РП 7 класс, Биология, Латюшин


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса «Биология. Животные.» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ "Об образовании в РФ" п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст. 48
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Примерной программы основного общего образования по биологии для 7 класса и авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии «Животные», авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина В.М. Пакуловой
Локальные акты образовательного учреждения: Устав МБОУ «Мисцевская ООШ №1»;Основной образовательной программы МБОУ «Мисцевская ООШ №1»; Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии которые определены стандартом.
Структура документа.
Программа включает несколько разделов: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки; учебно-методическое обеспечение.
Место предмета в учебном плане школы отводит 68 учебных часа для обязательного изучения биологии в 7 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов: человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т. д.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.- 9-е изд. стереотип. – М.: «Дрофа», 2012.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный курс включает теоретический и практический разделы.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция.
Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Основная цель практического раздела программы - формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Раздел включает перечень лабораторных работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание
значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных
результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
применения межпредметного анализа учебных задач.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Формы организации образовательного процесса
уроки-лекции
уроки-собеседования
уроки-соревнования
уроки с групповыми формами работы
уроки взаимообучения обучающихся
уроки творчества
уроки, которые ведут обучающиеся
уроки-зачеты
уроки-творческие отчеты
уроки-конкурсы
уроки-игры
уроки-диалоги
уроки-семинары
Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная;
Коллективная: фронтальная, парная, групповая.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; мини-сочинения; работа с источниками; рефлексия и другие.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных (34 часа)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 1 «Внешнее строение дождевого червя».
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа № 2 «Знакомство с разнообразием ракообразных».
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 3 «Изучение представителей отрядов насекомых.»
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения птиц».
Экскурсия: Изучение многообразия птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильмов.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов, и их систем у животных (14 часов)
Покровы тела.
Лабораторная работа № 6 «Изучение особенностей различных покровов тела».
Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
3. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».
4. Развитие животного мира на Земле (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
5. Закономерности размещения животных на Земле (3 часа)
Ареал. Зоогеографические области. Миграции.
6. Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности строения организмов животных разных систематических групп;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Учебно-тематический планирование
Биология 7 класс

п/п Тема Количество часов Лабораторные работы
1 Введение. Общие сведения о животном мире 2 2 Многообразие животных 35 5
3 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных 14 1
4 Индивидуальное развитие животных 3 1
5 Развитие жтвотного мира на Земле 3 6 Закономерности размещения животных на Земле 3 7 Биоценозы 3 8 Животный мир и хозяйственная деятельность человека 5 Итого 68 7 лабораторных работ
График проведения контрольных работ по биологии.
№ Тема контрольной работы
Период проведения
1. Входной контрольный тест 2. Контрольный тест № 2 3. Итоговый контрольный тест Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс

урока Тема урока Кол-во часов
Плани-руемая дата Факти-ческая дата
1 2 3 4 5
Введение (2 часа)
1 История изучения животных. Методы изучения животных. Систематика животных.
1 2 Наука зоология и ее структура. Значение зоологических знаний.
Входной контрольный тест. 1 Многообразие животных (35 часов)
3 Простейшие. Общая характеристика. Систематические группы простейших. 1 4 Простейшие. Жгутиконосцы. Инфузории. Колониальные организмы. Значение в природе и жизни человека. 1 5 Тип Губки. Общая характеристика, образ жизни, многообразие. Значение в природе и жизни человека. 1 6 Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, образ жизни, многообразие. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. 1 7 Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, систематические группы. Значение в природе и жизни человека. 1 8 Тип Плоские Черви. Общая характеристика, образ жизни, многообразие. 9 Тип Круглые черви. Общая характеристика, образ жизни, многообразие. 1 10 Тип Кольчатые черви. Общая характеристика, образ жизни и поведение, многообразие. 1 11 Тип Кольчатые черви. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 1. Внешнее строение дождевого червя. 1 12 Тип Моллюски. Общая характеристика. 1 13 Тип Моллюски. Многообразие. Полугодовая диагностическая работа. 1 14 Тип Иглокожие. Общая характеристика, многообразие. Значение в природе и жизни человека. 1 15 Тип Членистоногие.
Классы: Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс: Паукообразные. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №2. Знакомство с многообразием ракообразных. 1 16 Класс Насекомые: общая характеристика, образ жизни, многообразие.
Лабораторная работа № 3. Изучение представителей отрядов насекомых. 1 17 Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки 1 18 Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы 1 19 Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. 1 20 Отряд насекомых: Перепончатокрылые 1 21 Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные животные» 1 22 Тип Хордовые. Общая характеристика. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип черепные или позвоночные. Класс круглоротые. 1 23 Надкласс Рыбы. Многообразие: Хрящевые, Костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Значение в природе. Биологическое и экологическое значение.
Лабораторная работа № 4. Внешнее строение и передвижение рыб. 1 24 Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. 1 25 Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. 1 26 Класс Земноводные. Отряды: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. 1 27 Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. 1 28 Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы. 1 29 Класс Птицы. . Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц. 1 30 Биологические и экологические особенности. Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные1 31 Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные 1 32 Отряды Птиц: Воробьинообразные, Голенастые 1 33 Экскурсия «Изучение многообразия птиц» Контрольный тест № 2. 1 34 Класс Млекопитающие, или Звери.
Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Грызуны, Зайцеобразные. 1 35 Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные 1 36 Отряды: Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. 1 37 Обобщающий урок по теме «Хордовые» 1 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)
38 Покровы тела 1 39 Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей покровов тела. 1 40 Опорно-двигательная система 1 41 Способы передвижения животных. 1 42 Полости тела 1 43 Органы дыхания и газообмен 1 44 Наблюдение: изучение способов дыхания животных. 1 45 Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. 1 46 Кровеносная система. Кровь. 1 47 Органы выделения. 1 48 Нервная система и органы чувств. 1 49 Изучение ответной реакции животных на раздражения 1 50 Продление рода. Органы размножения 1 51 Контрольная работа по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем» 1 Индивидуальное развитие животных
(3 часа)
52 Способы размножения. Оплодотворение. 1 53 Развитие с превращением и без превращения.
Лабораторная работа №7. Определение возраста животных. 1 54 Периодизация и продолжительность жизни 1 Развитие животного мира на Земле (3 часа)
55 Доказательства эволюции: Сравнительно-анатомические; эмбриологические; палеонтологические. 1 56 Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира 1 57 Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции 1 Закономерности размещения животных на Земле
(3 часа)
58 Ареалы обитания. Зоогеографические области 1 59 Закономерности размещения. Миграции 1 60 Контрольная работа по теме: «Эволюция строения и функций органов, и их систем» 1 Биоценозы (3 часа)
61 Естественные и искусственные биоценозы 1 62 Факторы среды и их влияние на биоценоз
Наблюдения – весенние явления в жизни животных. 1 63 Цепи питания, Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. 1 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
64 Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. 1 65 Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных 1 66 Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Итоговый контрольный тест. 1 67 Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. 1 68 Итоговое обобщение знаний по курсу биологии 7 класса 1 Итого 68 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, М.; Дрофа, 2010.)
Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.- 9-е изд. стереотип. – М.: «Дрофа», 2012.
Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Биология. 7 класс. Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.. Латюшина В.В., Шапкина В.А. и др. – М.: ВАКО, 2013.
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2012.
Биология. 7-8 классы: тесты/авт.сост. М.В. Оданович. Волгоград: Учить, 2014.
Электронные издания:
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________И.Г.Пшеничникова«___»_____________ 2015 г.