Проект по литературе на тему «МАСОНСКИЕ» ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»


«МАСОНСКИЕ» ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»Выполнили: учащиеся 11 классаПорваткин Андрей и Порваткин АнтонМБОУ «Хованщинская СОШ»


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: ПОНЯТЬ, КАК С ПОМОЩЬЮ «МАСОНСКОЙ» СИМВОЛИКИ РОМАНА РАСКРЫВАЮТСЯ ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ И ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РОМАНА, ЕГО СТРУКТУРАВозраст участников 15-16 лет
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x ХОД ПРОЕКТА1. Познакомиться с историей масонского движения и символикой масонов.2. Проследить «масонские» мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»3. Понять, как с помощью «масонской» символики романа раскрываются образы главных героев и основная идея романа. 4.Сделать вывод.

style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation МАСОНСТВО- движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации. Философия и этика масонства опираются на монотеистические религии. Масонство символически использует инструменты и орудия оперативного каменщичества и легенды о строительстве Храма Соломона, чтобы выражать метафорически то, что и масонами и их критиками описывается как «система морали, скрытая в аллегориях и проиллюстрированная символами». Вопреки разнородности организации, главной деятельностью масонов остается благотворительность, нравственное совершенствование (в большинстве случаев требующее веры в Высшую Сущность), а также развитие и сохранение братской дружбы в братской среде.
style.rotation
style.rotation Символика масонов
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
ppt_xxshearppt_x масонские МОТИВЫ В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Булгаков всегда жаждал покоя, но глубокое и полное знание ценил превыше всего и именовал его выразительным словом – «свет». Свет приходит в роман «Мастер и Маргарита» из Евангелия от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.» «Ищущими света и истины и являются главные герои романа Булгакова: Мастер, Маргарита, Иван Бездомный. Каждый к этой истине приходит своим путем, меняя в корне не только свою жизнь, но и свое имя. Атмосфера таинственности, восходящая к тайнам средневековых цехов, присущая масонской обрядности, играет исключительную роль в романе и особенно характерна для линии мастера. Условное имя безымянного художника в романе - Мастер- адекватно в масонской иерархии особому рангу достоинства -степени мастера.
style.rotation


style.rotation КАК С ПОМОЩЬЮ «МАСОНСКОЙ» СИМВОЛИКИ РОМАНА РАСКРЫВАЮТСЯ ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ И ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РОМАНА Бытие Мастера в романе складывается в иерархический путь, осознаваемый как некое восхождение, ассоциируемое с продвижением по ступеням лестницы степеней посвящения. Поэтому обязательным для будущего Мастера был уход от мирской суеты, что служило началом работы над «грубым камнем души.» В этом смысле уединенная жизнь героя в подвальчике, начало работы над романом могут быть соотнесены с переходной ступенью к степени мастера в масонских системах. Знаменательно, что начало «восхождения» героя по духовной лестнице связано с его обращением к теме Христа и Пилата- одному из центральных эпизодов в истории человечества
style.rotation
style.rotation Молодая, умная, красивая женщина- Маргарита- до встречи с Мастером жила во лжи и без любви. Ее имя означает «жемчужина». В гностической литературе так называлась человеческая душа или – в глубинной основе – душа мира – София. В соответствии со значением своего имени Маргарита попадает в кризисные ситуации, открытые как гибели, так и спасению, и в сердце ее борются на равных спаситель и губитель. В результате страданий и фантастических борений с самой собой рождалась настоящая жемчужина. Превращение Маргариты в ведьму было лишь ступенью к истинному преображению. И преображение состоялось. «Я потеряла свою природу и заменила ее новой»,- говорит Маргарита Мастеру. Преобразившись, она мечтает помогать Мастеру: «Тебе слишком много пришлось думать, и теперь буду думать я за тебя! И я ручаюсь тебе, ручаюсь, что все будет хорошо.»
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Финальные страницы булгаковского романа нарушают четкие контуры «масонских» проекций, но касается это исключительно линии Ивана Бездомного. С одной стороны, Ивану в вещем сне предстает видение женщины «непомерной красоты», восходящей с Мастером по лунному лучу. В масонской символике солнце изображало истину, мужество, правосудие, действующую силу; луна- чистую любовь, материю, природу. С другой стороны, читатель обнаруживает и знаки того, что Иван- ученик, не достигший уровня Учителя. Получивший благословение Мастера на продолжение романа о Пилате, но лишенный дальнейшего духовного наставничества, Иван Николаевич Понырев ведет себя как человек, которому истина приоткрылась лишь слегка.
style.rotation
style.rotation
ppt_xxshearppt_x ВЫВОД «Масонская» символика играет важную роль в раскрытии образов главных героев и основной идеи романа. Книгу о Воланде, Мастере, Иешуа и Маргарите надо уметь прочитать, ибо она - огромная «криптограмма», зашифрованный текст. Пройдут годы, и этот роман нам «принесет еще сюрпризы…» Великий мастер с нивелиром Стоял средь грохота и гула И прошептал: «Идите с миром» Мы побеждаем Везельвула... Н.С. Гумилев.
style.rotation


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/сост. Цветкова Г.В.-Волгоград: Учитель, 2011.-283с. www.yandex.ru.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
style.rotation