Музыкально-литературная композиция, посвященная 170-летнему юбилею со дня рождения П.И.Чайковского


«Да, здравствует солнце!
Да, скроется тьма!»
(музыкально-литературная композиция, посвященная юбилею композитора)
На сцену выходит ведущий. Он неспешно подходит к портрету П.И.Чайковского и зажигает свечу. (слайд № 1)
Петру Ильичу Чайковскому посвящается…
На фоне фрагмента Вальса цветов из балета «Лебединое озеро».
Всё – от цветка до туч и небосвода –
Колеблется, колеблемое звуком.
Всё – музыка: и радости, и мука,
И мысль, и дух, и память, и природа.
Как шелест нот сменилось время года…
Любовь: Амур прицелился из лука…
(Не промахнется – миф тому порука.)
О мудрый, нежный вымысел народа!..
Поет Онегин… Танец лебедей…
В ударе флейты – вестницы рассвета.
В душе ясней и над землей ясней…
Вот рассвело. Но песня не допета.
И весь оркестр – от скрипок до кларнета –
Творцу послушный, отдается ей.
Анатолий ЗемлянскийВедущий: (слайд № 2) Кто он, Чайковский? Самый лучший способ узнать композитора – это слушать его музыку. Но многие возразят, что это не модно и нет времени, потому что надо постоянно куда-то бежать, зачем-то торопиться, что-то делать. Но даже в наш бурный и стремительный век порой необходимо остановиться, сосредоточиться, вздохнуть полной грудью.
О, все, что ты помнишь, что знаешь
Играй мне, играй в этот вечер:
У моря и в северном мае
Чайковский особо сердечен.
(Отрывок из стихотворения И.Северянина)
Прислушайтесь, какой покой! Какая умиротворенность!
(слайд № 3+) (Звучит хор «Ночевала тучка золотая»; слова А.Н.Плещеева)
На фоне вальса из «Детского альбома»
Ведущий: Самые сильные свои впечатления человек почти всегда получает в детстве (слайд № 4). 7 мая по новому стилю, а по старому – 25 апреля 1840 года появился на свет великий русский композитор П.И.Чайковский.
(слайд № 5) Родиться ему суждено было за тысячу верст от Москвы и Петербурга, в небольшом заводском поселении Воткинск на Урале, при старейшем железоделательном заводе Прикамья, на месте слияния двух рек – Вотки и Шаркана. «Я вырос в глуши», - вспоминал он.
(слайд № 6) Родители маленького Пети: Илья Петрович и Александра Андреевна, представляли собой гармоничную, счастливую пару. Семья будущего композитора была очень музыкальна - в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, с самого раннего детства он проникся «неизъяснимой красотой русской народной музыки», что позднее нашло отражение в его творчестве. В эти же годы Чайковский познакомился и с некоторыми произведениями итальянских и немецких композиторов, которые он слушал в исполнении оркестрины (механического органа), привезенного отцом в Воткинск.
На фоне «Подснежника» из «Времен года»
(слайд № 7) Воспитание детей в семье Чайковских было поручено француженке-гувернантке Фанни Дюрбах. Фанни появилась в доме Чайковских, когда Петру исполнилось всего лишь четыре с половиной года…
Из воспоминаний Фанни Дюрбах: «У меня образовался очень прилежный маленький класс. У нас были свои правила, и каждый из детей старался получить лучшую отметку без всякой зависти друг к другу. Оказавшийся первым был счастлив получить в воскресенье кранный бант…» Среди всех детей Фанни выделяла Петра. «В классе нельзя было быть старательнее и понятливее, во время рекреаций же никто не выдумывал более веселых забав, никто не фантазировал прелеснее… Правдивый, отзывчивый, чуткий к людям мальчик с ранних лет завоевал большую любовь всех окружающих.
Однажды ночью, услыхав, что маленький Пьер плачет, гувернантка поднялась в детскую и спросила, что с ним. «О, эта музыка! Избавьте меня от неё! Она у меня здесь, здесь, - указывая на голову и рыдая, отвечал мальчик, - она не дает мне покоя!» С этого момента начались и его первые уроки игры на фортепиано. (слайд № 8) Первой учительницей маленького Петра стала мама, именно с ней он прошел первые шаги своего музыкального образования, она показала ему ноты и научила правилам игры на фортепиано.
(слайд № 9) Когда Петру исполнилось 6 лет, семья Чайковских переехала в Москву.
(слайд № 10++) В десятилетнем возрасте его отдали учиться в петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции. Но музыка все больше заполняла его жизнь. Он стал петь в хоре, брал уроки музыки, слушал оперы и концерты. Важным событием той поры стало знакомство с оперой Моцарта "Дон Жуан" в исполнении итальянской труппы в Петербурге.
На фоне 4 части симфонии № 6
(слайд № 11) Однако в жизни семьи Чайковских случилось страшное горе: от холеры умирает мама, Александра Андреевна Чайковская. Петру Ильичу было 14 лет. Его младшим братьям-близнецам чуть больше 4. Огромное потрясение, оставившее след на всю жизнь, пережил будущий композитор. В своих письмах в разные годы Чайковский с горечью вспоминал это страшное детское потрясение, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Впоследствии композитор признавался, что не может слушать без слез романс Алябьева "Соловей", так как его мелодия связана в его воображении с пением горячо им любимой, так рано ушедшей из жизни матери. В 1878 году он писал в одном из писем: "Отрицая вечную жизнь, я вместе с тем с негодованием отвергаю чудовищную мысль, что никогда, никогда не увижу дорогих людей. Я, несмотря на победоносную силу моих убеждений, никогда не помирюсь с мыслью, что моя мать, которую я так любил и которая была таким прекрасным человеком, исчезла навсегда и что уж никогда мне не придется сказать ей, что и после двадцати трех лет разлуки я все так же люблю ее..."
На фоне 2 части симфонии № 6
С момента кончины матери у Петра Ильича возникло замечательное чувство ответственности за судьбу младших братьев. Петр Ильич писал: "Моя привязанность к этим двум человечкам с каждым годом делается все больше и больше. В грустные минуты жизни мне только стоит вспомнить о них - и жизнь делается для меня дорога. Я по возможности стараюсь для них заменить своею любовью ласки и заботы матери <...> и, кажется мне это удается."
(слайд № 12) После окончания Училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако продолжал заниматься музыкой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном Обществе. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский в возрасте 22 лет.
(слайд № 13) Учителем Чайковского, оказавшим огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Григорьевич Рубинштейн, основатель консерватории в Петербурге. Будучи учеником А.Рубинштейна, Чайковский сделал окончательный выбор своего жизненного пути и стал профессиональным музыкантом. (слайд № 14) После окончания консерватории он уехал в Москву и стал преподавать в только что открытой второй русской консерватории - Московской, которую основал брат Антона Рубинштейна - Николай Рубинштейн. (слайд № 15). В наше время консерватория в Москве носит имя великого композитора П.И.Чайковского. (слайд № 16) Имя композитора консерватории было присвоено в 1940 году в честь 100-летнего юбилея со дня рождения композитора.
Чайковский появился в Москве, будучи автором лишь многочисленных ученических работ, которые он сочинял во время учебы в консерватории. В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно его музыку узнали и в Европе. Сам Чайковский через много лет так оценил свою жизнь в Москве: "Нет сомнения, что если б судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то я бы не сделал всего того, что я сделал." На фоне Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Приехав в Москву, Чайковский как композитор начал сочинять практически во всех жанрах. Он писал оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы и многое другое. В московский период были созданы: Первый концерт для фортепиано с оркестром, (слайд № 17) балет "Лебединое озеро", Четвертая симфония и (слайд № 18) опера "Евгений Онегин".
В исполнении ученицы 7 «А» класса Сумароковой Александры
прозвучит фортепианная пьеса «Нежные упреки».
На фоне «Подснежника» из «Времен года»
Чайковский нередко писал по заказу. В Петербурге, где долгое время жил композитор издавался журнал, который назывался (слайд № 19) «Новеллист»- от слова «новелла» - что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журналов, 12 музыкальных пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться «Времена года» Музыка этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Слушая ее, мы представляем и зимний лес, одетый белым пушистым снегом, и весеннее пробуждение природы с беззаботным пением жаворонка высоко в синем небе, и хмурую унылую осень, и перезвон колокольчика на тройке… (слайд № 20) Приоткроем альбом: Октябрь. Как ни замечательно лето, как ни мечтаем мы, чтобы оно продолжалось подольше, но каждому времени года свой черед. И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом. (слайд № 20+)
Осень! Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтевшие по ветру летят.
Октябрь-это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью. «Унылая пора, очей очарованье», - писал об осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов. Чайковский так же очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется « Осенняя песня».
(слайд № 20+) Звучит пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года»
Чайковский верил в Бога, верил по-настоящему. К вере нельзя прийти вдруг, ни с того ни с сего. Веру надо постигать с детства. Петр Ильич вспоминал, что в детстве «литургия производила на него глубочайшее поэтическое впечатление». В своих письмах он писал: «Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в Него. При моем малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до такой степени, что я стремлюсь к небытию, что бы я был, если б не верил в Бога и не предавался его воле?»
(слайд № 21) (Звучит «Легенда» в хоровом исполнении на слова А.Н.Плещеева).
На фоне «Камаринской» из «Детского альбома»
Ведущий: (слайд № 22) Петр Ильич поддерживал очень теплые и дружеские отношения со своей сестрой Александрой Ильиничной. Часто гостил в большой семье Давыдовых на Украине, в селе Каменка. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.
На фоне «Польки» из «Детского альбома»
(слайд № 23) Его маленький племянник Володя Давыдов в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый "пианист". Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес. "Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. (слайд № 24) На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей".
Открываем альбом. Интересно, что каждый из вас увидит, благодаря музыке?
Для вас звучат пьесы из Детского альбома в исполнении начинающих пианистов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Своих детей у Петра Ильича Чайковского к сожалению не было, поэтому всю свою отцовскую любовь он старался передать детям своей сестры Александры Ильиничны.
Для вас звучит песня из сборника песен для детей на слова А.Плещеева «Зима» в исполнении
____________________________________________________________________________________
Ведущий: (слайд № 25) Балетная музыка Чайковского такая же замечательная, как и его оперы: её можно петь! Мелодии – совершенно вокальные! Для многих Чайковский – это прежде всего (слайд № 25+) «Лебединое озеро», (слайд № 26) «Спящая красавица» и (слайд № 27) «Щелкунчик». (слайд № 28) «Щелкунчик» - абсолютный шедевр Чайковского. Композитор заранее говорил, что напишет такую музыку, от которой все плакать будут. «Щелкунчик» - балет о Рождестве, балет для больших и маленьких детей. То есть для детей и для взрослых, которые остались детьми. Потому, что если взрослый хороший человек, то в душе своей он остается ребенком. В каждом человеке главное, самое лучшее – это то, что в нем осталось от детства.
(слайд № 29) (Звучит «Танец феи Драже » из балета «Щелкунчик»).
Ведущий: Чайковский – самый известный русский композитор. Во всем мире люди узнают его музыкальные произведения.
К сожалению жизнь великого мастера оборвалась в 53 года. Но музыка его будет жить вечно и всегда звучать во славу России и всего русского искусства. (слайд № 30)
Да, здравствует солнце!
Да, скроется тьма!
Слова пушкинской «Вакхической песни» утверждают основную идею всего творчества композитора: дарить людям радость и счастье от общения с искусством. «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».
Звучит фрагмент концерта № 1 для фортепиано с оркестром.
На этом знакомство с творчеством композитора подошло к концу. А теперь командам школ предстоит состязание в знании творческого и жизненного пути композитора. Викторина состоит из 16 вопросов, среди них 4 - на определение звучащей музыки. Каждая команда по порядку выбирает номер вопроса и отвечает на него, в случае затруднения право ответить на вопрос предоставляется следующей команде. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Та команда, которая набирает большее количество жетонов объявляется победителем встречи: награждается грамотой и переходящим призом. Следить за правильностью ответов и подсчетом баллов будет строгое и справедливое жюри в состав которого входят: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Командам пожелаем удачи!