Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе на тему: Дифференциация звуков [Л]-[Р]


Конспект фронтального занятия
«Дифференциация звуков [Л]-[Р]»
Цель: создание условий для слухо-произносительной дифференциации звуков: [Л]-[Р].
Коррекционно-образовательные задачи:
Совершенствовать навык дифференциации звуков: [Л]-[Р]
Уточнить и расширить словарь по теме «Космос».
Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
Создать условия для развития речевого дыхания, диалогической речи, мышления, зрительного внимания.
Создать условия для развития артикуляционной, тонкой, общей моторики и координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Обеспечить условия для формирования навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Интеграция:
Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, повторение лексической.
Оборудование:
Магнитная доска, ТСО, зеркала, картинки на звуки [Л]-[Р], картинка-образ буквы Л,Р маркер.
Ход занятия:
1.Орг. момент:
Дид. упражнение: «Узнай звук» - дифференциация звуков [Л]-[Р].
У вас в руках картинки, определите первый звук в слове, у кого звук [Л] пройдите в левую колонну, со звуком [Р] в правую.

2. Упражнение «Кулачки - ладошки» - развитие динамического праксиса.
Логопед предлагает по образцу, устной инструкции выполнить следующие движения правой рукой, а затем левой:
-планета, ракета;
-планета, ракета, стыковка.
3.Артикуляционная гимнастика – развитие артикуляционной моторики.
Логопед предлагает детям выполнить упражнения перед зеркалом.
«Обезьянка Вера».
Обезьянка улыбнулась
И довольно потянулась.
Пожевала язычок,
Покусала за бочок,
Зубки чистит изнутри,
Вправо, влево посмотри
И проводит за губой,
Буд-то дразнит нас с тобой.
На лопаточку подула
И за зубки завернула.
4. Игра «Будь внимателен» - дифференциация звуков [Л]-[Р].
а) Послушайте слова и определите, какой звук встречается в нем чаще других: -лак, лампа, ласточка, лужа (звук [Л])
-рак, рука, рыба, радуга (звук [Р])
Характеристика звука [Р]: согласный, звонкий.
Характеристика звука [Л]: согласный, глухой.
б) Когда услышите звук [Р]-поднимите колокольчик, а на звук [Л]-спрятали.
в) Закончи слово нужным слогом ЛЫ(РЫ):
шко..., ков…, шку…, коз…, ска…, забо…
5.Дифференциация звуков [Р]-[Л].
-назвать первый звук в словах и нарисовать дорожку к картинке от буквы.
На столах картинки, слова которых начинаются на звуки [Л]-[Р].
6.Игра «Кого не стало» - развитие зрительного внимания и восприятия.
А теперь закрывайте глаза. Я уберу одну из картинок. Вы откроете глаза и скажете, что изменилось (ракета, планета, космонавт).
7. Динамическая минутка «На носочках…» - развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
На носочки поднялись,
Руки опустили.
А затем присели, коленки обхватили.
8.Игра «Замени звук» - развитие слухового внимания.
Я назову слова, а вы замените звук [Л]-[Р], что получится?
ЛАК-РАК, ЛОВ-.., ЛОЖКИ.., ЛАМА-.., ЛУКА-.., ДАЛ-.., ЖАЛ-.., МИЛ-.., БАЛ-.., БЛОШКА-.., ЖИЛ-.., СВАЛКА-.
9. Итог:
Логопед предлагает детям рассказать, о чём они говорили на занятии, чем занимались. Положительно оценивает работу детей.