Программа основы этикета и искусства общения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 69»








ПРОГРАММА



«Основы этикета и искусства общения»

Для изучения в 5 -х классах











составила
социальный педагог
Съедина Ю.С.













г. Барнаул 2014 год


Этикет – это разум для тех, кто его не имеет.
Вольтер



Не в силах мы судьбой повелевать,
Но есть один закон, который вечен.
Уметь следить, рассчитывать и ждать –
И твой успех на веки обеспечен.
Байрон Джордж

Пояснительная записка


Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культуры непременно включает в себя культуру общения, культуру речевого поведения.
Невозможно строить отношения с людьми, не соблюдая определённых правил и норм общения. В жизни каждого человека происходит невероятное множество встреч с сотнями других людей. Вопрос о том, как поступить, как вести и как относиться к поведению другого в том или ином положении, приобретает особую остроту ввиду огромной пестроты характеров, мнений, взглядов и вкусов. Чтобы найти правильное решение, позволяющее сохранить своё достоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учитывать многие обстоятельства, проявлять сдержанность, жизненный опыт, такт. В этом помогают законы и правила общения, составляющие этикет.
ЭТИКЕТ- это умение правильно вести себя в обществе, что облегчает коммуникативные процессы, помогает достижению взаимопонимания. Человек с хорошим вкусом всегда стремиться к жизненной правде, а не к фальши.

Проявляется вкус во всем:

в отношении к жизни, к работе;
в поведении с окружающими;
в привычках;
в речи;
в одежде;
в отношении к искусству;
какие предпочитает фильмы, книги, музыку;
как обставляет свою квартиру;
как проводит свое свободное время;
с кем дружит.

ЭТИКЕТ- одна из наиважнейших составляющих жизни человека, делающая нас именно теми, кем мы должны быть - полноправными членами общества.
По пристрастиям человека можно получить представление о его мировоззрении, степени развития и воспитанности. Воспитанный человек познает как истинно прекрасное в искусстве, так и в жизни не только эмоционально, при помощи чувств, но и осознанно.
Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и культуры поведения. Под выражением «эстетическое воспитание» подразумеваются чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве. Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего развития человека в части нравственного, духовного и физического воспитания. С течением времени многие эстетические ценности теряют свою актуальность. Притупляется и эстетическое восприятие. В результате начинаются поиски новых эстетических форм.
Эстетическое восприятие окружающего зависит от духовного развития человека, от его мировоззрения, общеобразовательного уровня, условий его воспитания, характера.
Создание этой программы исходит из своевременной и крайней необходимости включить работу по данному направлению в систему воспитательной работы с детьми, поскольку наблюдения показывают, что каждый из нас сталкивается с преступным бескультурьем, жестоким обращением, беспросветным незнанием и непониманием со стороны неокрепшего детского сознания элементарных основ культуры и правил поведения. Школьники непростительно мало знают о нормах и правилах поведения в современном обществе, о морально-психологическом климате трудового коллектива, об этике служебных отношений, предпочитая им подчас вульгарную непосредственность. А между тем школа, решая традиционные и новые задачи, должна стать гарантом культурного, нравственного развития граждан.
Программа актуальна т.к. дети порой грубо и, беспощадно пошло и фамильярно общаются с родными, близкими и людьми старшего поколения, друзьями и противоположным полом. Вызывающе «смелы и раскрепощены» в общественных местах, на торжествах. Что мы требуем и ждем от детей, когда даже те, кто является примером для подражания, не знают, не соблюдают и порой не считаются с элементарными нормами и правилами общения и взаимоуважения? Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Как следствие, у него формируется чувство ущербности, комплекса неполноценности, своего рода второсортности. Предупредить такие проблемы разумнее, нежели устранять их последствия. В настоящее время появилась настоятельная необходимость в том, чтобы привлечь внимание к изучению такой науки как этикет, а если смотреть шире, к проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания в рамках школы. Существует реальная возможность заняться вопросами воспитания культуры и проблемами распространения этикета в школе.

Цели программы:
формирование нравственных качеств воспитанников;
развитие хорошего эстетического вкуса и культуры поведения;
воспитание человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
формирование патриотических качеств воспитанников;
формирование умений и навыков правового поведения;


Программа предусматривает обучение учащихся 5 классов – 34 часа.

Режим занятий – 1 час в неделю.






























Структура программы

Освоение правил этикета и искусства общения предполагает:
введение в активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов
формирование умения выбирать нужную форму с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь)
умело использовать полученные знания
закрепить интерес и желание к применению в жизни этикетных правил и форм общения ввести в привычку применение полученных знаний.
Основу культуры общения составляют правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего. Умелое применение правил этикета является основой эффективного общения. Знание, умение, привычка – вот три ступени, которые заложены в основу изучения этикета, пройдя по которым, можно овладеть навыками общения и стать достойным гражданином общества.
Учитывая это, рассматриваемая программа предполагает несколько направлений и этапов в изучении и освоении правил этикета.
Прежде чем начать разговор о правилах поведения, надо узнать и представить как формировались эти правила на протяжении веков, на основе человеческого опыта и конкретных исторических фактов.
Программа предусматривает знакомство с историей возникновения основных правил этикета на протяжении развития общества, традициями и обычаями разных стран. Экскурсы в историю помогают выявить закономерности проявления тех или иных форм и способов общения, вычленить исходные принципы, лежащие в основании разнообразных и многочисленных норм современного этикета. Забавные факты проявления этикета разных эпох позволяют с улыбкой и юмором, ненавязчиво и более легко, знакомиться и осваивать современные правила этикета.
Современный этикет опирается на конкретные правила, формы общения, традиции и обычаи. Этикет становится эффективным, когда правила поведения соблюдаются осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени.
Поэтому следующим этапом программы является изучение современных, приемлемых и понятных для предложенного возраста правил этикета и применение их в жизни. Наиболее эффективное изучение предложенного материала возможно с использованием игрового принципа. Игровой принцип обучения наиболее доступный метод, так как игра - типичная форма жизнедеятельности. Игра - простейший и очень эффективный способ моделирования, поэтому она занимает важное место в системе обучения. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм поведения, а также нравственных установок, закрепляются полученные знания. В программе предлагается несколько типов заданий, которые воспроизводят или имитируют ситуации реального общения. В каждой игровой ситуации им предлагается решить ту или иную поведенческую задачу. Для этого в программу включены практические моменты по составлению диалогов, разыгрыванию сценок. В них используются как правильные формы общения, так и отрицательные. Принцип контраста позволяет, с одной стороны, критиковать неправильное поведение, с другой – отмечать достоинства и строить правильные культурные взаимоотношения.
Этикет теснейшим образом связан с нравственностью. Этикет – это внешняя форма, правила поведения, которым может следовать человек и в которых находят свое отражение его нравственные принципы. Правила поведения сопряжены с общими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброжелательность, внимание к окружающим, приветливость, тактичность, скромность. Это значит, что в основе этикета заложена вежливость, а быть вежливым означает как себя вести. Культура человека формируется на основе внутренних качеств личности. Поведение находится в прямой зависимости от характера, следовательно, для более эффективного изучения правил этикета необходим разговор о чертах человеческого характера. Поэтому в программе особое внимание уделяется рассмотрению этих качеств, выявлению их в человеке, выработке способов их воспитания в себе.
Данный раздел программы предусматривает научить детей соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим. Предусмотрен разбор конфликтных ситуаций.
В программе предусмотрена серия уроков, направленных на приобретение умений по сервировке стола, украшению одежды, оформлению подарков.
Каждое занятие построено по принципу сценария. Оно включает беседу и игру. Содержание каждого урока направлено на то, чтобы вызывать у ребенка интерес к обсуждаемой теме. Большое внимание уделяется эмоциональному настрою учеников.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Воспитание по программе реализуется через подачу теоретического материала, беседы, экскурсии, конкурсы, игры, прогулки.
Формы работы:
ролевые игры,
дискуссии,
тренинговые упражнения,
рисование,
конкурсы,
викторины,
тесты,
беседы,
мини-сочинения,
кл.часы.
праздники

Предлагаемые на уроках игры, сценки, юмористические тесты оживляют атмосферу занятий, создают эмоциональный тонус, содействуют усвоению материала.
Огромную помощь в изучении этикета оказывают мудрые мысли великих людей, пословицы и поговорки на заданную тему. Они являются подсказками в трудных ситуациях. Каждый урок начинается с мудрой мысли или поговорки по теме и является канвой занятия.
Ученикам предлагается вести дневники. В них страничка добрых дел и раздел «За что меня можно любить и за что меня можно ругать?». Учащимся предлагается делать сообщения, самим проводить занятия.

























































Словесные методы (игра – основной метод: творческая, сюжетно-ролевая,; этические беседы, лекции, уроки нравственности:, объяснение, консультация);
демонстративно–наглядные (показ схем, фильмов, иллюстративного материала и т.д.);
проблемно – поисковый метод (создание и постановка проблемных ситуаций, организация поисковой творческой деятельности; анализ полученной информации);
посещение музея, просмотр спектаклей, организация творческих встреч; со священнослужителями, работниками полиции, пожарной охраны и медицинских учреждений;
метод практической работы: чтение и обсуждение этических трудов и рассказов по этикету, наблюдение, анкетирование, тренинги.
занятия с элементами социально-психологического тренинга, диагностика.
драматизация, моделирование, проигрывание и анализ ситуации общения.







Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная
значимость:
Освоение общих правил культурного поведения.
Формирование личности, грамотно разбирающейся в основах владения чувствами, мыслями и эмоциями, способной противостоять различного рода непредвиденным обстоятельствам и умеющей свободно общаться с людьми разного возраста и пола.
Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни.
Формирование у подростков гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности.
Формирование у подростков умений и навыков правового поведения.

Пройдя курс программы, учащиеся получают представления о специфике человеческого общения и, я надеюсь, захотят хоть что-то изменить в своих отношениях с окружающими людьми. Они учатся решать конфликтные ситуации и находить выход из затруднительного положения. Решение этических задач в форме разыгрывания сценок, игр, тестов позволяют практиковаться, проверять и закреплять свои знания и умения, в ненавязчивой форме вводить в привычку применение правил этикета.









Тематическое планирование уроков этикета

№ темы
Название темы
Количество часов

1
Вводное занятие
1

2
История этикета
2

3
Основа этикета
2

4
Самое первое правило этикета
2

5
Волшебные слова – слова помощники
2

6
Магия улыбки
2

7
Положительные и отрицательные качества человека
2

8
Культура человека
2

9
Человек в обществе
4

10
Телефонный этикет
3

11
Мы принимаем гостей
6

12
Мы идем в гости
4

13
Творческий урок
2

14
Заключительное занятие
1

ИТОГО:
35










13PAGE 15


13PAGE 14115



Формы реализации программы

индивидуальная


групповая


теоретические

практические

словесные методы;
демонстративно – наглядные;
проблемно - поисковый метод;
занятия с элементами социально-психологического тренинга, диагностика;
встречи с интересными людьми;
экскурсии.





метод практической работы;
драматизация, моделирование, проигрывание и анализ ситуации общения;
конкурсы;
викторины;
праздники;
совместные приемы с родителями.



15