Урок — основная форма организации учебного процесса, которая обеспечивает развивающий эффект преподавания словесника.

Урок - основная форма организации учебного процесса, которая обеспечивает развивающий эффект преподавания словесника.

Урок - та учебная ситуация, та «сценическая площадка», где не только излагаются знания, но и развиваются, формируются и реализуются познавательные и творческие интересы учащихся.

Б.Т.Панов


УрокиСколько их, удачных и неудачных, традиционных и необычных, на счету у каждого учителя, молодого и опытного, начинающего и стажиста.
О проблемах урока написано много. И как бы его не называли: уроком –лекцией или уроком-семинаром- суть его остается одной: вооружить учеников знаниями, умениями, навыками, воспитать постоянное стремление знать больше, уметь все делать.
Живительный ветер перемен, ворвавшийся в школьные классы, не только обнажил болевые точки просвещения, но, что не менее важно, стимулировал педагогический поиск. Этот поиск направлен на активизацию познавательной деятельности школьников, на развитие творческих способностей.
Любое дело человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает более эффективно. Познавательный интерес развивает, образовывает личность, заставляет ее раскрыться. Поэтому учитель должен стимулировать его, помогая своим ученикам в развитии их творческих способностей. Мне очень хорошо знакомы чувства учителя, которые он переживает накануне нового учебного года: зародились новые надежды, планы, ты полон творческой энергии, очень хочется к ребятам наполнять и «зажигать» их знаниями. Удержаться, как говорится «на плаву» и в форме учителю весь учебный год не так уж просто, а помогут ему не только знания и сила характера, а прежде всего- мастерство и владение тайнами искусства урока. Вот и хотелось бы поразмышлять о том, в чем же оно может проявиться это «мастерство» и «искусство» урока, как найти дорогу к нему.
Сегодня нередко от учителей можно слышать, что учащиеся потеряли интерес к учебе. Это тревожный симптом. Интерес играет важную роль в осуществлении любой деятельности. Особое место занимает он и в процессе обучения, так как значительно снижает трудности восприятия учебного материала. Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности и каждый из них по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль, воспитывает. Считаю, что нестандартные формы обучения, которые отличаются нетрадиционными технологиями построения, применением более широких способов деятельности учителя и ученика, способствует развитию познавательного интереса к учению, дают возможность каждому ученику раскрыться творчески, помогают детям усваивать довольно сложные научные понятия, переживать радость интеллектуального труда.


Урок - основная форма организации учебного процесса, которая обеспечивает развивающий эффект преподавания.
Урок, как известно, является основной формой организации учебного процесса.
И очень важно иметь в виду, что успех обучения и воспитания учащихся зависит, прежде всего, от того, насколько глубоко и правильно разработана в педагогической науке проблема урока и в какой мере учителя владеют вопросами теории и практики уроков.
Следует признать, что в общедидактическом плане разработке теории урока всегда уделяется достаточно много внимания. Был дан глубокий психолого-педагогический анализ процесса обучения в целом, определены основные характерные черты уроков разных типов, в общем плане описаны их дидактические компоненты. Вместе с тем, как свидетельствует практика, для того чтобы достаточно эффективно проводить уроки по определенным школьным дисциплинам, учителю мало знать общедидактические требования к организации уроков, ему для этого необходим еще целый цикл специальных знаний об уроке, которым вооружают его частные методики. Ведь для того чтобы иметь возможность правильно организовать учебный процесс при рассмотрении материала в целом по теме, разделу программы, необходимо использовать не один какой-нибудь тип урока, а серию уроков разных типов, а именно: уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, повторительно-обобщающие уроки. Сказанное можно мотивировать тем, что усвоение учебного материала отнюдь не психолого-физиологическое явление, а протяженный во времени многоступенчатый процесс, в котором в целом можно выделить уровни восприятия, условия и воспроизведения знаний учащимися.
Теория урока как явления особого искусства преподавания ни педагогической практикой, ни наукой всерьез не разработана. Однако, в связи с такой постановкой проблемы, урок-явление искусства,-возникает вопрос: «Всякому ли учителю под силу »искусства» подобного рода?» Да, всякому, если он освоил не только умение всего лишь передать школьнику ту или иную сумму знаний, но и постиг саму «технологию» этого искусства-то особое умение воздействовать на ученика знаниями по литературе или по русскому языку: увлекать, волновать, развивать, приглашать к раздумьям, удивляться, заинтересовывать. Напрашивается вывод: подобные уроки - это своеобразное творчество учителя, ибо такие уроки несут в себе огромный заряд одухотворенности. Согласитесь, ведь опытный, творческий учитель много времени посвящает режиссуре урока, его драматургии, а не просто думает над его содержанием, Главное в этом процессе для него - не просто «дать урок» и пойти дальше, а создать урок воздействующий, урок на уровне большого искусства, который останется надолго незабываемым и будет продолжаться, порой независимо от желания ученика. Именно такой урок и решит до конца проблему эстетического и нравственного воспитания. Так вот именно на нетрадиционных уроках ученик получает не только знания, но и переживает катарсис – переоценивает ценности, становится лучше душой: щедрее, чутче, участливее.
Например, на таких уроках литературы «сделанных по законам искусства», ученики будут убеждены, что литература как предмет им очень нужна, просто необходима, так как учитель на этих уроках дает им возможность стать творцом, художником своего урока: режиссером, исполнителем, сценаристом, литературным критиком, литературоведом, архивариусом, а, может быть актером и даже писателем или драматургом. И вот уже урок становится для учащихся коллективным творческим делом, все составляют единый ансамбль. Но этот ансамбль не так просто дается: его нельзя заказать или просто попросить ребят. Такое чувство ансамблевости прежде должно созреть в каждом ученике в процессе его общения с художественным словом, в напряженном поиске скрытого смысла, которое оно в себе несет. Уверяю вас ,что до сих пор мы не знаем о силе действия слова, написанного и услышанного. Действие написанного слова бесспорно, огромно. Вот почему мы должны терпеливо все время учить школьников читать - напряженно трудиться над текстом, постигая глубинный смысл каждого слова, одновременно постигая себя. Такой ансамбль на уроках дает импульс постоянного восхождения личности. Как осуществить, к примеру, на уроке литературы, чтобы этот урок был совершенным методическим и интересным по содержанию.
Казалось бы, это нетрудно сделать, просто учитель должен владеть искусством умения жить на уроке и жизнью ученика, и литературного героя одновременно. Искусство урока заключается еще и в умении учителя создавать непринужденную атмосферу на уроках, когда ученик забывает, что он учится и чувствует себя талантливым. Однако такое возможно лишь тогда, если учитель умеет подбодрить и успокоить, вместе с тем и расширить горизонты мышления школьника, одновременно воспитывая у него и литературный вкус и формируя личностные качества. Так, например, было на разработанном мною уроке «Она была поэтом» (по творчеству А. Ахматовой, 11 кл.), который своим нестандартным построением ( литературное кафе) дал возможность ребятам испытать свои творческие силы, способствовал развитию у них творческого воображения, вызывал восхищение жизненным и творческим подвигом А.Ахматовой, доводил до учащихся мысль о том, что биография поэтессы - это биография поколения.
В подготовке урока участвовал весь 11 класс. Здесь была группа сценаристов, которые совместно с учителем разработали сценарий, режиссер, художники-оформители, музыкальный редактор и звукорежиссеры. Весь класс был в творческом поиске. И вот урок начался.
Столы расставлены нетрадиционно, в классе полумрак, на каждом столе свеча: в центре, на высокой тумбе,-освещенный пламенем портрет Анны Ахматовой. Кассеты с записью музыкальных шедевров Прокофьева, Моцарта, Шуберта, Бетховена, запись песни Розенбаума «На дороге жизни», запись песни В.Долиной «Формула» и романса «Сероглазый король» в исполнении А. Вертинского. Нужно было видеть глаза детей на этом уроке. В них было понимание, восхищение, сострадание гордость. А потом были слова благодарности за такой урок, и гордость от того, что они были главными в открытии для себя творчества А.Ахматовой.

15