помогали. Играет с воспитанниками, которые сейчас находятся в детском доме в футбол.
Еще хочу привести в пример двух разных девочек, которые поступили ко мне в группу вместе в одно время, но незнали друг друга это Ангелина З. и Нана Н. Ангелина девочка общительная, поэтому быстро адаптировалась и нашла общий язык, как с педагогами, так и с воспитанниками детского дома. Ангелину поселили в одну спальню вместе с Наной, так как Нана девочка с характером, адаптировалась она долго, была замкнута, ни куда не выходила из группы, и общалась она только с девочками с нашей группы, а именно с Ангелиной, потому что она с ней находилась больше времени, чем другие девочки. Благодаря Ангелине, а правильнее сказать общению и открытости этой девочки Нана стала стараться прислушиваться к педагогам и к другим воспитанникам детского дома. Что касается моей работы с этой девочкой, впервые же дни ее приезда к нам, девочка ни с кем не общалась, тогда я не стала настаивать на нашем общении и дала ей привыкнуть к новым людям, новой обстановке. Я подошла к Нане и попросила ее, чтобы она разрешила мне ее протестировать. Тестирование показало, что Нана общительная девочка, но она очень долго привыкает к новому, то есть как я и говорила до этого девочка адаптировалась долго. Но это черта не является доминирующей в ее характере. Девочка любит анализировать действительность вокруг себя. Может быть неразговорчивой, замкнуться в себе. Она болезненно переживает неудачи. И во всех случаях я применяла еще один вид педагогического сопровождения это индивидуальная беседа, старалась Нану вывести на разговор по душам. Казалось бы, эти две девочки Ангелина и Нана пришли вместе, были одного возраста, но они такие разные и к каждому нужен свой подход.
Ну и в конце хочу рассказать еще об одной моей воспитанницы Насти Т., которая с самого начала моей работы в детском доме полюбила меня так, что каждую свою свободную минутка она находилась около меня, помогая мне во все что можно. И даже сейчас спустя 11 лет моей работы в детском доме, став мамой и имея свою семью Настя приезжает ко мне в гости, в детский дом советуясь со мной во всем, ценит и уважает меня за то, что тогда когда ей хотелось тепла и ласки я ей уделяла максимум времени и помогала ей в ее начинаниях, может быть где то даже в ее проблемах.
И в заключение своего выступления, я хочу сказать: « Я считаю, что каждому нашему воспитаннику требуется индивидуальный подход. Положительно сказывается на наших детях, то, что в любой момент, в любой ситуации, педагоги детского дома помогут решить проблемы воспитаннику».