Игровая программа на 1 сентября (для 1 класса) В страну знаний

В страну знаний
Сценарий театрализованной развлекательной программы для первоклассников

Картина летнего веселья детворы, выскакивает Шапокляк, но вдруг резко останавливается.

Шапокляк: А где все? Где народ, я спрашиваю? (Обращается к зрителям.)Языки у вас есть? А ну-ка, покажите! Есть языки! Чего же тогда примолкли? Непонятно, что ли, спрашиваю? Растолковываю! Куда подевалась вся ребятня-мелюзга, что только что весело скакала здесь? Вот незадача! Только что я собралась включиться в общее веселье: надавать, кому надо тумаков, понаставить подножек, как вдруг (Замечает Ведущую,)Эй, эй, гражданочка! Может быть, хоть вы знаете, куда испарилась вся эта развесёлая компания?
Ведущая: Конечно, знаю. Но, во-первых, обращаясь ко мне, нужно называть меня не словом «гражданочка», а по имени-отчеству - Оксана Викторовна. Сегодня у всех учителей и у всех школьников очень ответственный день. И большой-большой праздник!
Шапокляк: Какой день? Какой праздник? Я хочу знать!
Ведущая:
Есть у нас немало славных
Разных дней в календаре,
Но один есть самый-самый,
Самый первый в сентябре.
Зазвенел звонок весёлый.
Здравствуй, школьная пора!
И шагает дружно в школу
В это утро детвора.
Шапокляк: И что это значит?
Ведущая: Сегодня - начало нового учебного года. И все дети идут в школу.
Шапокляк: Все-все?
Ведущая: Все-все!
Шапокляк: А эти?
Ведущая: А эти ребята, я уверена, тоже сегодня побывают на уроках.
Шапокляк (в зал): Правда? Вы все сегодня пойдёте в школу? Кто пойдёт поднимите руку! И правда, все-все А как же я?
Ведущая: Извините, а вы, насколько я догадываюсь, широко известная мадам Шапокляк?
Шапокляк: О, да! Она самая. (Раскланивается)
Ведущая: Но, простите, сколько вам уже лет?
Шапокляк: Неважно! И вообще неприлично спрашивать возраст у дамы. (Хитро.) Но вы знаете, я ведь совсем-совсем, никогда-никогда ничему-ничему не училась. Ну, ни буковки не знаю, ни циферки! Темнота - прямо стыд! Ну, Оксана Викторовна, ну, миленькая, можно мне пойти в школу?
Ведущая: Право, я не знаю, мадам. Разве что в порядке исключения
Шапокляк: Ура! В школу! Я иду в школу! Всё! Я готова идти в школу! Давайте звонок!
Ведущая: О нет, уважаемая Шапокляк! Вы, я вижу, к школе ещё совершенно не готовы. Даже в первый класс вам рановато.
Шапокляк: Ну, вот! То поздно, то рано Я хочу в школу! Ой, слёзки закапали Ой, рекой потекли В школу хочу-у-у-у-у
Ведущая: Ну, мадам Шапокляк ну, не плачьте! Право, вам ещё рано к детям в класс. Знаете, что? Давайте-ка мы с вами позанимаемся отдельно. Как говорят учителя - индивидуально.
Шапокляк: Отдельно? Индивидуально? Не согласна! Кто мне будет подсказывать? Кто - подсовывать шпаргалки? За чьи спины я буду прятаться, если не выучу урок? Нет! Если учиться, то только в коллективе!
Ведущая: Мадам Шапокляк, а вы посмотрите, какой замечательный детский коллектив у нас. И главное - на безопасном от вас расстоянии! И все дети смогут непременно захотят помогать вам в учёбе.
Шапокляк: Вы мне поможете, ребята?
Дети: Да!
Шапокляк: Спасибо, малявки, малявки-козявки. Я готова начать индивидуальное обучение. С чего начнём? С грамматики? С чистописания? Или с физкультуры? (Делает что-то наподобие прыжка.)
Ведущая: С этики!
Шапокляк: Чего-чего?
Ведущая: С изучения хороших манер и правил общения.
Шапокляк: Ой-ой-ой! К чему всякие церемонии? Мы куда собрались - в нормальную школу или на королевский бал?
Ведущая: А разве в нормальной школе не может быть королевского бала? Всё как раз наоборот.
Шапокляк: Я хотела бы заняться э-ти-кой я правильно сказала? (Ведущая одобрительно кивает) вместе с ребятами.
Ведущая: Вам помочь, мадам?
Шапокляк: Благодарю вас, милочка. Вы очень любезны. Не откажусь.
Ведущая: Итак, ребята, все вы знаете, что, обращаясь к людям, мы должны употреблять «волшебные» слова: спасибо, пожалуйста, извините Сейчас мадам Шапокляк будет обращаться ко всем вам с самыми различными просьбами. Но прошу вас: выполняйте эти просьбы в том случае, если они будут сопровождаться «волшебным» словом - «пожалуйста».
Шапокляк: Итак, друзья мои, встаньте, пожалуйста! Похлопайте в ладоши! Похлопайте в ладошки, пожалуйста! (Сядьте, поднимите руки, похлопайте над головой, помашите нам, пожмите руку соседу, улыбнитесь друг другу, поднимите левую ногу, пошевелите ушами) Спасибо вам. Отдохните, пожалуйста. Маленькая перемена.
Ведущая: Мадам! Мадам Шапокляк! Отгадайте-ка одну загадку.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
Что это? Как вы думаете?
Шапокляк (из зала, увлечённо играя со зрителем в ладушки): Я никак не думаю. Мне не хочется думать. (Посмотрев на Ведущую и сразу посерьёзнев, бежит к ней.) Ой, сейчас! Сейчас начну думать! (Принимает глубокомысленный вид.) Это
Ведущая: Разрешаю воспользоваться подсказкой из зала. Дети, что это такое? (Повторяет загадку.)
Дети: Буквы!
Шапокляк: Буквы! Это Буквы! Ура! Я отгадала!
Ведущая: Значит, пришло время грамматике. Сейчас будем учить буквы. Их тридцать три.
Шапокляк: Так много? Ужас! Я не выучу.
Ведущая: А ребята вам помогут. Верно, ребята? Называем первую букву алфавита. Три-четыре!
Дети: А!
Шапокляк: Автобус номер двадцать шесть!
Ведущая: Что-что?
Шапокляк: Слово «автобус» начинается с буквы «А».
Ведущая: Верно! Молодец! (залу) Вторая буква!
Дети: Б!
Шапокляк: Баран успел в автобус влезть!
Ведущая: Что-о-о?
Шапокляк: миленькая, я не виновата! Эти ваши буквы сами собой превращаются в разных зверей и прямо лезут, лезут в автобус
Ведущая: Но это, простите, чепуха какая-то получается.
Шапокляк: И вовсе не чепуха, а получаются настоящие стихи! Поехали - вперёд по алфавиту!
Ведущая, Дети, Шапокляк:
В! Верблюд вошёл, и волк, и вол.
Г! Гиппопотам, пыхтя, вошел.
Д! Дельфин не мог вползти в вагон,
Е! Енот не может выйти вон.
Ж! Жираф как дёрнет за звонок.
З! Змею он принял за шнурок.
И! Индюк спросил: «Который час?»
К! Козёл сказал: «Не слышу вас».
Л! Лиса сказала: «Скоро семь».
М! Медведь сказал: «Я всех вас съем!»
Н! Навозный жук жужжит: «Боюсь!»
О! Осёл сказал: «А ты не трусь».
П! Петух пропел: «Какой герой!»
Р! Рысь проворчала: «Рот закрой».
С! Сова заспорила с ежом.
Т! Тюлень поссорился с моржом.
У! Удав кольцом сдавил свинью.
Ф! Фазан забился под скамью.
Х! Хорёк за хвост цыплёнка - хвать!
Ц! Цыплёнок бросился бежать.
Ч! Червяк подумал, что за ним.
Ш! Шмель прожужжал ему: «Спешим!»
Щ! Щёгол уселся на окно.
Ы! Выпь говорит, что ей темно.
Э! Эму сказал: «Закрыл он свет».
Ю! Юрок и дрозд сказали: «Нет!»
Я! Як промычал, пройдя вперёд: «Автобус дальше не идёт!»
Ведущая: Значит, урок окончен. Небольшая перемена.
Шапокляк (напевает, бегая, играет с ребятами): Тру-ля-ля, тру-ля-ля
Ведущая: Довольно резвиться, уважаемая Шапокляк. Продолжим занятия. Итак, чем мы займёмся? Может быть, математикой?
Шапокляк: А может быть, трулялятикой?
Ведущая: Что с вами, дорогая! Вы начали разговаривать на каком-то странном языке.
Шапокляк: На труляляйском языке!
Ведущая: Первый раз слышу про такой язык.
Шапокляк: Это язык жителей города Труляляйска. Я недавно была там в гостях. А хотите - я вам мигом обучу этому языку?
Ведущая: Ребята, будем учиться труляляйскому языку?
Дети: Будем!
Шапокляк (важничая): Итак, дети, сядьте прямо. Начинаем урок. Я буду говорить стихами. По-русски! А вы будете заканчивать хором каждую строчку - но уже по-труляляйски.
Ведущая: Но это невозможно! Дети ещё не знают этого языка.
Шапокляк: Очень даже возможно. Внимание, начали!
В городишке Труляляйске
Говорят по-труляляйски:
Там шофёры - трулялёры,
Музыканты - труля
Дети: лянты!
Более Шапокляк говорит первое слово в строчке, дети хором - второе, подбирая нужную рифму.
Футболисты - труляристы,
Режиссёры - трулялёры,
Там неряхи - труляляхи,
А бабульки - трулялюльки,
А папаши - труляляши,
А все тётки - трулялётки,
А ребята - трулялята,
А собачки - трулялячки,
А котёнок - трулялёнок,
И вдобавок попугай,
Развесёлый Труляляй!
Ведущая: Всё, мадам Шапокляк! Наберитесь серьёзности, пришло время заниматься математикой.
Шапокляк: Ребята, миленькие, помогайте! Я в трулялятике ни бум-бум!
Ведущая: Надо решить одну весёлую задачу. Слушайте внимательно условие.
Звонко прозвенел, звонок,
Начинается урок.
Был вопрос серьёзным очень:
Про глаголы, между прочим.
Отвечать хотела Света -
И запуталась в ответе.
(Шапокляк старательно загибает один палец.)
Вслед за ней четыре Гали
На уроке отвечали.
(Шапокляк прилежно считает на пальцах далее.)
Миша двойку получил -
Он урока не учил.
Промолчали пять Ларис,
И ответил лишь Борис.
Кто мне точный даст ответ:
Был у нас какой предмет?
Дети: Русский язык!
Шапокляк: Это нечестно! Я считала детей! Какая же это математика?
Ведущая: О, вы правы, мадам. Это было ну, что-то вроде трулялятики. А математика начнётся сейчас. Итак, устный счёт! Слушайте внимательно.
В первом классе в нашей школе
Учатся Егорка, Коля,
Восемь Галь, четыре Саши,
Шесть Сергеев и два Паши.
Скажет кто-нибудь сейчас,
Сколько девочек у нас?
Шапокляк: Ой, совсем запуталась. Голова кругом!
Ведущая: Повторяю снова. В школе
Учатся Егорка, Коля,
Восемь Галь, четыре Саши,
Шесть Сергеев и два Паши.
Хором все ответим вместе,
Что девчонок было
Дети: Восемь!
Шапокляк: Верно! Восемь! А мальчишек было четырнадцать.
Ведущая: Итак, уважаемая Шапокляк, я думаю, теперь вы уже совершенно подготовлены к поступлению в первый класс.
Шапокляк: И вовсе я не готова! Совсем даже не готова! У меня недостаёт для школы самого главного.
Ведущая: Интересно, чего же вам не хватает?
Шапокляк: неужели непонятно?
Он у школьника в руке,
Его дверца на замке.
А ещё он любит, братцы,
На чужой спине кататься.
Эх, ему бы пару ног,
Чтобы сам он бегать мог,
Он такой исполнил танец!
Да нельзя! Он школьный
Дети: Ранец!
Шапокляк: Какой ещё ранец? Никаких ранцев! Ранцы не в моде. Я хочу пойти с ярким рюкзаком. С жёлтым, с зелёным! Нет, лучше цвета африканского флага!
Ведущая: А что положить в этот рюкзачок, вы, мадам, явно не подумали.
Шапокляк: Что положить? Можно конфет, мороженое Крыску Лариску
Ведущая: Что вы! Вы попробуйте угадать. Ребята будут помогать вам этим загадки разгадывать. Вот первая загадка:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Очень мудрым языком.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней.
Шапокляк: Эй, девчонки, эй, мальчишки, что у вас в портфелях?...
Дети: Книжки.
(Ведущая достаёт из портфеля «Букварь» и показывает залу)
Шапокляк: Такую книжку и я бы положила. У, красотища!
Ведущая: Вторая загадка.
Живут в коробке мальчики -
Яркие кафтанчики.
Тот, что носит голубой,
Дружит с небом и водой.
Чёрный дружит с тенью,
А зелёный - с елью.
Красят, красят мой альбом,
Уменьшаясь с каждым днём.
Шапокляк: Знают даже малыши: здесь живут
Дети: Карандаши!
Шапокляк: Ура! Карандаши!
(Восхищённо рассматривает карандаши, появившиеся из портфеля.)
Ведущая:
У меня, карандаша, есть лютый враг.
Не могу я подружиться с ним никак.
Сделал я кота и кошку - красота!
Он прошёлся там немножко -
Нет кота!
Шапокляк: Юркий, словно головастик,
Всё сотрёт в тетради
Дети: Ластик!
Ведущая: А этот предмет чаще встречается в портфеле учителя.
Белый камешек растаял,
Но кудрявый след оставил.
Деловит, и скор, и бел,
Исписал всю доску
Дети: Мел!
(Шапокляк, вынув из сумки мел, самозабвенно рисует им на воображаемой доске, потом таращит глаза на «перепачканные» пальцы.)
Ведущая: А ещё в портфеле есть тетради, пенал и другие принадлежности.
Я думаю, мадам, вы уже совершенно подготовлены для поступления в первый класс. Вы теперь у нас первоклассница!
Торжественно выносит белый фартук, два пышных банта, букет и школьный рюкзак. Шапокляк переодевается и превращается в первоклассницу.
Шапокляк: Ура! Я - первоклассница!
Ведущая: Что ж, поздравляю вас, мадам Шапокляк, и всех вас дорогие ребята, с началом учебного года. Завтра начнётся серьёзная, но очень интересная школьная жизнь. А сегодня у нас праздник. И пусть он продолжается весь год!

Литература:

1. Малая, Н.Ф. В ногу мы шагаем в школу [Текст]/Н.Ф. Малая //Книжки, нотки и игрушки. - 2002. -№4. - С. 16-17.
2. Малая, Н. День Знаний [Текст]/Н. Малая//Книжки, нотки и игрушки. - 2004. - №8. - С.34-36.








13PAGE 15


13PAGE 14715