урок русского языка Склонение имен существительных в единственном числе


УРОК 40
Тема: Склонение имен существительных в единственном числе.
Цель: Сформировать понятие о склонении имен существительных в единственном числе.
Задачи:
Сформировать понятие о склонении имен существительных в единственном числе.
Развивать навыки определения падежей у имен существительных, орфографическую зоркость, память.
Воспитывать интерес к фольклору.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.
Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные, работа в парах.
Оборудование: запись на доске, таблица (падежи и падежные вопросы к именам существительным), учебник.
Ход урока
Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Настройтесь на работу и постарайтесь на уроке запомнить названия падежей и вопросы к ним.
Проверка готовности класса к уроку.
Минутка чистописания

-Прочитайте пословицы. Найдите слова с мягким знаком. Какую роль выполняет мягкий знак в каждом найденном слове?
Орфографическая минутка
Работа в парах (на рабочих листах)
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПАРЫ УЧАЩИХСЯ
Фамилии, Имена учащихся ______________________________
______________________________
Распределите слова по группам (соедините стрелками с верной записью).
день показатель мягкости сильнее
здесь воробьи
бьёт Ь веселье
вьют раздели-
тельный колосья
зорька стоять
Разгадайте кроссворд (впишите в каждую клетку букву).
Ь Ь Ь Ь Ь Актуализация знаний
- Что называется именем существительным?
- Приведи примеры имен существительных одушевленных и неодушевленных.
- Как пишутся собственные имена существительные?
- Как определить род имен существительных?
- Приведи примеры изменения имен существительных по числам.
- У каких имен существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак? Приведи примеры.
- Что вы знаете о предлогах? Как они пишутся со словами?
- Что значит изменятся по падежам?(склонятся)
- Что такое склонение? (изменение окончаний имен существительных по вопросам)
- На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности.
- Сегодня мы обобщим все, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж от другого и точно употреблять слова в нужном падеже.
Работа по теме урока.
Игра «Грамматическое лото».
Имя Существительное предлагает нам поиграть в грамматическое лото для того, чтобы повторить и лучше запомнить название падежей и их вопросы. У каждого на столе лежит карточка. Что записано синим цветом? (Название падежа) Что выделено зелёным цветом? (Слово-помощник)
Сколько падежей в современном русском языке?
Падежи, постройтесь по порядку. ( Дети выстраиваются у доски и называют падеж, записанный на карточке.)
Именительный падеж - шаг вперёд. Подойдите слово-помощник и падежные вопросы именительного падежа. ( Дети выстраиваются у доски по 4 человека. Садятся на место.)Аналогично проводится игра с другими падежами.
После игры учитель вывешивает таблицу падежи.
Определение падежей имен существительных.
-Как определить падеж существительного? ( по вопросу и по предлогу)
Какие предлоги употребляются с существительными в разных падежах? Назовите вопросы и предлоги.
И.п. - кто? что? -
Р.п. — кого? чего? от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме,Д.п. - кому? чему? к, по
В.п. - кого? Что? через, про, в, на, за,
Т.п. - кем ? чем? над, между, с, за, под
П.п. - о ком? о чем? при, о, об, в, на-Можно ли по вопросам ГДЕ? и КУДА? отличить один падеж от другого?
( Нет. Нужно ставить падежный вопрос.) Существительное в каком падеже отвечает на смысловой вопрос ОТКУДА ? (только в Р.п.)
Определите падеж имен существительных по вопросу и предлогу:
Играл на дудочке, подошел к осине, материал для юбки, увидел мышь, шел рощей, прелестное дитя.(запись на доске)
- Как определить падеж последнего существительного? (по роли в предложении).
Разбор предложений по членам, распознавание падежей имен существительных, составление схемы предложения.
-Посмотрите на доску, поработаем с этими предложениями.
Ябл...ни клонятся (к)з...мле (под)тяжест...ю соч...ных пл...дов. (От)дуба (до) б...резы т...нулись длин...ые тени. С...бака смотрит (на)дятла и з...ливается лаем.
Чем осложнено последнее предложение? (однородными сказуемыми)
Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки (с проверкой) составим схему предложения (на доске и в тетради).
VI. Рефлексия.
Самостоятельная работа.
-Составьте из слов предложение. Употребите существительные в нужном падеже. Разберите предложение по членам.
СТОЯЛИ ВЕТКИ НА ДУШИСТОЙ СИРЕНЬ ОКНО VII. Итог урока.
-Что надо сделать, чтобы узнать падеж существительного?
VIII. Домашнее задание
Стр.68 правило, упр.187I
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПАРЫ УЧАЩИХСЯ
Фамилии, Имена учащихся ______________________________
______________________________
1.Распределите слова по группам (соедините стрелками с верной записью).
день показатель мягкости сильнее
здесь воробьи
бьёт Ь веселье
вьют раздели-
тельный колосья
зорька стоять
2. Разгадайте кроссворд (впишите в каждую клетку букву).
Ь Ь Ь Ь Ь РАБОЧИЙ ЛИСТ ПАРЫ УЧАЩИХСЯ
Фамилии, Имена учащихся ______________________________
______________________________
1.Распределите слова по группам (соедините стрелками с верной записью).
день показатель мягкости сильнее
здесь воробьи
бьёт Ь веселье
вьют раздели-
тельный колосья
зорька стоять
2. Разгадайте кроссворд (впишите в каждую клетку букву).
Ь Ь Ь Ь Ь