Инновационные формы организации учебной и познавательной деятельности студентов


Инновационные формы организации учебной и познавательной деятельности студентов
Преподаватель: Минивалеева Т.О.
Россия заинтересована в том, чтобы её граждане были способны активно действовать в реальных жизненных обстоятельствах, а к этому их необходимо готовить. Но это невозможно без отношения к человеку как к субъекту, без признания его права на уникальность, внутреннюю свободу и активность. В психологии под активностью личности понимается «способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении…» [2].
Значительную роль в создании условий для развития личности, наделенной такими характеристиками, играет профессиональное образование.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в педагогической науке, так и в образовательной практике.
Активность студентов в обучении находит проявление в их отношении к познавательной деятельности: состоянии готовности, стремлении к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом общественного опыта, накоплению человечеством знаний и способов деятельности, а также в качестве этой деятельности, осуществляемой путем выбора оптимальных путей достижения цели познания. Самостоятельность студентов связана с инициативой в определении объекта, способов деятельности без участия взрослых и помощи со стороны, что требует активности. Поэтому познавательная активность и самостоятельность неразрывны, их трудно обособить. Источником познавательной активности и самостоятельности являются потребности учащихся в приобретении знаний, овладении способами учебно-познавательной деятельности, в самоутверждении и самовыражении и др. Удовлетворение одних потребностей ведет к возникновению новых.
Задача преподавателя - стимулировать формирование этих потребностей, что требует создания в обучении условий, побуждающих учащихся к активной самостоятельной деятельности. Педагогически обоснованное стимулирование потребностей, мотивов, интересов, активности и самостоятельности студентов включает в себя:
Обеспечение сознательности в обучении, которая характеризуется следующими показателями:
а) осознанием целей, задач, значения своей познавательной деятельности;
б) умением управлять своей учебной деятельностью, знанием тех средств и приемов, которые приводят к реализации цели;
в) умениями пользоваться знаниями в различных ситуациях;
г) умениями проверять и оценивать свои достижения.
Активизация учебно-познавательной деятельности - «процесс, направленный на усиленную, совместную учебно-познавательную деятельность учителя и учащихся, на побуждение к ее энергичному, целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения» [4].
Главная цель активизации - совершенствование качества учебно-воспитательного процесса, которое достигается формированием активности и самостоятельности студентов, что требует определенной организации совместной деятельности студентов и преподавателя.
А. Вербицкий интерпретирует понятие «активное обучение» как переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении [1].
Таким образом, активизация познавательной деятельности требует использования различных методов, способов, форм обучения, которые стимулируют студентов к проявлению активности и самостоятельности. На занятиях это могут быть ситуации, в которых студент должен:
защищать свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;
задавать вопросы преподавателю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
рецензировать ответы товарищей, творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
делиться своими знаниями с другими; помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
выполнять задания - максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на длительные наблюдения;
находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых;
практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;
создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;
разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности.
Существенным условием активности и самостоятельности студентов в учебной деятельности является интерес как положительное оценочное отношение к конкретной деятельности.
Выделяют следующие способы формирования устойчивых познавательных интересов:
Увлекательная подача самого учебного материала (новизна, показ современных достижений науки, практической значимости научных знаний и др.). При этом интерес должен создаваться не путем отвлечения от содержания основного материала, а за счет яркой подачи тех сторон, к которым должно быть привлечено внимание студентов в первую очередь. Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации обучения. При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера: а) расширение возможности творческой деятельности; б) развитие познавательных способностей; в) развитие мотивации студентов.
Использование методов, форм организации обучения, побуждающих студентов к самостоятельной познавательной деятельности (методы проблемного обучения призван формировать у студентов научное мышление, поможет приблизиться к истине. Использование средств наглядности, групповая работа, взаимообучение и др.)Степень интереса в деятельности студента в огромной мере зависит от качества его знаний и от уровня овладения способами умственной деятельности. «Сначала должны выучить ребенка учиться, а потом уже поручить это дело ему самому», - отмечал К. Д. Ушинский. [3].
3. Создание благоприятного эмоционального тонуса в учебно-познавательной деятельности (доверие, такт, его эмоциональность, доброжелательность студентов и др.).
Решению этой задачи способствует и создание ситуаций успеха в учебной деятельности. Необходимо создать условия, чтобы каждый из воспитанников «пережил» радость достижения, успеха, осознал свои возможности, поверил в себя. В данном случае целесообразно применять технологию сотрудничества.
4. Опора на личностный, субъектный опыт студента.
Таким образом, система знаний успешно усваивается не в готовом виде, а формируется в процессе активной самостоятельной умственной деятельности студента, в результате чего знания становятся достоянием студента и позволяют ему в определенных условиях осуществлять творческую деятельность.
Сегодня становится очевидным, что именно применение новых технологий приводит к формированию личности студента, готовит его жить в меняющемся мире, в информационном обществе, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.
Главное условие проявления внутренней активности у студентов - предоставление свободы личности в проявлении своих способностей, а также уважение достоинства каждого студента.
Эффективным средством развития личности, является такая организация деятельности, которая побуждает студентов к самостоятельной познавательной и мыслительной активности.
При изучении специальных методик воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии важно не столько механическое запоминание, сколько наличие собственной точки зрения. Необходимо прививать студентам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснения, что возможно при создании условий для активной и самостоятельной деятельности студентов на основе формирования положительной мотивации учебно-познавательной деятельности.
Достигнуть положительной мотивации можно, как за счет использования инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса, приемов современных образовательных технологий (в частности, профильного изучения предмета), так и опираясь на личностно-ориентированные технологии:
Педагогика сотрудничества и гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Здесь внимание направлено на уникальную целостную личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, творчеству, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразный жизненных ситуациях [1]. Технология проблемного обучения Дж. Дьюи, в которой основное внимание уделяется условиям успешности обучения[1].
Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, где основное внимание обращено на активно деятельный способ обучения, на развитие интеллектуальных способностей ребенка[1].
Технология ТРИЗ Г. С. Альтшуллера которая нацелена на обучение творческой деятельности, ознакомление с приемами творческого воображения. Это педагогика сотрудничества, сотворчества ученика и учителя[1].
Личностно-ориентированное обучение (И.С.Якиманская), реализация которого позволяет максимально выявить, использовать, «окультурить» субъективный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные способности каждого школьника [1].
В процессе изучения специальных методик воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии возможно решение следующих задач:
организовать деятельность студентов таким образом, чтобы обеспечить положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
способствовать формированию и развитию способностей студентов;
развивать интерес к предмету.
Учебную деятельность необходимо организовать так, чтобы побуждать студентов мыслить, рассуждать. Самое главное на занятиях - создание ситуации успеха, чтобы позволить каждой личности раскрыться полностью.
Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии.
Список использованной литературы
Педагогические технологии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. спец. / М.В. Буланова-Топоркова [и др.].; Под общ. ред. В.С. Кукушина. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д.: МарТ, 2004. - 335 с.
Психологический лексикон [Текст]: энцикл. словарь: В 6т. Т.1. Общая психология / Под общ. ред. А. В. Петровского, Ред.-сост. Л.А. Карпенко. - М.: Per Se; СПб.: Речь, 2005. - 250 с.
Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст]./ К.Д. Ушинский. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1950. т. 10. - 511 с.
Щукина, Т. И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст]: кн. для учителя / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 144с.