Конспект урока по ИЗО на тему Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки (7-й класс)


Савина Галина Владимировна
Учитель ИЗО«Берестянская ОШ» - филиал МКОУ «Демушкинская СШ»
«Организация художественно-эстетической деятельности школьников на уроках эстетического цикла»
savinagv2015@yandex.ruРабочая программа по ИЗО 7 класс к УМК А. С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Урок изобразительного искусства "Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки". 7-й класс
Цель урока:
Образовательная – сформировать представление о сказочно - былинном жанре на примере изображения иллюстраций к сказкам В.М. Васнецова
Воспитательная – воспитывать любовь к народному искусству, нравственно эстетическое и художественно-эстетическое отношение к миру, любви детей к творчеству художников детской книги и интереса к искусству.
Развивающая – развивать общий кругозор, память, речь, творческое отношение к выполнению задания.
Задачи:
1.Образовательная - сформировать представление о сказочно-былинном жанре.
2.Воспитательная - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.
3.Развивающая - развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.
Оборудование и материалы:
1. Мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
2. Репродукции работ ВМ.Васнецова, по сказкам, а так же книги с иллюстрациями.
3. Художественные материалы: акварельные и гуашевые краски, кисти, цветные карандаши, баночки для воды, палитра.
4. На стендах, стенах, шкафах – иллюстрации к русским народным сказкам: «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке» 5. На доске слова «Сказки! Кто не любил их на Руси!»
Структура  урока  усвоения  новых  знаний:
№ Этапы урока Действие учителя Действие учеников 1 Организационный момент Здравствуйте ребята! Проверьте готовность рабочего места. На столах у вас должны лежать: акварельные и гуашевые краски, кисти, цветные карандаши, баночки для воды, палитра. Приветствует учителя! 1 мин
2 Повторение изученного.
-Мы продолжаем рассматривать жанры живописи. Вспомним все жанры, которые вы знаете.
Учитель записывает на доске название жанров или крепит на доску готовые напечатанные, если дети затрудняются - помогает.
Учащиеся называют жанры.
- Мифологический жанр
- Батальный жанр
- Бытовой жанр
- Пейзаж
- Исторический жанр
- Натюрморт
- Анималистический жанр
- Портрет
- Сказочно-былинный жанр
4
3 Создание проблемной ситуации. -А для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю выполнить небольшое задание. На карточках даны определения к жанрам, которые мы написали на доске. Ваша задача к каждому подобрать правильное определение. Для этого берем по одному заданию, и на доске совмещаем определение к соответствующему жанру.
Учитель раздает карточки учащимся.
(1лист)- Мифологический жанр
(2лист)- Батальный жанр
(3лист)- Бытовой жанр
(4лист)- Пейзаж
(5лист)- Исторический жанр
(6лист)- Натюрморт
(7лист)- Анималистический жанр
(8лист)- Портрет
- С заданием справились, но один жанр пропустили, назовите его.
- Подумайте, какова же тема нашего урока?
- Правильно. Молодцы! И последнее наше определение.
(9лист)- Сказочно - былинный жанр (прикрепляет определение) 1– иллюстрация мифов и преданий разных народов.
2 – изображение битв, военных подвигов, боевых действий
3 – изображение сцен повседневной, личной жизни человека
4 – изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности и т.д.
5 – изображение исторических событий и персонажей
6 – изображение неодушевлённых предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, и т. д.)
7 – изображение животных.
8 – изображение внешнего и внутреннего облика человека или группы людей
Дети называют.
Формулируют тему урока.
- Сказочно - былинный жанр.
9 – описание сказок и былин
5
4 Постановка цели урока. - Представьте себе, если вы попали в незнакомое общество и для того, чтобы как-то обращаться к присутствующим, что вы сделаете?
- Правильно. И так запишем, что у нас есть для того, чтобы определить цель нашего урока.
Учитель делает записи на доске - «сказочно-былинный жанр», «В.М.Васнецов», «Познакомиться».
- Давайте попытаемся на основании этого сформулировать цель нашего урока (в случае необходимости учитель помогает).
Записывает тему урокам на доске. Просит одного из учащегося зачитать. - Познакомимся.
Учащиеся формулируют цель урока.
- Познакомиться со сказочно-былинным жанром в живописи на примере творчества В.М. Васнецова. 4
5 Актуализация знаний Слайд 1.– портрет художника В.М.Васнецова.
- У вас на партах лежат книги. Прочитайте сведения о художнике В.М. Васнецове.
(Один ученик читает вслух, остальные следят по книге).
Слайд 2.
- Обращаясь к теме урока, ответьте, какие два ключевых понятия здесь прописаны?
-Давайте вспомним, что такое сказка, что такое былина?
Учитель выводит на слайде определения понятий «Сказка» и «Былина». Просит детей зачитать.
Слайд 3.
Слайд 4. Один из учеников зачитывает вслух, остальные следят по тексту.
- Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнейцова был священником, также как и его дед и прадед. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.   Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.
Виктор Васнецов умер 23 июля 1926 года.
Высказывают предположительные ответы.
-Сказка, былина.

Дети читают.
Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка - это чудо!
Былины – это древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков 8
6 Физкультминутка - Сейчас мы посетим музей, где полюбуемся иллюстрациями к сказкам. Для этого пройдем к картинам, которые находятся в нашей импровизированной галерее.
- Посмотрите на данную картину. На ней изображены три знаменитых героя русских сказаний и былин – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
-Переходим к следующей репродукции. Здесь мы видим Аленушку, являющейся иллюстрацией к сказке «Сестрица Аленушка и братец ее Иванушка».
-Следующая картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» является, пожалуй, одним из самых фольклорных произведений русского изобразительного искусства.
-Наша экскурсия закончена. Пройдите на свои места. Дети встают и подходят к картинам.
Учащиеся слушают.
Учащиеся занимают свои места. 3
7 Закрепление полученных знаний. -Сегодня на уроке вы будете художниками-иллюстраторами и раскрасите книжки - самоделки к детским сказкам и былинам. Вспомним их название.
-Молодцы!
- Сейчас раздам раскраски к сказкам. Вы их сложите пополам, и у вас получатся книжки – самоделки, (показывает наглядно)
которые вы сможете подарить своим младшим сестренкам и братишкам.
- По желанию можете подписать текст к иллюстрациям.
Учитель консультирует детей при необходимости.
Слайд 5. -Былин – «Добрыня Никитич», «Илья Муромец и Алеша Попович»
-Сказки - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван царевич и серый волк»
Дети приступают к выполнению работы. 15
8 Домашнее задание -Запишите задание на дом. Закончить работу в цвете, которая будет оценена на следующем уроке.
-А сейчас возьмите в руки тот смайлик, который соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.
(Смайлики лежат на портах заранее) Записывают задания в дневник.
2
9 Рефлексия (подведение итогов занятия) - В заключение урока вспомним, с какой темой познакомились на сегодняшнем уроке.
-Правильно, молодцы!
-И давайте вернемся к цели нашего урока.
Просит ученика зачитать цель урока.
-Достигли ли вы цели урока?
-Что нового вы для себя узнали?
-В чем заключалась ваша практическая работа!
-Всем спасибо за урок, до свидания!
Слайд 6.
(Каждый убирает свое рабочее место).
- Сказочно - былинный жанр.
- Познакомиться со сказочно-былинным жанром в живописи на примере творчества
В.М. Васнецова.
Учащиеся отвечают.
- Раскрасить иллюстрации и выполнить книжки-самоделки для малышей. 3
Дополнительный материал к уроку:
1. Эпиграф.
«Сказки! Кто не любил их на Руси!»
2.Жанры.
Мифологический жанр
Батальный жанр
Бытовой жанр
Пейзаж
Исторический жанр
Натюрморт
Анималистический жанр
Портрет
3.


44964351355090



1.Получил прочные знания, усвоил весь материал

2. Усвоил новый материал частично
3. Мало что понял, необходимо еще поработать