Урок «Политический портрет Петра Великого глазами современников»


План – конспект урока «Политический портрет Петра Великого глазами современников».
ФИО Саможенова Надежда Сергеевна
Место работы: МКОУ Новосельская СОШ
Должность: учитель истории и обществознания
Предмет: история
Класс: 7
Тема: «Политический портрет Петра Великого глазами современников»
Цель: обобщить представления учащихся о Петре Великом и выяснить, кем же всё – таки был Пётр I – тираном или реформатором.
Задачи:
Обучающие:
Систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи;
- развивающие:
Создать условия для развития у учащихся активной мыслительной деятельности, развивать исследовательские навыки учащихся при работе с различными источниками информации;
- воспитательные: Способствовать определению и объяснению своего отношения к реформаторской деятельности Петра I.
Тип урока – урок формирования и систематизации знаний и умений.
Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер учителя, экран, мультимедиа проектор.
Базовый учебник  «История России XVII – XVIII в.», 7 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г.Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
РАЗМИНКА.
ВИКТОРИНА «ВПЕРВЫЕ»
1. В 17 веке в России впервые был изготовлен двойной трон. Для кого? (Для Петра и Ивана)
2. В 1698 году Пётр учредил первый орден. Как он назывался?
(30 ноября 1698 г. Петром I учреждена первая (и высшая) награда России – императорский Орден Святого апостола Андрея Первозванного. Эту высшую награду могли получить за чрезвычайные заслуги перед Отечеством только офицеры не ниже генерала, государственные деятели и духовенство. Первым кавалером Ордена в 1699 году стал дипломат и государственный деятель Федор Головин. Сам Петр I получил данную награду за взятие в устье Невы шведских военных кораблей и стал шестым кавалером Ордена.)3. В 1703 году вышла первая общероссийская газета. Как она называлась? (Ведомости)
4. В 1696 году появилось звание генералиссимуса в России. Кто стал первым? (Командующий сухопутными войсками в Азовском походе Петра 1 боярин А. С. Шеин.)
5. Кто и когда стал первым императором в России? (Пётр I, в 1721 г.)
6. Когда появилась первая Академия наук в России? (28 января 1724 г.)
7. Как назывался первый русский музей, учреждённый указом Петра? (Кунсткамера)
8. Когда в России впервые встречали Новый год 1 января? ( Пётр ввёл новый календарь 1 января 1700 г. До этого в России шёл 7208 год от сотворения мира)
9. Какие продукты и растения впервые появились у русских при Петре? (На столе Петра красовались невиданные ранее продукты: окороки, колбасы, соленые и копченые мясные блюда, приготовленные с перцем, чесноком и луком. Растения: картофель, подсолнечник)10. Когда появились первые губернии? (Указом Петра I от 18 (29) декабря 1708 г. территория Русского царства была разделена на 8 губерний)
11. Как назывались собрания петербургского общества, где впервые женщины смогли приобщиться к культурному досугу? (Ассамблеи)
12. Какой вид казни впервые введён при Петре? (Расстрел. В России первый случай «аркебузирования» отмечен в 1679 году, но официально этот вид казни был введен «Артикулом воинским» Петра I (1715), составленным на основе саксонского военного устава.)13. Обычай дарить младенцам одежду голубого цвета для мальчиков и розового для девочек укоренился при Петре. Почему? (Пётр дарил высокопоставленным чиновникам, у которых рождались дети ордена с лентами. В честь сына- орден Андрея Первозванного с голубой  лентой, в честь дочери – орден Святой Екатерины с розовой лентой.)14. В эпоху Петра Великого многое появилось впервые: флот, новая одежда.
Что ещё? (Фонари, фейерверки, фарфоровая посуда, плита, салфетки)
15. Какие знаки воинского отличия появились в 1700г.? Более 100лет их носили только на левом плече. (Погоны)
Учитель: Историческая роль Петра Великого огромна и неоднозначна. Его провозглашали национальным героем, называли антихристом, ненавистником всего русского, разрушителем, святотатцем. Личность Петра I волнует умы наших соотечественников. Не случайно II Российский канал на протяжении всего 2008 года выяснял – имя России. И Петр Первый постоянно находился в числе лиц с наиболее высоким рейтингом. Кто же на самом деле этот первый русский император – тиран или реформатор? В этом нам предстоит разобраться на уроке. 
Где же ты дружок – волшебник,
Знаменитый наш учебник.
Открывай его сестрицу 121 страницу.
Давайте прочтем отрывок документа «Современник о Петре I».
- Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?
- Вспомните, когда Петр стал царем? (С 1682г. под регентством Софьи, с 1689 г. самостоятельно)
- В связи, с чем царь Петр стал императором? (В связи с выигрышем в Северной войне. В 1721 г. за его свершения просили принять титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского».
Учитель:
А сейчас мы с вами постараемся разобраться о том, кто же Пётр I - великий реформатор, выведший Россию в Европу или всего лишь тиран.
Вначале дадим слово обвинителям.
(Группа ребят заранее приготовили рассказ-презентацию, в которой Петр характеризуется не с лучшей стороны). Дети показывают презентацию, в которой Петр I выступает злым и коварным, безнравственным и алчным.
На доске в столбик «учитель» записывает неблаговидные деяния императора. Обвинители пытаются доказать, что Петр прежде всего – тиран.
25 лет службы, крестьян отрывали от земли;
Рост налогов, рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам;
Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов;
Усиление закрепощение крестьян насильно;
Огромное количество следствий и казней;
Насильственные методы проведения реформ;
Было ликвидировано патриаршество;
Царь посягнул на самое светлое, что есть на Руси – церковь. Пётр 1 повелел снять колокола с церквей, т. к. не хватало металла на оружие для армии.
(Учащиеся записывают в тетради).
Учитель:
Да, ну и картину вы нам нарисовали. Давайте теперь послушаем группу защиты.
Вторая группа учеников при помощи презентации характеризует царя, как реформатора.
Второй столбик на доске состоит из реформ.
Создание регулярной армии и флота;
Создание отечественной промышленности;
Политика меркантилизма;
Выход к Балтийскому морю, строительство каналов;
«Табель о  рангах»  дал возможность представителям  народа дослужиться  до высших чинов;
Попытка ликвидировать неграмотность, открытия школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев;
Пётр занимался любой работой и лично принимал участие во всех начинаниях.
При Петре 1 Россия стала европейской державой.
Учитель:
Подведем итог: у нас получились два почти одинаковые столбика. Какой вывод напрашивается? Попрошу всех высказать свое мнение.
(Дети высказываются, делают выводы). Класс разделился почти пополам.
Учитель:
Я думаю и надеюсь, что меня поддержат наши потомки, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Личность Петра неоднозначна и противоречива. Но, все же, заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Историк Ключевский пишет: «Бесчеловечность и жестокость, от которых Петр не мог воздержаться, а рядом с этим беззаветная любовь к Отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, столь разнообразные черты трудно укладываются в цельный образ».
Император Петр I проводил свои реформы с помощью кнута, но этот кнут был необходим в, то время для положительного результата.
Учитель: Ребята поиграем в игру. Стратегия Fish bone или «Рыбная кость».
Перед вами большая рыба, необходимо нарядить нашу рыбу. На столе в хаотичном порядке находятся листочки, на которых написаны положительные и отрицательные моменты личности Петра. Ваша задача, правильно расположить листочки. Позитивное вверху, негативное внизу.
Положительные моменты:
приветствовал откровенность своих подданных;
непритязательный в быту;
любил работать под открытым небом;
в совершенстве знал 14 ремёсел;
имел весёлый нрав;
деятельный;
активный;
прирождённый воин;
обладал безграничными имперскими амбициями;
лучший корабельный мастер России.
«прорубил» Окно в Европу;
победил в битве под Полтавой;
было удачно проведено присоединение Азовской крепости;
было решено сбривать бороды всем, кроме священников и крестьян;
Был построен Санкт-Петербург.
Отрицательные моменты:
враг дворцовых церемоний и любых условностей;
обожал непринуждённую атмосферу пирушек;
обладал болезненными приступами гнева;
деспотичный властелин;
не пытался понять окружающих;
властный император;
имел пренебрежение ко всему русскому;
совершил сыноубийство;
была проведена неудачная военная кампания против Турции;
были обезглавлены 4 главных заговорщика стрелецкого восстания;
Учител: Итак, в результате исследования деятельности Петра I мы выяснили, что он проводил свои реформы силою, зачастую слишком жестокими методами. Но в данном случае результаты оправдали средства. Россия перестала быть закрытым традиционным обществом и влилась в состав европейских государств, поступательно преодолевая отсталость. Следовательно, правление Петра I является больше реформаторским. И подтверждением этого является, тот факт, что мы с удовольствием пользуемся петровскими реформами.
Учитель: Скажите, а какие реформы вам больше всего по душе?
Учитель: Ребята посмотрите внимательно на памятник Петру I работы Фальконе и читаем отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»:
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне, какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Вопросы для беседы и ожидаемые ответы:
- К кому обращены стихи?
- Кого олицетворяет «гордый конь»?
- «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» Как бы вы ответили на этот вопрос сегодня?
Вывод: ответить на этот вопрос невозможно, история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.
- Как вы понимаете смысл трех последних строк отрывка?
- Был ли Петр I «революционером на троне»? Вывод: реформы Петра I – это своеобразная «революция сверху». Поэтому Петра можно считать «революционером на троне».
- Революция – это глубокое и качественное обновление всех сторон жизни общества. Произошло ли подобное обновление в России?
Учитель: Напишите синквейн (пятистишие) на тему «Пётр I».
Правила написания синквейна.
1 строчка. Нужно записать название темы, одно существительное.
2 строчка. Описание темы двумя прилагательными.
3 строчка. Описание действия в рамках темы.
4 строчка. Фраза из 4-х слов, которая показывает отношение к теме.
5 строчка. Синоним (метафора) первой строчки.
Пример: Пётр Великий.
Смелый, любознательный.
Открывает, строит, присоединяет.
Построил великую морскую державу.
Император.
Учитель: Как вы думаете, а была ли альтернатива развития России, необходимо ли было применять столь радикальные меры?Вывод: История не знает сослагательного наклонения. Петр Великий был и его деяния велики. Я думаю и надеюсь, что меня поддержат наши потомки, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Петр естественно был реформатором, но методы, которые он выбирал для проведения реформ, были радикальными. Да, Пётр предстаёт перед нами неистовым и жестоким, но таков был век. Новое пробивало себе дорогу. Так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое. Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей основе создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот, воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным интересам и любовь к военному делу. Любите свою Отчизну и гордитесь Россией. 
Д/З: составить кроссворд по теме: «Эпоха Петра Великого» (15 слов).