Урок физики Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток (9 класс)


Урок физики в 9 классе
Тема урока: Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.
Цель:
Закрепить навык применения правила левой руки при решении задач;
Сформировать умение применять правило левой руки для определения силы, действующей на заряженную частицу в магнитном поле;
Формирование умения анализировать, четко формулировать свои мысли.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Закрепление, решение задач.
Подведение итогов урока.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы повторим правило левой руки для определения силы, действующей на проводник с током, и познакомимся с правилом левой руки для определения силы, действующей на заряженную частицу в магнитном поле.
Проверка домашнего задания.
Как обнаруживается магнитное поле?
( Ответ: магнитное поле обнаруживается по его действию на электрический ток. На проводник с током магнитное поле действует с определенной силой.) От чего зависит направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле?
(Ответ: направление силы зависит от направления тока в проводнике и направления магнитного поля)
Как определить направление тока в электрической цепи?
(Ответ: направление тока в цепи от «+» источника к «-» источника)
Сформулировать правило левой руки для определения силы, действующей на проводник с током в магнитном поле.
(Ответ: если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь перпендикулярно к ней, а четыре пальца были направлены по току, то отставленный на 90о большой палец покажет направление действующей на проводник силы.)
В каком случае сила, действующая на проводник с током, равна нулю? (Ответ: если направление тока в проводнике совпадает с направлением магнитных линий или параллельно им, то сила, действующая на проводник с током в магнитном поле, равна нулю).
Проверка домашней задачи.
Запишите в тетради число – 24 февраля, «классная работа».
Решение №1 (б, г, е, ж).
б) S


N
1. Что известно по условию задачи?
(Ответ: расположение полюсов магнита и направление тока в проводнике)
Что можно определить по правилу левой руки?
(Ответ: направление силы, действующей на проводник)
Как расположен проводник?
(Ответ: перпендикулярно плоскости чертежа)
Каково направление тока в проводнике? (Ответ: ток идет от нас)
Что еще необходимо знать для того, чтобы определить направление силы?
(Ответ: направление магнитной линии)
Как определить направление магнитной линии?
(Ответ: магнитные линии выходят из северного полюса магнита, входят – в южный, т.е. вверх)
Ответ: по правилу левой руки сила направлена вправо.
г)

Что изображено на чертеже?
(Ответ: крестиками – направление магнитных линий, магнитные линии расположены перпендикулярно чертежу от нас, проводник расположен параллельно чертежу, ток идет вверх)
Что можно определить, зная направление тока в проводнике и направление магнитных линий?
(Ответ: можно определить по правилу левой руки направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле)
Как располагать левую руку, чтобы определить направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле?
(Ответ: если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь перпендикулярно к ней, а четыре пальца были направлены по току, то отставленный на 90о большой палец покажет направление действующей на проводник силы.)
Ответ: по правилу левой руки сила направлена влево.
е) F
I

Что изображено на чертеже? (Ответ: проводник расположен параллельно чертежу, ток вправо, сила, действующая на проводник, направлена вверх)
Что можно определить, зная направление тока и направление силы? (Ответ: можно определить направление магнитных линий)
Ответ: по правилу левой руки магнитные линии направлены перпендикулярно чертежу от нас, изображаем их крестиками). ж)
F


Что изображено на чертеже? (Ответ: проводник расположен перпендикулярно чертежу, ток от нас, сила, действующая на проводник, направлена влево)
Что можно определить, зная направление тока и направление силы? (Ответ: можно определить направление магнитных линий и полярность магнита)
Ответ: по правилу левой руки магнитные линии направлены вниз, значит, сверху северный полюс, снизу - южный). Запишите в тетради тему урока «Действие магнитного поля на заряженную частицу».
Объяснение нового материала.
С помощью правила левой руки можно определить направление силы, с которой магнитное поле действует на заряженную частицу.
Если частица движется в плоскости, перпендикулярной магнитным линиям, то правило формулируется так:
Если левую руку расположить так, чтобы магнитные линии входили в ладонь перпендикулярно к ней, а четыре пальца были направлены по движению положительно заряженной частицы, то отставленный на 90о большой палец укажет направление силы, действующей на частицу. Если частица отрицательная, то четыре пальца должны быть направлены против ее движения.
Если направление движения частицы совпадает с линией магнитной индукции или параллельно ей, то сила, действующая на частицу, равна нулю.
Запись в тетради:
Направление силы, действующей на заряженную частицу в магнитном поле, определяется по правилу левой руки (стр. 151).
Если частица отрицательная, то четыре пальца должны быть направлены против ее движения.
Если направление движения частицы совпадает с линией магнитной индукции или параллельно ей, то сила, действующая на частицу, равна нулю.
Закрепление, решение задач.
№ 1. Определите направление силы, действующей на частицу в магнитном поле.
а) 1) Каков знак частицы? (ответ: положительный)
ϑ 2) Каково направление магнитных линий? ( ответ: линии
направлены перпендикулярно чертежу от нас)
3) Куда должны быть направлены четыре пальца левой руки?
(ответ: вверх, по направлению скорости частицы)
4) Куда направлена сила, действующая на частицу? (ответ: по
правилу левой руки сила направлена влево)
б) 1) Каков знак частицы? (ответ: отрицательный)
2) Каково направление магнитных линий? ( ответ: линии
направлены перпендикулярно чертежу на нас)
ϑ 3) Куда должны быть направлены четыре пальца левой руки?
(ответ: влево, против направления скорости частицы)
4) Куда направлена сила, действующая на частицу? (ответ: по
правилу левой руки сила направлена вверх)
в) 1) Каков знак частицы? (ответ: положительный)
2) Каково направление магнитных линий? ( ответ: линии
направлены вправо)
ϑ 3) Куда должны быть направлены четыре пальца левой руки?
(ответ: влево, по направлению скорости частицы)
4) Куда направлена сила, действующая на частицу? (ответ: по
правилу левой руки сила равна нулю, т.к. направление
движения частицы параллельно магнитным линиям)
г) ϑ 1) Каков знак частицы? (ответ: отрицательный)
2) Каково направление магнитных линий? ( ответ: линии
направлены перпендикулярно чертежу от нас)
3) Куда должны быть направлены четыре пальца левой руки?
(ответ: вниз, против направления скорости частицы)
4) Куда направлена сила, действующая на частицу? (ответ: по
правилу левой руки сила направлена вправо)


Подведение итогов урока.
Сообщение оценок.
Запись д/з.
Д/з: п.46 (до конца), упр. 36 (письм).