Способы выявления и развития музыкальной одарённости (из опыта учебно-воспитательной работы музыкального отделения ЛГ МАОУ ДО ДМШ и преподавателя)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАНГЕПАСА
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДШИ»
Музыкальное отделение
РЕФЕРАТ
СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ
(из опыта учебно-воспитательной работы музыкального отделения
ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» и преподавателя)

Выполнила: преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер Боровкова Светлана Васильевна
г. ЛАНГЕПАС
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………........................
Глава 1. Актуальность проблемы выявления, поддержки и сопровождения развития музыкально одарённых детей. Оценка состояния разработанности проблемы, степень её практической значимости…………………………………………….…….....
Глава 2. Модель построения работы с одарёнными детьми в ЛГ МАОУ ДО «ДШИ»
2.1. Содержание работы с музыкально одарёнными обучающимися. Программное обеспечение………………………………………………………………………………...
2.2. Способы выявления и развития одарённых (способных) детей………………...
2.3. Индивидуальный план обучающегося с признаками музыкальной одарённости………………………………………………………………………………...
2.4. Среда развития………………………………………………………………………
2.5. Работа с родителями одарённых детей…………………………………………….
2.6. Преподаватель – ученик ……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………...
Список использованных информационных интернет-источников………………..
Список использованной литературы………………………………………………….. 3
6
9
10
11
12
13
15
16
17
17
Введение
Содержание предлагаемого реферата направлено на изучение, критическое осмысление и анализ проблем, связанных с актуальной в современной музыкальной педагогике и психологии темой работы с одарёнными детьми, презентацию педагогического опыта на примере деятельности музыкального отделения ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» города Лангепаса ХМАО-Югры и многолетнего педагогического опыта автора. Проблема назрела, так как банк музыкально-педагогических знаний, накопленных за всю историю существования человечества должен работать на развитие культуры современного общества в опережающем режиме.
В настоящее время тема одарённости в любой сфере науки и искусства рассматривается на самом высоком уровне. Автором реферата изучены основополагающие документы Федерального и Регионального значения. Например, Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 определяет базовые принципы  построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования [2]. В статье 10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре» говорится о поддержке лиц, проявивших выдающиеся способности: «В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ. В целях поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, в автономном округе предусматриваются денежные поощрения. Порядок предоставления денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований бюджета автономного округа, в том числе для получения указанными лицами образования, устанавливается Правительством автономного округа» [1]. Остановимся на творческой деятельности, в частности, на работе с детьми, проявляющими музыкальные способности или обладающими признаками музыкальной одарённости.
Перед преподавателями-практиками ставится задача создать все необходимые условия для диагностирования музыкально-одарённых детей, наблюдения за развитием и моделирования благоприятных условий для их самореализации. В конечном итоге успешность в музыке не помешает в любой профессии, и будет создавать предпосылки для экономического развития нашей страны. В ХМАО-Югре разработана перспективная модель работы с одарёнными детьми. В Ханты-Мансийске функционирует Центр для одарённых детей Севера. До экономического кризиса преподаватели Центра разных специальностей приезжали в ДМШ и ДШИ округа для прослушивания детей и определения их перспектив. Наиболее способных приглашали в Центр для продолжения обучения. В практике последнего времени организуются мастер-классы и творческие школы для одарённых музыкантов. В Сургуте на базе музыкального колледжа ежегодно проводится Творческая школа «Новые имена Югры». В этом учебном году она пройдёт с 29 октября по 3 ноября. Ещё одна школа состоится в Нягани с 4 по 9 ноября. На официальном сайте БУ «Сургутский музыкальный колледж» в анонсе этого события сообщается: «Участниками Творческой школы являются преподаватели и обучающиеся детских школ искусств, профессиональных образовательных организаций, имеющие высокие достижения в области культуры и искусства. В этом году в Творческой школе примут участие 54 дарования из Югры. Основные цели Творческой школы – выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в сфере культуры и искусства округа; укрепление преемственности системы художественного образования в сфере культуры и искусства; консолидация и интеграция научно-методических и педагогических сил преподавателей муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций сферы культуры и искусства Югры. Творческая школа – время, когда юным талантам предоставляется неповторимая возможность принять участие в мастер-классах выдающихся профессоров музыкальных вузов страны, посетить творческие встречи с профессиональными исполнителями, мастерами своего дела» [3]. Для потенциальных участников школы, а это дети со всего округа разработано Положение, где прописаны критерии отбора кандидатов.
Глава 1. Актуальность проблемы выявления, поддержки и сопровождения развития музыкально одарённых детей. Оценка состояния разработанности проблемы, степень её практической значимости.
Гении не падают с неба,
они должны иметь возможность
образоваться и развиться.
А. Бебель
Проблема выявления и сопровождения развития музыкально одарённых детей не нова. Во все времена, начиная с античных, а может быть и раньше, вставал вопрос о воспитании и образовании способных детей, освещалась роль преподавателя в их музыкальном становлении и развитии. К слову сказать, прекрасный опыт был накоплен в Советском Союзе. Трёхступенчатая система «ДМШ - музыкальное училище – консерватория или Музыкально-педагогический институт» работала очень эффективно. Сейчас эта система тоже работает, но поступающих в средние и высшие учебные заведения единицы. Например, в музыкальных школах, очень важном звене образования, преподаватели уже тогда работали по Индивидуальному плану для каждого учащегося. Сейчас эта тенденция занятий по индивидуальному маршруту имеет место и в общеобразовательных школах. В ДМШ, ДШИ был огромный конкурс, поступали самые способные дети. Многие потом учились дальше, так как музыкальное образование считалось престижным. Общий уровень был достаточно высоким. К сожалению, сейчас высокий статус музыкального образования снижается, поэтому даже талантливые ребята из музыки уходят в профессии, на которые есть экономический спрос. В музыкальную школу в принципе принимают всех желающих детей, которые прошли приёмные прослушивания. Обучаясь языку музыки, юные музыканты приобщаются к сокровищнице музыкального искусства, воспитывают вкус, учатся читать с листа, учатся теории музыки, игре в ансамблях и т.д. Создатель одной из крупнейших, завоевавших мировое признание пианистических школ, замечательный исполнитель, преподаватель А.Б.Гольденвейзер писал: «Музыкальное искусство – могущественнейшее средство воздействия, объединяющее людей; поэтому так важно приобщение к нему возможно большего их числа» [5]. Несомненно, что увеличение общего количества детей, вовлечённых в музыкальное творчество, имеет свои плюсы, но история нашего вопроса не в этом. Мы говорим о выявлении и поддержке талантов.
Каждая эпоха приносит что-то новое, расширяет художественные ресурсы, увеличивает арсенал средств музыкальной выразительности. Время добавляет новые черты и в музыкальное искусство наших дней. Должна меняться и педагогика. Почему в наши дни в Российской Федерации Правительством предложена Концепция работы с одарёнными детьми? Исключительно потому что, во-первых, в XX веке генофонд народа был изрядно истощён войнами и репрессиями, во-вторых, система образования, по мнению отечественных учёных, не удовлетворяет современным требованиям и находится в условиях кризиса, в-третьих нужна продуманная система финансирования всех учебно-воспитательных мероприятий, направленных на всестороннее развитие подающих надежды детей и подростков, в-четвёртых, что представляется важным, педагогические кадры, работающие с одарёнными детьми, должны постоянно повышать квалификацию в специальных центрах, оснащённых новейшей научно-методической базой. Очевидно, что нужно прикладывать совместные усилия всему музыкально-педагогическому сообществу, изучать лучший опыт регионов, обмениваться им, используя не только методическую литературу, но и возможности Интернета.
XXI век – век информационных технологий. Для преподавателей и всех учеников открыты возможности обучения на дистанционных курсах, посещения вебинаров различной тематики, видеоконференций в онлайн-режиме, покупки или просмотров мастер-классов ведущих специалистов, поиска необходимой литературы, в том числе и нотной, прослушивания музыки, поиск разных её интерпретаций. В последнее время закономерно популярны интернет-конференции, вебинары, направленные на раскрытие темы «Одарённость в детском возрасте». Так как одарённые дети способны достигать значимых результатов и вести за собой других, то создание для них развивающей среды – дело первостепенной значимости.
Об одарённости в области музыкального искусства писали почти все музыканты-педагоги и психологи. Вспомним для примера некоторые широко известные имена: Г. Нейгауз, С.Савшинский, А.Алексеев, А.Гольденвейзер, Б.Теплов, В.Петрушин и др. Два года назад вышла интересная книга Франца Монкса и Ирен Ипенбург «Одарённые дети», где затрагиваются проблемы творческой одарённости [8]. Познавательна также книга «Как учить музыке одарённых детей», в которой собраны работы ведущих отечественных исследователей, занимающихся проблемами детской музыкальной одарённости [6]. Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения – «одарённость в области искусства есть форма истинной одарённости. Развитие склонности к искусству сильно зависит от наличия соответствующих условий дома и в школе». Совершенно естественно встаёт вопрос о дифференцированных образовательных программах.
Практическое значение рассматриваемой проблемы в том, что государство нуждается в отличных профессионалах, успешных людях, способных вывести Россию на новый уровень во всех областях науки, культуры и искусства, причём техническую деятельность необходимо гуманизировать, повышать общий культурный уровень всех специалистов. На этом поприще и будет трудиться «просвещённая армия» деятелей искусства, в том числе и одарённые музыканты.
Глава 2. Модель построения работы с одарёнными детьми
в ЛГ МАОУ ДО «ДШИ».
Подающий надежду птенчик и в яйце поёт.
Горское изречение
2.1. Содержание работы с музыкально одарёнными обучающимися. Программное обеспечение.
Чтобы куда-то двигаться, нужно знать куда идти и чего же мы хотим достичь? По мнению автора этих строк, основное, чему должна научить одарённых детей наша школа искусств, это:
Потенциалу для достижения высоких результатов;
Стремлению к профессиональному успеху через трудолюбие и волю;
Умению быть самим собой, умению владеть собой;
Самостоятельности в принятии выбора и решений;
Широкому музыкальному кругозору;
Опыту концертной и конкурсной деятельности;
Креативности (способности к творческому мышлению, оригинальности).
Опыт работы со способными обучающимися в школе насчитывает почти 14 лет. Именно тогда была создана городская программа «Одарённые дети». В школе был создана методическая секция. Преподаватели в конце учебного года представляли достижения обучающихся, анализировали перспективы развития, делились опытом. Обучающиеся учебного заведения получали возможность принимать участие в мастер-классах ведущих профессоров МГК им. П.И.Чайковского благотворительного фонда «Новые имена». Многие ребята и преподаватели поощрялись премиями Главы города Лангепаса за высокие творческие достижения. К сожалению, программа, окончена. Но работа не стоит на месте. Специально для детей с признаками музыкальной одарённости в школе ежегодно создаются индивидуальные рабочие образовательные программы, которые рассматриваются на заседании Педсовета и утверждаются Приказом директора. В программе «Одаренные дети» участвуют обучающиеся, показавшие стабильные результаты, инициативное отношение к исполняемой музыке и настойчивую работу за инструментом. Введение способных учащихся в программу осуществляется по рекомендации преподавателя с согласия родителей и утверждается Педсоветом школы. Для одарённых детей практикуется сольный концерт в конце учебного года, ежегодное участие в конкурсах различного уровня.
2.2. Способы выявления и развития одарённых (способных) детей.
Первая диагностика проводится уже на приёмных испытаниях. Здесь отслеживаются специальные музыкальные задатки: слух, память, ритм, мышление, умение говорить и т.д. Первые два года занятий с детьми уже определяют степень обучаемости и эмоционального отклика на музыку. После двух лет обучения становится понятно, сможет ли ребёнок учиться по программе с повышенными требованиями, сможет ли он трудиться за инструментом по несколько часов в неделю. Показателями могут быть отличные успехи в учёбе, стабильные и запоминающиеся сценические выступления, участие в конкурсах и фестивалях. Если ребёнок стремится переводить любое жизненное явление на язык звуков, вносит свой вклад в творческий процесс, проявляя фантазию и музыкальную интуицию, нестандартно мыслит – это он, одарённый ребёнок.
2.3. Индивидуальный план обучающегося с признаками музыкальной одарённости.
Индивидуальный план обучающегося с признаками музыкальной одарённости – это особый документ, который сопровождает важный, ответственный процесс. Индивидуальный план носит прогностическую функцию по отношению к ученику. Педагогу следует особенно тщательно продумывать репертуар, учитывая степень сложности и разнообразия задач комплексного воспитания. В связи с тем, что одаренные дети являются потенциальными участниками концертной жизни, конкурсных выступлений, их репертуар подбирается и варьируется с учетом тематики и сроков мероприятий. Для поддержания устойчивого интереса обучаемого к музыкальным занятиям следует чередовать произведения повышенной сложности с уровневыми. Причем в первом полугодии рекомендуется проходить более сложные произведения. Темпы произведений должны быть приближены к оригиналу. На занятиях с обучающимся важно последовательно проводить репертуарные линии, учитывающие ближайшие задачи и перспективные цели. Высокий уровень способностей ученика вносит в составление плана свои коррективы. В репертуар включаются более сложные этюды на различные виды техники, и уделяется больше внимания изучению крупной формы, которая развивает мышление, владение временем и сценическую выдержку. Самостоятельные домашние занятия обязательны. По окончании учебного года в индивидуальном плане дается полная развернутая характеристика развития обучающегося с элементами анализа, фиксируются достижения, выступления с пометками о качестве исполнения программы. Программа на год составляются преподавателем самостоятельно.
2.4. Среда развития.
Ранее уже рассматривался вопрос о так называемой среде развития одарённого ребёнка. В этой связи у преподавателей школы искусств нашего небольшого северного города возникают затруднения. Мы можем только мечтать о культурной среде, так как наш город достаточно удалён от мегаполисов. До ближайшей филармонии 2,5 часа. Гастролями известных музыкальных деятелей горожане не избалованы. Реальный феномен – культурное голодание. Однако одарённые дети хотя бы раз в месяц должны слушать игру профессиональных музыкантов, выступления оркестров, хоров, нужна обогащённая творческая среда. Это отличная мотивация к развитию. К счастью для нас есть Интернет. Интернет для юного музыканта и его преподавателя – это быстрый доступ к образовательным ресурсам, это возможность слушать музыку композиторов разных эпох и стилей, наслаждаться исполнительским искусством. Посещение школьных концертов способными учениками вместе с их родителями является обязательным.
В учебном заведении практикуется приглашение ведущих специалистов ХМАО-Югры для проведения мастер-классов. Мастер-класс – это мероприятие, стимулирующее как обучающегося, так и преподавателя. Мастер-классы обычно проводятся по отделениям. По окончании проводится круглый стол.
Стоит остановиться ещё на одной интересной и перспективной форме работы – научно-исследовательских межгородских конференциях по музыкально-теоретическим дисциплинам. Обучающиеся используют метод проектной деятельности с презентациями и музыкальными иллюстрациями.
2.5. Работа с родителями одарённых детей.
В данном разделе хотелось бы поделиться личным опытом. Личный педагогический стаж составляет 27 лет. За это время работала со многими способными детьми, которые продолжили образование в профильных музыкальных учебных заведениях. Они были одарены по-разному: кто-то моторикой, виртуозным даром, кто-то эмоциональностью, лиричностью высказывания, кто-то интеллектом и т.д. Многие ребята – участники и Лауреаты конкурсов и фестивалей различного уровня как очных, так и заочных. По-настоящему талантливый ребёнок, сложившийся как пианист, был только один, но его стоило ждать. Музыкальность дана была ему от рождения. Родители – музыканты в трёх поколениях. Это природная музыкальность и приспособленность к инструменту. Это уже власть генов. Он не выбрал музыку профессией, работает в медицине, но до сих пор не может жить без инструмента, играет, импровизирует, подбирает на слух. В музыке он свободен, там он живёт. Он как – бы вступает в диалог с композитором и тем, кто его слушает. Несомненно, самую главную роль в его становлении играли родители. Семья не пропустила ни единого сценического или конкурсного выступления сына.
К слову сказать, совсем недавно ещё одна выпускница моего класса кардинально поменяла профессию, в которой успешно процветала, на музыку. И здесь тоже гены, но уже во втором поколении. Обладает незаурядным пианизмом. Предрасположенность к занятиям музыкой взяла верх. И в этом году уже её дети поступили в музыкальную школу при РАМ им. Гнесиных в Москве. Семья поддерживает во всём.
В прошлом учебном году полный курс обучения по программе «Одарённые дети» окончил один очень способный ученик. Природа наградила его артистическими данными. Ему для достижения наилучшего результата нужна была публика и присутствие родителей.
Сейчас в классе по программе «Одарённые дети» обучаются две сестры. Сотрудничество с их родителями – это особый подарок преподавателю. Дело в том, что мама, можно сказать, учится вместе с детьми, читает музыкальную литературу, слушает записи, посещает все концерты, выезжает с детьми на конкурсы, знает все новости в мире музыки, контактирует с родителями детей из других городов. Своевременно предоставленная преподавателю информация о конкурсном наборе в Образовательный центр «Сириус» в городе Сочи, который создан Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина, позволила одной из её дочерей участвовать в двух творческих сменах в декабре 2015 и июне 2016 года по специальности «Фортепиано» и «Композиция». Цель работы Образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.
В классе практикуется система индивидуальных консультаций для родителей, посещение родителями обучающихся уроков, репетиций, совместный выезд на конкурсные состязания.
2.6. Преподаватель – ученик.
Работа педагога с одаренными детьми - это сложный, долговременный и вечно варьирующийся творческий процесс. Он требует от преподавателя больших временных затрат, глубоких, постоянно обновляемых знаний в области детской психологии и педагогики, повышения квалификации, предусматривает тесное сотрудничество с администрацией, коллегами и родителями одаренных детей. Работа с одарёнными детьми невозможна без грамотности в ИКТ.
История музыкальной педагогики и исполнительства знает немало примеров плодотворного сотрудничества учитель-ученик, которое в результате давало колоссальный творческий успех. Приведём некоторые из них: Б.М.Рейнгбальд – Э.Г.Гилельс, Г.Г.Нейгауз – С.Т.Рихтер, А.П.Кантор - Е.И.Кисин. Вероятнее всего, в этих «дуэтах» важную роль играл не только профессионализм, но и личностные качества преподавателей. Поэтому, обучая способного ребёнка, нужно видеть в нём ЧЕЛОВЕКА, а уже потом, постепенно прививая любовь к музыкальным занятиям, наилучшим образом выявить и развить творческую индивидуальность. С этой целью уроки должны быть максимально интересными, креативными, а домашние занятия регулярными. В классе преподавателя практикуется ведение «Дневников труда», где фиксируется время, проведённое за инструментом.
Подытоживая всё изложенное выше, можно с уверенностью сказать, что чтобы воспитывать одаренного ученика, нужно самому быть творческой личностью. Наивысшая цель преподавателя – воспитание музыканта, превосходящего его по профессиональным качествам.
Заключение
Я вообще не верю в одну единственную
силу таланта, без упорной работы.
Выдохнется без нее самый большой талант,
как заглохнет в пустыне родник,
не пробивая себе дороги через пески …
Ф.И. Шаляпин
В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее: нет двух одинаково одарённых детей, следовательно, каждый раз преподавателю нужно искать новые пути развития индивидуальности; необходимо учиться вместе с ребёнком и у ребёнка; постоянное наблюдение и коррекция – залог успешного продвижения; привитие трудолюбия – основное условие успешной творческой деятельности; погружение в артистическую и музыкальную среду работает на создание необходимого багажа образно-смысловых ассоциаций.
Собственные наблюдения и анализ современной ситуации по проблемам одарённых детей позволяют внести предложения:
Нужна продуманная система финансирования всех мероприятий, связанных с поддержкой и сопровождением одарённых детей. Преподаватель и родители не должны задумываться о финансовой стороне вопроса;
Каждому учебному заведению необходимо назначить куратора по работе с одарёнными детьми из вышестоящего профильного учебного заведения (это уже когда-то было, нужно восстановить);
В каждом учебном заведении должен быть ответственный за одарённых детей преподаватель.
Нужно повышать престиж музыкальной профессии.
Список использованных информационных интернет-источников и литературы
Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре» http://doinhmao.ru/zakony-hanty-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugry/zakon-hmao-yugry-68-oz-ot-01062013
Концепция поддержки одаренных детей. Источник: http://www.menobr.ru/article/30058-kontseptsiya-podderjki-odarennyh-detey-?ustp=WОфициальный сайт БУ «Сургутский музыкальный колледж» http://surgutmusic.ru/site/12410Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, ст.83 «Особенности реализации образовательных программ в области искусств». http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016/В классе А.Б.Гольденвейзера: Сб. статей. Сост. Д.Благой, Е.Гольденвейзер. – М.: Музыка, 1986, 214с. Нот. («Уроки мастерства), С.27
Как учить музыке одарённых детей. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2010. – 240 с. – (Серия «Мастер-класс»)
ISBN 978-5-89817-335-7
Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник. – Москва: Проспект, 2016. – 400 с.
Монкс Ф., Ипенбург И. Одарённые дети / Пер. с голландского. – М.: Когито-центр, 2014. – 132 с., С.31
ISBN 978-5-89353-408-5
Хенгстшлегер М. Власть генов: прекрасна как Монро, умён как Эйнштейн. – СПб.: Питер, 2013. – 176 с.: ил.
ISBN 978-5-459-01654-3