Методический доклад ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО — ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ


ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Совершенно очевиден тот факт, что для успеха в деле подготовки квалифицированного специалиста среднего звена определяющее значение имеет мотивация учебной деятельности учащегося. Отсюда следует актуальность изучения мотивации молодого человека для достижения результатов обучения.
Среди различных классификаций мотивов учебной деятельности студентов по традиции, как правило, выделяют три. Это:
1) профессионально-познавательный мотив (в основе которого лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии);
2) мотив получения диплома об образовании (как стремление к определенному социальному статусу);
3) мотив межличностного общения (в основе которого находится потребность общения с «единомышленниками» - кругом людей, объединенных общими интересами и профессиональной направленностью).
Нам кажется необходимым к этим традиционным мотивам прибавить личностную составляющую молодого человека. Ибо, в конечном счете, преподаватель имеет дело не просто со статистической единицей, но и с конкретной личностью, обладающей конкретной мотивацией, конкретными интересами, конкретным характером. Именно результативный учет личностного компонента, на наш взгляд, позволит более результативно задействовать познавательные возможности учащегося.
В этом свете представляется неизбежным проведение социологических исследований коллектива учащихся учебного заведения, которые позволят не только составить общую социальную характеристику коллектива, но и выработать конкретные рекомендации по повышению эффективности учебной деятельности.
Приведенные ниже данные социологического опроса позволяют дать характеристику современного учащегося колледжа, выделить наиболее типичные черты его социального портрета в плане освоения и общих, и профессиональных знаний. Данное исследование было проведено в Колледже информационных технологий и бизнеса в сентябре – октябре 2011 г., в котором начинают складываться традиции социологических исследований коллектива учащихся.
Результаты проведенного исследования представляются, как минимум, весьма показательными в свете тех актуальных задач казахстанского общества, которые поставил Президент Республики Казахстан в Послании народу (в том числе выработка активной жизненной позиции молодежи и подготовки высококвалифицированных кадров для народного хозяйства страны).
В рамках доклада изложить все результаты исследования проблематично, поэтому мы сконцентрируемся на тех положениях, которые для нас кажутся наиболее существенными.
При изучении ценностных ориентаций учащихся обращает на себя внимание тот факт, что наибольшее значение для них имеет институт семьи. Показательно, что такие ценности как «Интересная и творческая работа», «Образование» и даже «Материальное благополучие» заметно отстают (диаграмма №1).
Так, семья является главной ценностью для 23,8% учащихся 1-го курса и 27,6% учащихся 4-го курса, а материальное благополучие соответственно – 7,1% и 12%.
Безусловно, молодой человек неизбежно задумывается над тем, какие стимулы и черты характера ему необходимы для достижения жизненного и карьерного успеха. Информация об этом приведена в диаграмме №1.

Совершенно очевидно, что учащийся в данном случае отдает предпочтение личным усилиям (смотри пункты «Личные способности» и «Целеустремленность и трудолюбие»). Показателен тот факт, что учащиеся старших курсов начинают осознавать значимость интересной для них будущей производственной деятельности для достижения жизненного успеха (в первую очередь это относится к выпускникам: рост соответствующего показателя от 1-го курса к 3-му составляет весьма внушительные). Весьма красноречив и следующий факт: выпускник в достижении будущего жизненного успеха отдает предпочтение собственным качествам (целеустремленность, трудолюбие, личные способности – 29,5% опрошенных), а не связям родителей (4%).
Конечно, проводя подобное исследование невозможно обойтись без мнения учащегося о преподавателе, о том, что же для молодого человека в данном случае важно. Анализ полученных данных красноречиво свидетельствует: конечно, учащийся ценит профессионализм преподавателя (показательно, что учащиеся старших курсов на это обращают особое внимание), однако только этого ему недостаточно: он нуждается одновременно и в профессионале, и в педагоге, который поможет в конкретной жизненной (иногда деликатной, что весьма вероятно) ситуации.
Таблица №1. «Позитивные качества педагога, необходимые для качественного преподавания» (в %% от опрошенных по курсу)
Качества педагога 1 курс 2 курс 3 курс
Профессионализм 21 17 22
Коммуникабельность 6 11 8
Жизнерадостность, оптимизм 12 14 16
Отзывчивость и доброжелательность 18 16 18
Умение слушать и понимать Ваши проблемы в учебе 16 14 14
Умение слушать и понимать Ваши проблемы в жизни 16 8 5
Справедливость 1 13 15
Аккуратный внешний вид 10 7 2
Обращает на себя внимание факт, что учащиеся 3-го курса достаточно самостоятельны в решении жизненных проблем. Гораздо более значимыми для выпускника колледжа оказываются показатель профессионализма: молодой человек окончательно осознает весомость получения необходимых для успешной деятельности на производстве качественных и профессиональных знаний. Да и сама динамика показателей от 1-го до 3-го курсов достаточно красноречива. Очевиден устойчивый тренд.
Безусловно, преподавателю в его профессиональной деятельности нельзя ограничиваться только статусом старшего, более знающего и опытного человека. Нужен некоторый критический взгляд учащегося, чтобы постоянно держаться в должной профессиональной форме. Таблица №2 наглядно иллюстрирует, чем может быть неудовлетворен молодой человек в общении с педагогом.
Таблица №2. «Негативные качества педагога, мешающие качественному преподаванию» (в %% от опрошенных по курсу)
№ Качества педагога 1 курс 2 курс 3 курс
1 Отсутствие профессионализма 8 9 12
2 Грубость в общении 20 24 15
3 Некоммуникабельность 6 3 5
4 Равнодушие к Вашим учебным проблемам 12 21 22
5 Равнодушие к Вашим жизненным проблемам 4 12 12
6 Неопрятный внешний вид 8 - 5
7 Несправедливость 31 21 24
8 Замкнутость и пассивность 11 7 5
Данные таблицы доказывают вышеприведенный факт – учащийся ждет от преподавателя профессионализма в его работе, при этом старшие курсы более требовательны. Негативно молодой человек реагирует на некорректность общения с ним, на недоброжелательность и нарушение справедливости (несправедливое, по мнению учащегося отношения вызывает откровенно негативную реакцию). При этом (что показательно) более категоричен в оценке несправедливости учащийся 1-го курса, что объясняется, наиболее вероятно, проблемами адаптации к новой социальной среде.
Мы опять обращаем внимание на корреляцию показателей данных таблиц №1 и №2: если учащийся 1-го и 2-го курса ожидает от педагога в первую очередь понимания в решении его проблем в жизни и учебе (опять-таки, сошлемся на проблемы адаптации), то учащиеся старших курсов (в первую очередь выпускники) ждут от него качественных профессиональных знаний. Это свидетельствует не об отсутствии соответствующей квалификации преподавательского корпуса. Это, главным образом, свидетельствует о том, что
усилиями преподавательского корпуса и положительными итогами процесса социализации в учебном заведении, в том числе осознания жизненно-практической значимости освоения знаний, на деле, реально вырабатывается активная жизненная позиция личности.
Крайне показательными являются те мотивы, согласно которым молодой человек выбрал конкретную специальность. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что явными приоритетами в данном случае для учащихся всех курсов являются статусные и прагматичные мотивы (диаграмма №2).
Обращаем внимание на динамику показателей «Желание быть полезным обществу» и «Познавательный интерес», что подтверждает вышеприведенный вывод.

При этом очевиден факт – вышеуказанные мотивы выбора профессии имеют максимальный диапазон между 1-м и 3-м курсами в 15,1%, однако столь же очевидно – статусные и прагматичные мотивы превалируют у учащихся всех курсов (особенно ярко это проявляется в сравнении с пунктом «Желание быть полезным обществу»).
Говоря о мотивации к учебе невозможно обойтись без анализа данных, прямо касающихся отношения молодых людей к учебному процессу. Шкала вопросов таблицы №3 помогает придти к вполне четким выводам.
Таблица №3. «Отношение учащихся к текущему учебному процессу в колледже» (в % от опрошенных по курсу)
№ Отношение к учебе 1 курс 2 курс 3 курс
1 Учусь с большим желанием и увлеченно 40 54,5 21
2 Учеба может вызвать интерес 36 36,5 68
3 Учеба для меня в тягость 11 4,5 11
4 К учебе я отношусь безразлично 13 4,5 -

Итак, подавляющее большинство учащихся так или иначе, но мотивировано на получение знаний. Процент равнодушного или негативного отношения к учебе имеется, но он незначителен.
В очередной раз обращаем внимание на позицию учащихся выпускного курса. Здесь очевидны положительные результаты процесса социализации молодого человека: педагоги смогли сохранить и развить далее положительное отношение к учебе 89% учащихся.
Это же подтверждается ответами на вопрос «Будете ли вы получать в дальнейшем высшее образование»: положительный ответ на вопрос дали 97% учащихся 1-го курса, 97% учащихся 2-го курса, 100% учащихся 3-го курса.
Мы выше оговаривались, что не ставим перед собой задачи изложить все результаты проведенного исследования. Но наш взгляд, проведенный их краткий анализ позволяет сделать следующие выводы:
сохранение и развитие профессионально-познавательного мотива к учебной деятельности, являясь важной составной частью процесса социализации молодого человека, способны создавать столь необходимое неравнодушное отношение учащегося к учебному процессу;
мотив получения только диплома об образовании не является ведущим мотиватором к учебной деятельности;
полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о достаточно успешной деятельности педагогов колледжа в плане современного активного и знающего молодого специалиста.
Литература
Филинова И.М. Государственные стандарты СПО третьего поколения: плюсы и минусы // Среднее профессиональное образования. – 2011.- № 6.- с. 3-4.
Немцова Г.М. Школа и ее влияние на уровень социализации учащихся: точка зрения учителей // Среднее профессиональное образования. – 2011.- №6.- с. 7-9.