Конспект занятия по формированию здорового образа жизни


Конспект занятия по формированию ЗОЖ
на тему «Лекарственный чай»
Цель: формирование знаний о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: закрепить у воспитанников знания о лекарственных растениях Урала; создать представление об эффективности их использования для сохранения и укрепления здоровья;
Воспитательные: воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Оборудование:
презентация с видами лекарственных растений; таблица; памятки по сбору растений, готовые сборы трав, технологические карты
Словарная работа: лекарственные растения, подорожник, ромашка, одуванчик, шиповник, , сироп, отвар, плоды.
Ход занятия
1. Организационный этап
Приветствие. Настрой детей на работу.
2. Мотивационный этап
– Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте определить тему сегодняшнего занятия:
Много трав растет полезных
На земле родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Ну что, догадались, о чем мы с вами будем говорить?
(О лекарственных растениях.)
Совершенно верно.
(Педагог записывает на доске тему урока.)
Еще давным-давно человек заметил, что некоторые растения лечат болезни, и стал запоминать, что от чего помогает. Сведения о целебных свойствах растений передавались из поколения в поколение.
Самые обыкновенные травы, деревья, кустарники служат источником разных полезных для нашего
организма веществ. Из растений готовится половина всех лекарств. Если вы зайдете в аптеку, то увидите коробочки с этикетками «Березовые почки»,
«Листья крапивы», «Плоды шиповника» и другие.
3. Содержательный этап
а) Определение растений по описанию
– В Свердловской области встречается очень много лекарственных растений. Давайте вспомним некоторые из них. Я стану описывать растения, а вы должны будете определить, о чем идет речь.
У этого растения ярко-зеленые листья с прожилками, большие и маленькие. Оно всегда встречается на тропинках. (Подорожник.)
Весной куда ни посмотришь – всюду увидишь его золотые цветки или пушистые белые шапочки. (Одуванчик.)
Ранней весной, как только пригреет солнышко, появляются маленькие ярко-желтые цветочки. (Мать-и-мачеха.)
У этого дерева белый ствол. В народе его называют «русской красавицей». (Береза.)
Это растение с белыми цветочками с пятью лепестками и ярко-красной душистой ягодой. Чтобы ее найти, надо низко наклониться. (Земляника.)
Это многолетний кустарник высотой до 1,5 м. Каждый его лист состоит из трех маленьких листочков. А его красными ягодами любит лакомиться медведь. (Малина.)
Многолетнее растение с прямым стеблем, продолговатыми заостренными листьями и мелкими цветками с розовато-сиреневым оттенком. (Душица.)
Травянистое растение с продолговатыми листочками и желтыми цветками с черными полосками. (Зверобой.)
У цветка этого растения белые лепестки и желтая серединка. (Ромашка.)
Многолетнее травянистое растение с прямым стеблем и зубчатыми листьями, которые при прикосновении жгутся. (Крапива.)
Это мелкий, сильно ветвистый кустарничек с маленькими листочками. На нем растут круглые, черные, сочные ягоды, которые пачкают губы и зубы, но зато очень вкусные. (Черника.)
Это красивый, но колючий кустарник. Его цветки напоминают розу, плоды круглые или вытянутые. (Шиповник.)
У этого растения темно-зеленые листья, блестящие сверху, с загнутыми внизу краями. Его красная, сочная, сладкая ягода имеет слегка горький привкус. (Брусника.)
Это – многолетнее травянистое растение с перистыми рассеченными листьями и маленькими белыми или розовыми цветочками, собранными в корзинку. (Тысячелистник.)
(Воспитанники по очереди отвечают.)
Правила сбора лекарственных растений
По лесам, лугам ходи, гуляй
И волшебную травинку собирай.
– А вы знаете, какие части растений следует собирать?
(Листья, цветы, корни, стебли, ягоды.)
Дети дают по своим карточкам ответы для каждого конкретного растения:
крапива – листья; ромашка – соцветия; одуванчик– корни, цветы; подорожник – листья; зверобой – стебель, листья, цветы; береза – листья, почки; малина – ягоды, листья; мать-и-мачеха – цветки, листья; шиповник – плоды; земляника – ягоды, листья; тысячелистник – листья, цветы; брусника – листья, ягоды; черника – ягоды; душица – цветы, листья.
Важно знать правила сбора лекарственных растений.
(Воспитанники читают памятки.)
Памятка
1.Собирать лекарственные растения надо перед цветением или во время него. Это нужно делать в сухую, ясную погоду (ни в коем случае не после дождя или рано утром по росе).
2.Следует отрывать только необходимую часть растений. Корни выкапывают с помощью лопаты. Важно беречь деревья и кустарники, зря не обрывать и не ломать их.
3.Уже в день сбора надо положить сушить растения в тень, расстелив их тонким слоем на чистой бумаге или ткани.
в) Правила использования лекарственных растений
– Теперь будем учиться применять лекарственные растения.
Если вы натрете ногу, какие листья вам помогут?(Подорожника.)
Таблица лекарственных растений и их применения (на доске): Соедините стрелками название лекарственного растения и его применение, в ходе обсуждения.
Лекарственное растение Применение
60960014986000Крапива
5334004127500 При простудных заболеваниях
80962515494000Малина
Камни в желчном пузыре
60960014097000Ромашка
Кровотечения
Одуванчик
Полоскание горла, промывание ран
7715259398000Шиповник
4762502349500 При кашле
60960013716000Брусника
Повышает иммунитет
Мать-и-
мачеха
Мочегонное
КАК ПРИГОТОВИТЬ ЛЕЧЕБНЫЙ ЧАЙ (ОТВАР)
Воспитатель: Как приготовить лечебный чай дома? Лечебный чай всегда поможет вам намного быстрее преодолеть различные заболевания, скорее окрепнуть после перенесенной болезни, восстановить силы.
Приготовление лечебного отвара. Готовят отвары в эмалированной или керамической посуде под закрытой крышкой.
Для приготовления настоя используют измельченные мягкие части растения (листья, цветы, лепестки, плоды, кожуру плодов, траву, почки) вместе с байховым чаем.
Нельзя:
накрывать чайник с заваркой утеплителями (настой не должен преть);
ставить чайник с настоем на огонь;
употреблять настой по прошествии нескольких часов или оставлять его на следующий день.
Практическая часть.
Воспитатель:
Следуя технологической карте, заварите лечебный чай.
Технологическая карта:
1. Возьмите чистую и сухую посуду.
2. Засыпьте или положите пакетик с лекарственным сбором.
3. Вскипятите воду.
4. Залейте лекарственный сбор.
5. Дайте настояться в течение 30 мин.
6. Принимайте за 30 минут до еды, в течение 7-14 дней
Рефлексия:
Воспитатель: Сегодня на занятия мы закрепили знания о лекарственных растениях, научились заваривать целебные отвары, давайте повторим основные правила:- Существуют растения, обладающие целебными свойствами – лекарственные растения- Необходимо знать места обитания лекарственных растений и части растений, в которых содержатся полезные вещества- Полезные свойства лекарственных растений разнообразны.- Из лекарственных растений готовят препараты в виде масел, настоев, отваров, порошков и используют в медицине.- Есть и ядовитые растения, их необходимо знать, но об этом мы поговорим на занятии по ОБЖ.
Что нового, полезного узнали на занятии?
Когда вам могут пригодиться полученные на занятии знания и умения?
Что бы вы хотели узнать еще о лекарственных растениях?
Я хочу вам пожелать здоровья, это самая главная ценность человека!