Рабочая программа по общей биологии 10-11 классы учебник А.А. Каменский


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10-11 классах по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы.«Дрофа», 2012. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
На изучение биологии на базовом уровне отводиться 69 часов, в том числе 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10-11 классах в объеме 1 час в неделю.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; содержание курса нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; структуру курса; перечень лабораторных работ; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов; учебно – методическое обеспечение.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 классов
В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать/понимать
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
• фундаментальные понятия о биологических системах;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
• основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности.
уметь
• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
• владеть языком предмета.
Требования к уровню подготовки выпускников (11 класс)
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Биология 10 класс
Введение(2ч.)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Основы цитологии (16ч.)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и
ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы.
ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и
формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и
превращения энергии – свойства живых организмов.
Размножение и индивидуальное развитие( 7ч.)
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Основы генетики (8ч.)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека
Генетика человека (2ч.)
Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Итого: 35 часов.
Биология 11 класс ( базовый уровень)
1.Основы учения об эволюции ( 10 ч.)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
2.Основы селекции и биотехнологии ( 4ч.)
Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
3.Антропогенез (4 ч.)
Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.
4.Основы экологии(12ч.)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.
5.Эволюция биосферы и человек (4ч.)
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции
Итого: 34 часов.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Тематическое планирование по биологии 10 класс
1 час в неделю, всего 34 часа.
Наименование темы Кол-во часов Лабораторные работы Практические работы Контрольные работы
1.Введение 2 2.Основы цитологии 15 Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».
Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки».
Контрольная работа № 2 «Клетка – структурная еди ница живого»
Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке».
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов 7 Лабораторная работа № 3. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». 4.Основы генетики 8 Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».
Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».
Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». Контрольная работа № 4 «Основы генетики».
5.Генетика человека 2 Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». Итого: 34 4 4 4
Календарно-тематический план
10 класс.
Биология ( базовый уровень)
(1ч. в неделю, всего-34 часов)
№ урока Дата
проведения
урока Тема урока Основные виды учебной деятельности обучающихся1.Введение-1ч.
1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Cущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Самостоятельная работа с доп.лит.
Составление эксперимента
2.Основы цитологии-16ч.
2.1 Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. Просмотр фильма «нанотехнологии», слушание объясн. учителя
3.2 Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. слушание объясн. учителя.
Зап.табл.
4.3 Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Составление опорного конспекта
5.4 Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Составление опорного конспекта
6.5 Строение и функции белков. Составление опорного конспекта
7.6 Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. Составление опорного конспекта
8.7 АТф и другие соединения клетки. Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки». слушание объясн. учителя.
Вып. контр. работы
9.8 Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» Раб.в группах под рук. учителя
10.9 ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения
Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». Раб.в группах под рук. учителя
11.10 Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. слушание объясн. учителя.
Зап.табл.
12.11 Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги. Составление опорного конспекта
Просмотр видеофрагмента
13.12 Контрольная работа № 2 по теме: «Клетка – структурная единица живого». Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки. Вып. контр. работы
14.13 Энергетический обмен в клетке. слушание объясн. учителя.
Составление опорного конспекта
15.14 Пластический обмен в клетке..Фотосинтез. Хемосинтез. слушание объясн. учителя.
Составление опорного конспекта
16.15 Генетический код. Транскрипция. Просмотр видеофрагмента
Составление опорного конспекта
17.16 Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке». слушание объясн. учителя.
Вып. контр. работы
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов-7ч.
18.1 Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. слушание объясн. учителя.
Зап.табл.
19.2 Мейоз. слушание объясн. учителя.
Зап.табл.
20.3 Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Сам.раб. по уч-ку21.4 Половое размножение. Развитие половых клеток. Работа по карточкам
22.5 Оплодотворение. Работа по карточкам
23.6 Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Лабораторная работа № 3. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». Раб.в группах под рук. учителя
24.7 Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. Работа по карточкам
4.Основы генетики-8ч.
25.1 История развития генетики. Гибридологический метод 26.2 Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания». Решение генетических задач
27.3 Дигибридное скрещивание. Решение генетических задач
28.4 Хромосомная теория наследственности. Решение генетических задач
29.5 Взаимодействие неаллельных генов.
Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач». Решение генетических задач
30.6 Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. Решение генетических задач
31.7 Изменчивость. Виды мутаций. Контрольная работа № 4 «Основы генетики».
слушание объясн. учителя.
Вып. контр. работы
32.8 Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.
Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». Работа по карточкам
5.Генетика человека-2ч.
33.1 Методы исследования генетики человека. Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». Работа по карточкам
34.2 Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности. Подготовка презентаций в программе Power Point
Тематическое планированиепо биологии 11 класс
1 час в неделю, всего 34 ч.
Наименование темы Кол-во часов Лабораторные и практические работыКонтрольные работы
1.Основы учения об эволюции
10 Л.Р.№1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»
Л.Р№2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
Контрольная работа №1 «Эволюция»
2.Основы селекции и биотехнологии 4 3.Антропогенез 4 П.Р.№1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» Контрольная работа №2 «Антропогенез»
4.Основы экологии 12 П.Р №2 «Составление схем передачи веществ и энергии ( цепей питания)» Контрольная работа №3 «Основы Экологии»
5.Эволюция биосферы и человек 4 Итоговая контрольная работа №4
Итого: 34 4
Календарно - тематический план 11 класс
№ п/п урока дата Тема урока Основные виды учебной деятельности обучающихся1.Основы учения об эволюции – 10 ч.
1. Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина. Беседа. Работа с учебником
2. Вид,его критерии. Лаб.раб.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» Работа по таблице. Выполнение сам.раб.
3. Популяция. Беседа. Работа с учебником. Раб.по табл.
4. Изменения генофонда популяции. Генетический состав популяции Беседа. Работа с учебником
5. Борьба за существование и её формы. Презентация « Борьба за существование»в программе Power Point
6. Естественный отбор и его формы .Лаб.раб.№2 «выявление приспособлений у организмов к среде обитания» Вып. сам.раб.
7. Изолирующие механизмы. Видообразование. Беседа. Работа с учебником
8. Макроэволюция ,её доказательства. Показ презентаций
«Макроэволюция»в программе Power Point
9. Система растений и животных – отображение эволюции. Беседа. Работа с учебником
Раб.со схемами
10. Главные направления эволюции органического мира. Контрольная работа № 1 «Основы учения об эволюции» Вып.контр.раб.
2.Основы селекции и биотехнологии-4ч.
11. Основные методы селекции и биотехнологии. Беседа. Работа с учебником
12. Методы селекции растений. Раб.с доп.лит. сообщения
13. Методы селекции животных. Презентация «Методы селекции животных»в программе Power Point
14. Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии Тесты в программе Word
3.Антропогенез-4ч.
15. Положение человека в системе животного мира Беседа. Работа с учебником
16. Основные стадии антропогенеза .Пр.раб №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» Вып.практ.раб.
17. Движущие силы антропогенеза. Презентация «Антропогенез»
в программе Power Point
18. Прародина человека .Расы и их происхождение. Контрольная работа №2 «Антропогенез» Тесты в программе Word
4.Основы экологии-12ч.
19. Что изучает экология. Беседа. Работа с учебником
20. Среда обитания организмов и её факторы Сообщения. Беседа. Работа с учебником
21. Местообитания и экологические ниши. Беседа. Работа с учебником
Составление схем
22. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия Беседа. Работа с учебником
23. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции Беседа. Работа с учебником
Раб.со схемами
24. Экологические сообщества Беседа. Работа с учебником
25. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Беседа. Работа с учебником
26. Пищевые цепи. Пр.раб.№2 «Составление схем передачи веществ и энергии» Вып.практ.раб.
Беседа. Работа с учебником
27. Экологические пирамиды. Экологические сукцессии. Беседа. Работа с учебником
28. Влияние загрязнений на живые организмы. Презентация «Виды загрязнений» в программе Power Point
29. Основы рационального природопользования. Презентация «Охраняемые природные территории»в программе Power Point
30. Решение экологических задач. Контрольная работа №3 «Основы экологии» Тесты в программе Word
5.Эволюция биосферы и человек-4ч.
31. Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни Беседа. Работа с учебником
32. Основные этапы развития жизни на Земле. Беседа. Работа с учебником
33. Эволюция биосферы. Презентация «Эволюция биосферы»в программе Power Point
34. Антропогенное воздействие на биосферу. Итоговая контрольная работа №4. Тесты в программе Word
Итого: 34часа
4. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература
для учителя:
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в. вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3. Козлова Т. А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
4. Фроси н В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.;
для учащихся:
1. Батуев А.С.,Гуленкова 'М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
Дополнительная литература:
«Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008.
Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы,тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
7. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.