Презентация к докладу Формирование и развитие учебной самостоятельности младшего школьника на уроках русского языка


* * Цель: Научить детей работать самостоятельно * * Самостоятельная работа особая форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств. * * Признаки самостоятельной работы * * наличие заданий; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся. Рефлексивные действия и операции Определить новую задачу, для решения которой чего-то не хватает.Вопросы самообучения"Чему учиться?» "Почему имеющихся у меня средств и способов действия недостаточно для решения этой задачи?» "Чего именно я не знаю, не могу, не умею в данной ситуации?" * * Продуктивные действия и операции Приобретение недостающих знаний, умений, способностейВопрос самообучения"Как выучиться?" * * Составляющие учебной самостоятельности * * способность к обнаружению учебной задачи; умение сделать выбор; способность обобщать; развитие речевых умений; самоконтроль и рефлексию; способность планировать Результат: Постановка учебной задачи на каждом уроке (тема – вопрос – проблемная ситуация);Задания и вопросы, инициирующие детское действие;Задания для работы в парах и/или группах;Задания по поиску информации;Задания, раскрывающие связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД * * Основные пути решения проблемы Умение обнаружить орфограмму развивается у учащихся на интуитивной основе с помощью целевой установки: «Ищи сомнительные написания» или «Отделяй знаю от не знаю».Умение обнаружить орфограмму развивается на теоретической основе в результате целенаправленных упражнений, выполняя которые учащиеся обращают внимание, например, на фонетические условия. * * Задания на сравнения * * Сравни буквы. Найди «лишнюю». Объясни свой выбор:    А, И, О, Н.Сравни слоги. Что у них общего? Продолжи ряд:МА = – БА – ВА – ЗА – …Я хочу обратить внимание на значение слова - САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ Независимый. Вольный. Свободный. НеподчинённыйДействующий по собственной инициативе (от лат. Initium – начало), сам себя побуждающий к началу какого-либо делаСовершаемый без чьей-либо помощи * * 1. Самый высокий уровень. Материал — слова, записанные на доске и произнесенные учителем: дома, цветы, грачи, мячи, лиса. Задание: догадать­ся, на какое правило правописания эти слова, сформулировать и записать его на листе № 1.2. Высокий уровень. Найти в данных словах буквы, которые обозначают безударные гласные звуки, при записи слов отметить черточкой эти буквы, сформулировать правило и записать его на листе № 2.3. Средний уровень. В каждой паре слов: дома—дом, цветы—цвет, грачи—грач, лиса—лис выделить оди­наковую часть, а в ней — букву, ко­торая обозначает ударный гласный звук, эту букву подчеркнуть; сформу­лировать правило и записать его на листе № 3.4. Средний уровень. Записать слова, в каждой паре слов подчеркнуть букву, которая обозначает звуки в ударном и безударном положении; сформулировать правило и записать его на листе № 4.5. Низкий уровень. Записать те же слова, сравнить буквы, которые обозна­чают звуки в удар­ном и безударном положении в корне; ответить на вопрос: одинаковой ли буквой обозначается  звуки в ударном и безударном положении? Правильный ответ на этот вопрос и является правилом, которое надо было открыть. Записать его на листе № 5. Подводящий диалог - Что общего в словах:Стро..шь, черне..шь, светле..шь, кле..шь? (глаголы 2 лица ед.ч, безуд. гл. в оконч..)- Попробуйте определить, какие гласные пропущены.После вариантов ответа детей пишу окончания.- Какой вопрос возникает? (Почему в одних глаголах 2л. ед.ч. пишется  гласная  –е, а в других –и?) Опять же вопрос, не совпадающий с темой урока.После самостоятельного выполнения задания проводим коллективное обсуждение, в процессе которого выявляется, кто предлагает разделить по-другому и почему. * * Группировка - Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо, травушка,  колесо, дедушка,  яблоня,  рожь.В результате предложенные слова группируются:по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;по родам;по склонениям;по наличию орфограмм;по количеству слогов. * * Работа со словарями Задание: представьте, что вы корректор журнала «Юный натуралист». Вам нужно подготовить для набора научную статью. В рукописи встречаются ошибки, допущенные авторами, проверьте текст, исправьте ошибки, подготовьте его к печати. Используйте словарь. * * * * Эмоционально включаться в недоопределенную задачу, поставленную учителем Замечать противоречия между знанием и новым фактомВ ситуации новой задачи не ждать готовых ответов, не действовать наугад или по усвоенным (но непригодным в новой ситуации) правилам, но осуществлять поиск новых способов действияСамостоятельно и по собственной инициативе открывать новые возможности действия там, где памятка служит опорой для мысленной реконструкции предметного действияПерестраивать собственную наивную, натуральную точку зрения, учитывая точки зрения другихНе принимать любое утверждение на веру, систематически сомневаться, искать доказательства и основания любой высказанной точки зрения, и делать это с опорой на схему, содержащую ориентировочную основу действия,Выходить за границы известных фактов, строить предположения о событиях теоретически возможных, но эмпирически не зафиксированных