Конспект урока по русскому языку Заглавные буквы в кличках животных


Конспект урока русского языка во 2 классе
в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
с позиции реализации деятельностного метода
УМК «Школа России»
учителя начальных классов
ЧОУ «Школа «Ор Авнер» - (Свет Авнера)»
Кустовой Марины Владимировны
2014-2015 учебный год
Тема: Заглавная буква в написании кличек животных.
Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР): самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием).
Метапредметные (МПР):
Регулятивные
– принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.
Познавательные
– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- формировать умение подбора имён существительных в каждую группу.
Коммуникативные
- коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника.
Предметные (ПР):
- распознавать собственные имена существительные;
- самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу;
- писать имена собственные с заглавной буквы.
Цель урока: сформировать представление детей о том, что собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы;
Формировать умение применять на практике правила написания кличек животных.
Оборудование: учебник «Русский язык» - 2 класс, часть 2 (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), электронные слайды к конспекту , задания для самостоятельной работы
Ход урока.
Организационный момент.
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(Садитесь!)
Все ли правильно сидят? (посмотрите на слайд 1)
Все ль внимательно глядят? (посмотрите на слайд 2)
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок!
- Откройте, пожалуйста, тетради.
- Запишите число, классная работа.
- Ребята, обратите внимание на:
1. План урока, который вывешен на доске, с которым мы будем знакомиться постепенно.
2. И на высказывание выдающегося французского писателя и профессионального летчика Антуана де Сент – Экзюпери и задумались над его смыслом.
-Как мы должны писать на уроках? (Чисто, аккуратно, правильно выводить буквы.)
- Значит, наш следующий этап урока мы посвятим минутке?( Чистописания).
II. Минутка чистописания.
-Но сначала выполним пальчиковую гимнастику, опираясь на слайд: делая самомассаж пальцев круговыми движениями.
- Сегодня на уроке мы пропишем буквы «Эм» заглавную и строчную.
-Посмотрите на слайд 3, как я написала на доске и тоже напишите буквы красиво и правильно в своих тетрадях.
 
III. - Какими вы должны быть на уроке? (Внимательными.)
- Поиграем в игру на внимание.
-Посмотрите на слайд 4, а сейчас на доску.
- Вы читаете не само слово, а называете цвет, который использовали при написании этого слова.
- Что общего у этих слов? (Написаны с заглавной буквы. Это имена собственные.)- К какой группе имён собственных они относятся? (Клички животных.)
-По какому признаку подобраны клички животных? (По цвету.)
- Чего не хватает этим кличкам? (Названий животных. Имена нарицательные. Служебные слова.)-С какой буквы надо писать названия животных? (С маленькой.)
IV.Словарная работа.-Сейчас вы, каждый с помощью этой же игры на внимание попробуете у доски подобрать к кличке название животного в нашем следующем этапе урока, который называется?( Словарная работа.)
-Прошу всех выйти к доске.
Поиграем в игру «Договори слово».
Условие игры: перед каждым из вас лото, отгадайте загадки и закройте с помощью своей карточки-отгадки прямоугольник, который соответствует отгадке, затем объясните свой выбор.
Свяжет варежки бабуляДля себя и внучки Юли,Свяжет свитер для отца.Ну, а шерсть ей даст    (овца).
Кто нам рано по утруГромко промычит «Му-му!»Кто даёт нам молочка,Маслица и творожка,Чтоб детвора была здорова.Это добрая… (корова).
Кто  кричит во дворе,Будит нас на заре?У него  есть перья - пух!И зовут его ... ! (Петух) 
•Кто гуляет по двору,Забираясь в конуру.Большая ЗабиякаГрозная (Собака.)
- Прошу всех сесть и коллективно по слайду 6 проверить правильность выполнения задания и прочитать название и кличку животного в каждом прямоугольнике.
- В какую тематическую группу можно объединить эти слова? (Домашние животные.)
V. Самоопределение к деятельности.-Сформулируйте сами тему нашего урока, опираясь на предыдущие этапы и последние вопросы. (Заглавная бука в написании кличек животных.)
-Посмотрите на слайд 6, чтобы подтвердить тему и цель нашего урока.
-Да, тема нашего урока «Заглавная бука в написании кличек животных»
Цель урока: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; развивать мышление.
-Соответствуют ли фотографии и высказывание «Мы в ответе за тех, кого приручили» теме нашего урока?
- А как вы понимаете смысл слова приручить?  (Сделать так, чтоб тебя полюбили, не могли без тебя жить, всегда слушались тебя).
Приручить – сделать ручным, послушным. Приручиться – стать ручным, привыкнуть к человеку (Словарь С.И.Ожегова).
-Как надо относиться к животным?
-Важно не только их накормить, ухаживать за животными, заботиться о них, но и, конечно, животные должны чувствовать вашу любовь, ласку, знать, что вы их никогда не обидите, не предадите, защитите.
VI. Работа по теме урока.
1.-По каким еще признакам подбираются клички животных?
Узнаем об этом, посмотрев слайды № 8-15.
2.Упр. 100 (с.59).
-Прочитайте задание к упражнению.
-Вам необходимо записать только подходящие клички животных, опираясь на материал из слайдов и своих личных знаний.
- (Выполнение с комментарием).
VII. Физкультминутка. (с №16)
Учитель называет слова: Жучка, Белянка, кошка, Зорька, лошадь, Чернушка, коза,
Хохлатка, Дашка,курица, корова, Красава.
Если дети услышат название животного – приседают, если кличку – хлопают.
VIII. Закрепление изученного материала. (Слайд №17.)
Самостоятельная работа. (Запись на доске).
- Спишите предложения по рядам. Выберите нужную букву из скобок.
Или
Зачеркни в скобках лишнюю букву.
У малышки (Г, г)руши в корзине (Г, г)руши.
Денис (С, с)кворцов смотрел на (С,с)кворцов.
Тёма (В, в)асильков нарвал в поле (В, в)асильков.
(Самопроверка по эталону на доске.)
IX. Рефлексия. (Слайд №18.)
-На доске изображена ваза.
-«Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
-Чему мы с вами научились?
- Докажем это, выполнив задание по карточкам:
Карточка.
-Подчеркни имена собственные.
Засыпала деревня Дубки. Гасли огни в домах. Рыжий кот Трошка спал на крыльце. Серёжа и Галя спали крепким сном. Луна забралась в сад. Она осветила кусты. Наступила тишина.
(Взаимопроверка.)
Поблагодарим наших гостей за присутствие на нашем уроке. 
X. Итог урока.
-Подведем итог работы на уроке.
-Какая тема урока была?
-Помогите напомнить цели урока.
-Какое задание вам было интересно выполнять?
XI.Домашнее задание.-Ребята, как вы считаете, каким должно быть домашнее задание, чтобы материал был закреплен качественно?
-Выберите самостоятельно д.з по ступеням:
1.Минимальное задание на закрепление должны выполнить все: принести в класс фотографию или рисунок своего домашнего питомца.
2.2 ступень-труднее: составить рассказ, записав его в книжку-самоделку.
3 ступень: задание по карточке.
Подберите животным клички и соедините их линиями на карточках.
кошка    Шарик
собака    Мурка
корова    Сокол
конь    Зорька
(Проверка по эталону). 
При проверке д. з. за каждое задание будет выставлена отдельная оценка, то есть, если вы выберете и задание 2,3, то получите 3 оценки.
Принести в класс фотографию или рисунок своего домашнего питомца. Составить рассказ.
XII.Оценки за урок