Рабочая программа по биологии 7 класс, учебник В.В Латюшкин, В.А.Шапкин

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа с. Вязовка
Екатериновского района Саратовской области





Рассмотрено:
Согласовано:
Утверждаю:

На заседании МО естественно-математического цикла
Председатель МО:
Заместитель директора по УВР
Директор школы:

«____»______________2014г
«____»______________2014г
Приказ №__ «___»___________2014г.

(Харитонова Н.П.)
(Барданова Е.Ф.)
(Щербакова Н.А.)








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАССА

ТОЛКАЧЕВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

УЧИТЕЛЯ 1 КАТЕГОРИИ











2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии; Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В VII классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Рабочая программа для 7-ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.
Из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение темы «Многообразие животных» (37 часов) за счет сокращения часов на изучение темы «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных», т.к. некоторые вопросы данной темы изучались в предыдущем разделе.
С целью более полного усвоения материала увеличено количество часов на изучение тем «Индивидуальное развитие животных» (4 часа), «Развитие животного мира на Земле» (4 часа), «Биоценозы» (6 часов), «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» (7 часов) за счет часов резервного времени.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007.
































Учебно-тематический план

по____________биологии
предмет
Класс______7
Учитель_Толкачева Ирина Александровна
Количество часов
Всего______70 час; в неделю______2_____ час.
Плановых контрольных уроков _____4______,лабораторные работы ___7___; экскурсии _2__
Административных контрольных уроков _________ч.
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений
Учебник: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007.
название, автор, издательство, год издания



п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Дата




План
Факт


Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)


1.
История развития зоологии
1
03.09


2.
Современная зоология
1
08.09



Многообразие животных (37 часов)


3
Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики
1
10.09


4
Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории
1
17.09


5
Тип Губки: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные
1
22.09


6
Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы
1
24.09


7
Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные
1
29.09


8
Тип Круглые черви
1
01.09


9
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые, или Полихеты
1
06.10


10
Классы кольчецов: Малощетинковые, Пиявки. Л.Р. №1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»
1
08.10


11
Тип Моллюски. Общая характеристика. Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие
1
13.10


12
Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие
1
15.10


13
Тип Иглокожие. Классы
1
20.10


14
Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные. Л.Р. №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных»
1
22.10


15
Класс Паукообразные
1
27.10


16
Класс Насекомые. Л.Р. №3 «Изучение представителей отрядов насекомых»
1
29.10


17
Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки
1
10.11


18
Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы
1
12.11


19
Отряды Насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи
1
17.11


20
Отряд насекомых. Перепончатокрылые
1
19.11


21
Обобщающий урок по теме: «Беспозвоночные животные». Зачет
1
24.11


22
Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные
1
26.11


23
Классы рыб: Хрящевые, Костные. Л.Р. №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»
1
01.12


24
Класс Хрящевые рыбы. Отряды Акулы, Скаты
1
03.12


25
Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные
1
08.12


26
Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые
1
10.12


27
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые
1
15.12


28
Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы
1
17.12


29
Класс Птицы. Отряд Пингвины. Л.Р. №5 «Изучение внешнего строения птиц»
1
22.12


30
Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные
1
24.12


31
Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные
1
29.12


32
Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые
1
12.01


33
Экскурсия №1: «Изучение многообразия птиц»
1
14.01


34
Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые
1
19.01


35
Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные
1
21.01


36
Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные
1
26.01


37
Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные
1
28.01


38
Отряд млекопитающих: Приматы
1
02.02


39
Обобщающий урок по теме «Хордовые». Зачет
1
04.02



Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)


40
Покровы тела.
1
09.02


41
Л.Р. №6: «Изучение особенностей различных покровов тела»
1
11.02


42
Опорно-двигательная система
1
16.02


43
Способы передвижения животных. Полости тела
1
18.02


44
Органы дыхания и газообмен
1
25.02


45
Органы пищеварения.
1
02.03


46
Обмен веществ и превращение энергии
1
04.03


47
Кровеносная система. Кровь
1
11.03


48
Органы выделения
1
16.03


49
Нервная система.
1
18.03


50
Рефлекс. Инстинкт
1
01.04


51
Органы чувств.
1
06.04


52
Регуляция деятельности организма
1
08.04


53
Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»
1
13.04



Индивидуальное развитие животных (4 часа)


54
Продление рода. Органы размножения
1
15.04


55
Способы размножения животных. Оплодотворение
1
20.04


56
Развитие животных с превращением и без превращения
1
22.04


57
Периодизация и продолжительность жизни животных. Л.Р. №7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»
1
27.04



Развитие животного мира на Земле (4 часа)

58
Доказательства эволюции животных
1
29.04


59
Дарвин о причинах эволюции животного мира
1
04.05


60
Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции
1
06.05


61
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных
1
13.05



Биоценозы (4 часов)

62
Естественные и искусственные биоценозы
1
18.05


63
Факторы среды и их влияние на биоценозы
1
20.05


64
Цепи питания. Поток энергии
1
15.05


65
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсия №2: «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»
1
27.05



Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)


66
Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных
1



67
Законы России об охране животного мира. Система мониторинга
1



68
Охрана и рациональное использование животного мира
1



69
Контрольно-обобщающий урок по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

1



70
Заключительный урок по курсу: «Биология: животные. 7 класс»
1



































Содержание программы

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Тема 1. Многообразие животных (37 часов)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №1: Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №2: Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №3: Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №4: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №5: Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия: Изучение многообразия птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильмов.
Тема 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)
Покровы тела.
Лабораторная работа №6: Изучение особенностей различных покровов тела
Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Тема 3. Индивидуальное развитие животных (4 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа №7: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Тема 4. Развитие животного мира на Земле (4 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Тема 5. Биоценозы (4 часов)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.







































Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен
знать / понимать
Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности строения организмов животных разных систематических групп.
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- оказания первой помощи при укусах животных;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.








Список литературы

1. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа. 2007.
2. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.
3 Латюшин В.В., Шапкин В. А.. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.
4. Латюшин В. В. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс/ В. В. Латюшин, Е.А. Ламехова. – М.: Дрофа, 2007.- 144с.

Адреса сайтов в Интернете:
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Заголовок 115