Русские басни. Басня как литературный жанр

ПЛАН-КОНСПЕКТ
Литература, 5 класс

Русские басни. Басня как литературный жанр

Этапы урока
Содержание
Формирование УУД и технология оценивания

Цель урока.

Цель: знакомство с жанром басни. Объяснение популярности басни.

Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД
1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.
2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Технология оценивания
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».
Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.
1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.





















2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.






































































































































3. Работа с текстом после чтения.

– Читаем текст на с. 123. Отвечаем на вопросы:
– Что такое басня?
– Почему басня популярна?
– Как возник жанр басни?

Информация для учителя.
Басня – стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце её обычно содержится краткое нравоучительное заключение – так называемая мораль. Действующие лица данного произведения – животные, птицы, растения, вещи. А то, что подвергается осмеянию, – это человеческие пороки.
Басня – один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI–V века до нашей эры), писавший их в прозе. В Риме – Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Во Франции XVII века виднейшим баснописцем был французский поэт Жан Лафонтен.
А в России развитие жанра басни относится к середине XVIII – началу XIX веков и связано с именами А.П. Сумарокова, И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева. Первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского. Знамениты же у нас стали басни И.А. Крылова с их реализмом, юмором и превосходным языком.

– О чём мы будем сегодня говорить? Формулируем тему урока.
Басня как литературный жанр.

Лисица и виноград
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» (В Почему она так сказала? О)
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства. П
Олень и лев
Олень, убегая от охотников, очутился около пещеры, в которой жил лев, и вбежал туда, чтобы спрятаться. Но схватил его лев, и, погибая, олень молвил: «Злополучный я! (В Почему? О) убегал от людей, а попал зверю в когти!» П
Так иные люди из страха перед малыми опасностями бросаются в большие беды.
Зайцы и лягушки
Поняли зайцы, какие они трусливые, и порешили, что лучше им всем разом утопиться. (В Зачем? О Наверное, от стыда?) Пришли они к обрыву над прудом, а лягушки у пруда как заслышали их топотанье, так и попрыгали в самую глубь. Увидел это один заяц и сказал остальным: «Давайте не будем топиться: (В Почему?) смотрите, и трусливее нас есть твари на свете». П
Так и для людей зрелище чужих несчастий служит одобрением в собственных невзгодах.
Волк и ягнёнок
Волк увидел ягнёнка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягнёнка сожрать. (В Зачем понадобилось выискивать благовидный предлог? О)
Встал он выше по течению и начал попрекать ягнёнка, что тот мутит воду и не даёт пить. Ответил ягнёнок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду (В Почему?), потому что стоит ниже по течению. П Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: «Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!» (В Зачем? О Чтобы обвинить.) Ответил ягнёнок, что его тогда ещё и на свете не было. Сказал на это волк: «Хоть ты и ловок оправдываться, а всё-таки я тебя съем». П
Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят.
– Какие общие черты можно найти во всех этих текстах? (Они нравоучительные, они простые, они понятные, в них нет тайны).
– Сравните.
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
– Господи! Это Ты? – воскликнула она с радостью.
– Да, это Я, – ответил Бог.
– А что у Тебя можно купить? – спросила женщина.

– У меня можно купить всё, – прозвучал ответ.
– В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
– И это всё?! – воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.
– Да, это всё, – ответил Бог. – Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

– Как называется этот жанр? (Притча.)
– О чём рассказывает эта притча?
– Можно ли сразу понять её смысл?
– Есть ли здесь тайна?
(Притча – это то, что заставляет задуматься.)

– Читаем и анализируем текст на с. 127 (басня «Волк и ягнёнок»).

Волк и Ягнёнок
У сильного всегда бессильный виноват: (В Почему? О)
Тому в Истории мы тьму примеров слышим, П
(Заметьте, что слово «Истории» здесь с большой буквы.)
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
(Мы не можем напрямую никого осудить или восхвалить. Зато в состоянии рассказать одну интересную историю на ту же тему.)
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться, (В Какой? О)
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк, (В Почему волку надо придать делу законный вид? О Наверное, это не совсем волк, это начальник.)
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». –
(Вот и повод нашёлся.)
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». –
(Заметьте, что речь ягнёнка опять-таки намекает на отношения начальник-подчинённый.)
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» –
(Тут же выдумывается другой повод.)
«Помилуй, мне ещё и от роду нет году», –
Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат». –
«Нет братьев у меня». – «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
(Хоть ты и отказываешься, но ситуация такова, что кто-то из вас меня обидел или оскорбил.)
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». –
(И если я с тобой разделаюсь, то это будет справедливым возмещением того, как поступают со мной.)

«Ах, я чем виноват?» (В Прямой вопрос. О) – «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». П
Сказал – и в тёмный лес Ягнёнка поволок.

– Индивидуальная работа: сравните басню Эзопа «Волк и ягнёнок» и аналогичную басню Крылова. Найдите отличия и выпишите их в таблицу.
– Работа в парах. Докажите, что «Волк и ягнёнок» Крылова – это нравоучительная история (докажите, что это притча). Приведите аргументы в пользу того и другого мнения.

Работа в группах (разберите по группам следующие басни Крылова: «Ворона и лисица», «Кукушка и петух», «Волк и ягнёнок» и придумайте по три жизненных ситуации с использованием цитат из этих басен.



III. Итог урока.
Жанр басни предполагает историю поучительного характера, рассказанную с использованием животных, растений или предметов, не указывающую напрямую, но подразумевающую реальную жизненную ситуацию; осмеивающую человеческие слабости и пороки.
Своим иносказанием басня близка к притче, но ею не является из-за явного и чёткого вывода в конце – морали.
Популярность басен И.А. Крылова в талантливом сочетании иносказательности и узнаваемых жизненных ситуаций, которые остаются актуальными и сегодня.




IV. Домашнее задание.
Прочитать дома все басни И.А. Крылова (учебник, с. 125–130).
Выполнить задания в рабочей тетради на с. 55–57.