СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО


Н.В. Шуваева
Кандидат филологических наук, учитель высшей категории МБОУ СОШ № 4 города Рассказова Тамбовской области
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОООдним из приоритетных направлений в российском образовании в рамках реализации ФГОС НОО является поддержка талантливых и одаренных детей. В современных условиях образования назрела острая необходимость пересмотреть имеющиеся организационно-методические условия психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся, изменить сложившуюся систему работы с детьми этой категории [9, с. 5-6].
Такая перспектива применительно к моему педагогическому опыту учителя-словесника способствовала акцентированию качественно новых задач:
- совместно с психологом, курирующим конкретный класс, обеспечить диагностирование учащихся на этапе перехода из начального звена в 5 класс, в среднем звене и среди старшеклассников;
- создать банк данных одаренных детей по классам, учитывая предметные и метапредметные способности (по уровню/ по личной сфере/ по общности проявления и т.д.);
- разработать программу развития одаренных учащихся по учебным дисциплинам «Русский язык» и «Литература», применимую для реализации как в урочное, так и во внеурочное время;
- адаптировать инновационные формы и методы работы с одаренными детьми;
- применять оптимальные личностно-ориентированные технологии, способствующие развитию талантливых детей.
В психолого-педагогической литературе существуют разные подходы к определению «одаренности» [7, с. 52]. Опираясь на современные трактовки этого понятия и на личностный педагогический опыт, условно выделяю три категории одаренных детей:
Учащиеся с очень высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (как правило, образ пятиклассника);
Дети с признаками умственной одаренности в области русского языка и литературы (как правило, образ подростка);
Учащиеся, не достигающие особых успехов в процессе обучения, но при этом обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще всего, образ старшеклассника).
В работе с одаренными детьми руководствуюсь следующими принципами:
- расширения образовательного пространства;
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- развивающего обучения;
- опережающего обучения (частично);
- возрастания роли внеучебной деятельности;
Общеизвестно, что работа с одаренными учащимися носит двуплановый характер, поскольку организуется на уроке и во внеурочное время.
На уроках русского языка и литературы развитие творческих способностей учащихся с высоким уровнем интеллекта осуществляется посредством привлечения новых технологий обучения, в частности: проблемного обучения, критического мышления, интенсификации обучения, уровневой дифференциации, а также групповых технологий, ИКТ, КСО и других.
При этом велика роль здоровьесберегающих технологий. Чтобы учение было действительно «с увлечением», набирая максимальный темп ведения урока, важно не переутомить учащихся, продумать уровень доступности заданий для каждого.
Росту познавательного интереса к предмету, к изучаемой теме способствуют активные формы и методы обучения. Это могут быть нестандартные формы организации учебного процесса, например: урок-игра, урок-исследование, учебный коллоквиум, урок-бенефис, урок-защита творческих проектов, урок-диспут, круглый стол, урок-суд, ученый совет, урок-телемост, деловая игра, актуальное интервью, лекция-провокация, урок-брифинг, урок-эврика и т.д.
Как показала практика, развитие языковых компетенций и творческого мышления учащихся осуществляется интенсивнее за счет использования инновационных методов и приемов: кейс-метод, коммуникативная атака, перекрестная дискуссия, дискуссионные вопросы, метод проектов, моделирование ситуации, лингвистические / литературоведческие задачи, «отсроченная отгадка», «удивляй!», «фантастическая добавка», «лови ошибку».
Кроме того, повышению у обучающихся интереса к филологическим дисциплинам, углублению содержания предметов, повышению качества знаний способствует организация индивидуальных групповых занятий («Подготовка к ОГЭ / ЕГЭ» по русскому языку и литературе), факультативов («Трудные случаи орфографии и пунктуации»), элективных курсов в предпрофильных и профильных классах («Стилистика и культура речи», «Совершенствование навыков написания сочинений различных жанров»).
В контексте реализации ФГОС НОО особое значение приобретает внеучебная деятельность, нацеленная на удовлетворение интересов обучающихся с повышенной мотивацией. Так, занятия по программе дополнительного образования «Золотое слово» расширяют спектр знаний о художественном слове, способствуют развитию декламационных навыков, позволяют подготовить учащихся к конкурсам чтецов различных уровней («Живая классика», «Искорки Тамбовщины», «Звездочки Тамбовщины», «Звезды Нового века» и т.д.).
Вместе с тем дети принимают участие в предметных неделях, в деятельности школьного научного сообщества «Эрудит», создают исследовательские проекты.
Важнейшим компонентом интеллектуально-познавательного направления внеучебной деятельности являются олимпиады и конкурсы различного характера и масштаба (международные, всероссийские, очные, заочные, дистанционные, ср.: http://www.olimpis.ru/, http://konkurs-kirillica.ru/, http://конкурсы-олимпиады.рф/, http://mir-olimpiad.ru/, http://erudyt.ru/, http://www.rosolymp.ru, http://infourok.ru/konkurs, https://mega-talant.com/, http://znv.ru/userpage.php).
Психолого-педагогическую поддержку родителям одаренных детей может оказать специально созданный клуб взаимопомощи «Обучаемся и развиваемся вместе», предлагающий в случае необходимости индивидуальные консультации («Особенности личности одаренного ребенка», «Роль семьи в развитии одаренности», «Стили и методы воспитания в семье одаренного ребенка», «Проблемы одаренных детей», «Как правильно хвалить одаренного ребенка» и т.д.).
Таким образом, грамотная организация системной работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС НОО в общеобразовательной школе – залог успеха для роста качества знания школьников и качества современного российского образования.
Список использованной литературы
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
Гильбрух Ю. З., Гарнец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности (детей) // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 147-155.
Голубева З. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989. № 4. С. 75-86.
Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. 2003. № 8, ноябрь. С. 13-18.
Гурова Л. Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 14-20.
Матюшкин А. М., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 94-97.
Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. М.: Арманов-центр, 2010.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Изд. центр «Академия», 1996.
Совершенствование системы поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Редкол. С.Г. Краснова и [др.]. Чебоксары, ЦНС «Интерактив плюс», 2014.
Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И. Одаренный ребенок: Особенности обучения. М.: Просвещение, 2006.