Система работы учителя с одаренными детьми на уроках технологии и во внеурочной работе.


Система работы учителя с одаренными детьми на уроках технологии и во внеурочной работе.
Жизнь требует от школы  подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентноспособного. Именно это имел ввиду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: «способности – объяснение вашего успеха»
 Одарённость сейчас определяется как способность к выдающимся в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одарённость следует рассматривать как достижения и как возможность достижения.  Необходимо принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Поэтому одарённым ребёнком можно считать ребёнка, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Проектная технология являясь одной из основных педагогических технологий XXI века, метод проектов занял особое место в программе образовательной области «Технология». Эта технология, «включая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути», позволяет эффективно организовать учебно-воспитательный процесс.
Мною  накоплен опыт использования проектных технологий при обучении учащихся  5-10 классов.  В тематике проектов, выполненных учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников.  Нашими учащимися  выполнено много интересных проектов. Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. На протяжении 7 лет мои обучающиеся становятся победителями и призерами муниципальных, региональных олимпиад по технологии. В 2014-2015 учебном году обучающиеся 9 и 10 классов Леонов Артем и Тряпышко Андрей стали участниками Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Одним из критериев было защита проектов.
Результаты творческого роста Леонова Артема, 10 класс
Учебный год Достижения ученика Средний балл по предмету Олимпиады Конференции, конкурсы Другое
2014-2013 4,8 Школьный тур-1 место, Муниципвльныйй тур-победитель
Региональный тур-призер  Научно-практическая конференция 2014-2015 5,0 Школьный тур-1 место, Муниципвльныйй тур-победитель
Региональный тур-ПрбедительЗаключительный тур- участник Научно-практическая конференция городской конкурс декоративно-прикладного творчества Призёр  школьной олимпиады по экономике и информатике, призёр городского конкурса мультимедийных презентаций
2015-2016 5,0 Муниципвльныйй тур-победитель школьный тур-1 место,
Участник всероссийского конкурса проектов по технологии Всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России» -победитель в номинации
Анализ данных представленных в карте творческого роста Леонова Артема показывает, что у ученика сформирована положительная мотивация и высокий уровень творческой активности, он увлеченно занимаются творческими видами деятельности, проявляют оригинальность в решении учебных задач.
Для развития и поддержки одаренных детей мною разработана и внедрена в практику работы лицензированная авторская программа по технологии для обучающихся 5-8 классов Технология «Художественная обработка материалов. Проектирование художественных изделий в технике пропильной резьбы», регистрационный номер 374 от 5 декабря 2013 года, в основу которой положена проектная деятельность.
В своей работе широко использую кейс-метод, который позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает какую либо практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, связанный с профессией. Затем следует анализ ситуаций. Опыт работы был обобщен на муниципальных педагогических чтениях в 2013 году по теме: «Использование «кейс-метода», как одного из путей формирования основных компетенций школьника ХХI века».
При проведении уроков использую форсайт-проекты ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора банка идей и предложений, рекомендаций и т. п. Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о предложенных вариантов (ситуации).Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов  общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. 
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в олимпиадах и конкурсах разного уровня и, разумеется, система внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества. Дети становятся победителями и дипломантами городских научно-практических конференций, победителями Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества «Народные мотивы», по итогам которого Плясов Никита –7 класс, Агарков Арсений- 8 класс, Михайлов никита-7 класс, Балакало мкксим-8 класс, стали победителями.
Для обучающихся 9 классов разработана и успешно ведется проектная лаборатория «Народные мотивы». Этот курс расширяет возможности обучения школьников технологиям материальной и духовной культуры во всех сферах деятельности, и прежде всего в быту, в материальном производстве. Современное производство требует людей творческих. Подростки имеют огромные возможности, и от их раскрытия зависит будущее. В каждом ученике живет свой исследователь. Выполнение творческих проектов способствует раскрытию задатков личности и проявления себя. Обучение сопровождается практикой работы. Система занятий построена по принципу «от простого к сложному».
Направленность на саморазвитие обучаемого требует от учителя владение информационными технологиями обучениями. Это означает существенное расширение спектра предлагаемых возможностей для реализации ребёнком широких запросов. Развивающая образовательная среда – информационная образовательная среда, способная обеспечить систему возможностей для эффективного развития личности. Время диктует требования к подготовке учителя – в совершенстве владеть современными образовательными и информационными технологиями, быть в курсе расширяющихся возможностей информационной образовательной среды.
   Не случаен выбор моей темы по самообразованию «Развитие познавательных интересов на уроках технологии и экономики с применением ИКТ при реализации ФГОС ООО»
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающими нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.