Доклад на тему: «Сенсорное развитие — фундамент познавательного развития дошкольника развивающий потенциал анимационной педагогики»


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр анимационного творчества «Перспектива»
Доклад на тему:
«Сенсорное развитие - фундамент познавательного развития дошкольника;
развивающий потенциал анимационной педагогики»
Подготовила: педагог-психолог
Голкина В.А.
Февраль 2017
В системе образования РФ большое значение придаётся дошкольному образованию (ДОУ), где важное место отдано системе дополнительного образования, призванной дать детям то, что по ряду причин не в состоянии сделать основное звено системы образования (другие образовательные задачи, отсутствие необходимой материальной базы, недостаток специалистов и пр.).
Свое уникальное место в системе дополнительного образования занимает Центр анимационного творчества «Перспектива». Ребенок, занимающийся анимацией, осваивает различные виды творческой деятельности, постоянно получая новые знания, а также обретает неограниченные возможности для воплощения своего неповторимого опыта и первых жизненных открытий. Освоение анимационной деятельности – это творческий процесс, который является не спонтанным и стихийным, а планомерным и педагогически организованным.
Главная педагогическая ценность анимации в универсальности ее языка, позволяющая организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения для детей всех возрастных групп (так говорят педагоги Ю.Е.Красный и Л.И.Курдюкова). Анимационная педагогика явление молодое и мало изученное, первые воспитательные шаги относит режиссер-мультипликатор Е.Сивоконь к 1985 году, когда этот вид искусства обрел способность учить и воспитывать, а не развлекать и назидать.
Анимация – это театр! Это актерское мастерство! Это искусство! Анимация – это движение! Это ощущение нового, неизвестного, неожиданного! Это совместное творчество! Это открытие внутреннего мира людей!
Анимация – комплексный вид деятельности, включающий в себя музыку, изобразительное творчество, декламацию, драматургию, трудовое воспитание и многое другое.
Воспитанник Центра - прежде всего человек творческий, интересующийся культурой, развивающий свой культурный уровень. Это ребенок, имеющий творческий взгляд на мир, размышляющий, способный передать свое восприятие мира посредством анимационного фильма.
Это ребенок с достаточно высоким уровнем познавательной активности и широким кругозором, глубоким восприятием мира, умением видеть связи между различными явлениями мира, воспринимающий явления мира как бы впервые – ярко, образно, эмоционально.
Как выше было сказано: осваивание различных видов творческой деятельности требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов, т.е. определенный уровень развития сенсорной сферы.
Основная педагогическая цель обучения в Центре анимационного творчества «Перспектива» – основываясь на внутренних возможностях и резервах ребенка, воспитать у него устойчивую потребность в творчестве.
Дети в «Перспективу» приходят в дошкольном возрасте, но анализ работы Центра в последние 2-3 года показывает востребованность этой деятельности и у младших дошкольников.
Одной из первых ступенек в овладении анимационной деятельностью для детей этого возраста на подготовительном отделении Школы анимации является предмет «Растем, играя», направленный на развитие сенсорной сферы. Основой этой программы явились базовые подходы по сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике, Л.А.Венгер, А.В.Запорожцем, Н.П.Сакулиной, А.П.Усовой и др. Эти психологи, сенсорное развитие, рассматривали как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей (усвоению сенсорных эталонов). Программа состоит из двух взаимосвязанных блоков, задача первого блока − формирование основных сенсорных эталонов, задача второго блока − на основе сформированных эталонов пробудить познавательный интерес развить воображение, дать стимул к развитию творческих способностей. Структура занятий типовая.
Младший дошкольный возраст является сензитивным для совершенствования деятельности органов чувств, восприятия, накопления представлений об окружающем мире, формирования сенсорных эталонов. Воображение начинает свое развитие тоже на этом возрастном этапе, являясь процессом переработки восприятия. Внутреннюю связь творчества с воображением выделяют и подчеркивают многие психологи. Так, Л.С.Выготский в свое время писал: «...Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека... является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении».
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: не только их форме, цвете, величине, но и положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
На примере 2-го занятия 1-го блока проиллюстрируем, как реализуются поставленные цели и задачи.
Ход занятия Методический комментарий
Занятие 2.
В кабинете психолога детей встречает игрушка-марионетка «Лиса»
Дети по очереди здороваются с лисой.
1. — Наша лиса какая-то печальная. Она чем-то расстроена. Спросите, что с ней случилось? Почему она такая грустная?
-Дети интересуются.
Лиса – горе-то какое, рыбки не знают, какие красивые бывают цвета. Вот красный, вот синий, вот зеленый, а это желтый. (Лиса, называя цвет, показывает детям картон соответствующего цвета). Вот как красочен мир. Помогите рыбкам найти нужные цвета.
2. Игра "Помоги рыбкам" - найди нужные цвета (к наклеенным образцам цвета подобрать нужные полосочки картона).
3. Затем дети вместе с психологом называют вслух найденные цвета.
4. Лиса вновь выкладывает цветной картон на стол к детям, просит их запомнить то, что лежит на столе. Дети закрывают глаза – лиса убирает один цвет со стола - дети, открыв глаза, вспоминают, какого цвета недостает (упражнение повторяется 3-4 раза)
5. Педагог-психолог – а сейчас мы прогуляемся по лесу с лисой, встанем в круг (игра «Тропинка»)
Прогулялись мы по лесу – отдохнем. Психолог ставит на стол большую коробку с карандашами, раздает детям чистые листы бумаги.
Лиса - в лесу был дождь, а потом на небе появилась разноцветная радуга
Ребята давайте нарисуем ее и подарим рыбкам, чтобы они тоже увидели множество ярких цветов.
6. Рисуем радугу, проговаривая каждый цвет.
Ну вот, наше путешествие закончилось, давайте вспомним, что мы сегодня делали.
Попрощаемся с Лисичкой, скажем ей добрые слова. Цель: Закрепление сенсорных эталонов. Различение основных цветов спектра по образцу (красный, синий, зеленый, желтый).
Задачи:
1.Ознакомление с цветами.
2.Закрепление словесного обозначения цветов.
3.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы)
4. Развитие внимания и памяти.
5. Совершенствование навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
6. Рефлексия.
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить трудно. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов творческой деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают заместителями других. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению, являющимся одним из важнейших новообразований дошкольного возраста.
На примере 2-го занятия 2-го блока проиллюстрируем, как реализуются поставленные цели и задачи.
Ход занятия Методический комментарий
Занятие 2.
В кабинете психолога детей встречает игрушка-марионетка «Лиса».
Дети по очереди здороваются с лисой.
1. — Наша лиса. В волшебный лес, где живет лиса, прилетели разноцветные тучки. Каждая из них поливает цветным дождем.
-Психолог спрашивает, какие цвета дети знают.
2. Игра "Разноцветие" – дети раскрашивают иллюстрацию леса и лесных зверей в разные цвета.
3. Затем воспитанники по очереди рассказывают, какое «Разноцветие» у них получилась.
4. Лиса, выслушав детей, приглашает их в свой лес, предлагая одеть колпачки фантазии.
5. Педагог-психолог – а сейчас мы прогуляемся по лесу с лисой, встанем в круг (игра «Тропинка»)
Прогулялись мы по лесу – отдохнем. В лесу Лиса рассказывает, что у нее за «Разноцветие».
-психолог, разложив на полу листы детей говорит,что у все получились разные картины, т.к. мы все разные и фантазируем по разному.
Попрощаемся с Лисичкой, скажем ей добрые слова. Цель: Развитие воображения используя сформированные эталоны цвета.
Задачи:
Развитие воображения.
Повторение эталонов цвета.
Закрепление словесного обозначения цветов.
Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы)
Развитие внимания и памяти.
Совершенствование навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Рефлексия.
Воображение – способность к перекомбинированию образов, позволяющая ребенку строить и создавать что-то новое оригинальное, чего раньше в его опыте не было и заключающаяся в своеобразном «отлете» от действительности. Ребенок создает воображаемую ситуацию в игре, сочиняет фантастические истории, рисует придуманные им персонажи. В этот период ребенок не просто придумывает, он верит в свой воображаемый мир и живет в нем. Таким образом, развитие воображения обогащает восприятие, наполняя его новыми красками, звучаниями делая ярче и богаче, и наоборот, сенсорное развитие как восприятие новых сенсорных эталонов дает все новый материал для развития воображения. Воображение является, на наш взгляд, основой символического замещения — они неразрывно связаны друг с другом. Воображение позволяет человеку выполнять существенные функции одних предметов в каком-либо другом предмете или символе (предметное «тело» самого символа этих функций не имеет). Возможность человека строить символы направляет его на создание существенно новых образов и предметов, не замыкаясь в кругу мелочных и пустяковых нововведений. Основная задача познавательного воображения — это специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления. Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия, складывающегося у ребенка образа «я» реальности и является в таких случаях одним из механизмов его построения.
Ребенок постепенно начинает осваивать рисование, лепку, конструирование, знакомится с явлениями природы, основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.
Таким образом, возраст младшего дошкольного является наиболее сензитивным для развития сенсорной сферы, мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствие и создать его самостоятельно.
Самый интенсивный период творческого развития – от 2 до 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь, наше дело поддержать эти стремления ребенка, пробудить интерес к познанию мира. Занятия «Растем играя» направлены на это.
Проведенное исследование в 2009-10 году, направленное на изучение динамики развития детей, занимающихся по этой программе, показало следующее. Результаты диагностики показали эффективность развивающей работы программы «Растем играя» для детей младшего дошкольного возраста. У 100 % детей принявших участие, в занятиях наблюдается положительная динамика в усвоении сенсорных эталонов посредством обогащения чувственного познавательного опыта; формирования умений: наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений; а также обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. У детей качественно изменилась способность организовывать себя, скорость и качество выполнения заданий, внимание стало более устойчивым, активизировалось стремление преодолевать трудности, помогать сверстникам.
Приведенная положительная динамика говорит о развивающем потенциале анимационной педагогики.
Программа разработана, и мы наблюдаем необходимость продолжения работы, направленной на раскрытие творческого потенциала более старших дошкольников, обеспечивая преемственность работы психолога и аниматоров.
Литература.
Асенин С. Мир мультфильма. М.,1986.
Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебного пособия. Ярославль, 1998.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. М., 1991.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.
Нижегородцева Н.В., ШадриковВ.Д., Воронин Н.П. Готовность к обучению в школе: теория и методы исследования![текст]- Ярославль: Изд-во ЯГПУ,1999 г.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник. М., 2003.
Педагог-психолог
Голкина В.А.