Урок русского языка для 7класса Язык как средство общения


Учитель русского языка и литературы
Собеская Тамара Ивановна
Школы – гимназии №22
г.Астаны Республики Казахстан
Вводный урок в 7 классе
1 урок
Тема урока:Язык как средство общения.
Цель урока:
- воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения;
-развивать логическое мышление, воображение, связную речь;
-совершенствовать навыки речевого высказывания;-развивать память, внимание; -развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру.
Ход урока
I.Орг. момент:
1.Приветствие учителя.
2.Знакомство с программой курса и учебниками.
II.Погружение в тему
1.Слово учителя.
Знаменитый персидский мыслитель и поэт 13 века Саад в одном из своих поэтических трактатов заметил:
Умён ты или глуп, велик ты или мал,
Не знаем мы, пока ты слово не сказал!
Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесённое нами, говорило о нашем уме и значимости.
Словарный запас человека является составляющей его портрета, причём портрета речевого.
Темой нашего первого вводного урока станет то, о чём писал русский поэт С.Н.Сергеев-Ценский:
К нам пришёл он по наследству,
Для нас дороже он всего,
Мы заменять чужого медью
Не смеем золота его.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь.
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь.
-Давайте вместе определим тему урока.
- Записываем число и тему урока.
Хочу напомнить старинную легенду.
Когда спартанцы стали испытывать трудности в борьбе с врагами, они обратились к знаменитому Дельфийскому оракулу за помощью. Он просили, чтобы оракул прислал им сильного, храброго и опытного полководца. К их величайшему удивлению оракул прислал им школьного учителя Тиртея, совсем не знающего военного дела, да вдобавок ещё и хромого. Спартанцы не осмелились ослушаться оракула и поставили Тертея во главе войска. Оказалось, что Тертей владел одной из самых важных способностей, нужных для победы на войне -силой зажигательного слова. Он шёл впереди войска, пел воинам воодушевлённые песни, и спартанцы воспрянули духом и победили врагов.
2. Современные учёные-филологи считают, что в мире существует более 5 тысяч языков. Но точную цифру никто не знает, так как из самостоятельных языков хорошо изучено около пятисот языков. Одни языки распространены в узком кругу говорящих ( например, племенные языки Африки, аульные языки Дагестана). Другие языки представляют народность ( например, дунганский в Киргизии) или нацию( польский, болгарский, казахский). Некоторые языки используются несколькими нациями ( например, французский используется во Франции, Бельгии, Канаде, Швейцарии). Шесть языков функционируют как международные: английский, французский, испанский, китайский, арабский и русский.
-Давайте поговорим о функциях языка.
Язык - живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рождаются и умирают, но не бесследно. Пройдя очень долгий жизненный путь, он оставляют свои следы в новых языках. Классическим примером может служить жизнь древнегреческого и латинского языков. Они считаются мёртвыми, потому что на них не говорят современные люди. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки; латынь, например, стала языком науки, большая часть новейшей терминологии основана на древнегреческом и латыни.
Достаточно вспомнить название школьных дисциплин ( литература, математика, физика, химия, биология, география) или название предметов, окружающих нгас в повседневной жизни ( телефон, компьютер, тетрадь).
-А кто из вас сможет назвать такие слова?
В русском языке очень много слов иноязычного происхождения. Это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это значит, что он восприимчивый, гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов. Получается, что с помощью языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми, которые живут и рядом, и за тысячи километров.
III. Практическая часть( проводится в виде викторины: класс делится на команды)
1.Конкурс «Ответьте на шуточные вопросы» Проявите смекалку и сообразительность. Времени на раздумье совсем нет. Тот, у кого готов ответ, поднимает руку. За каждый правильный ответ команде по 1 баллу.
1.Когда руки бывают местоимениями?(Когда они вы-мы-ты) 2.Какое слово в русском языке имеет 5 О? (Опять)3.Чем кончается День и Ночь? (ь) 4.Какие местоимения портят дорогу? (Я-мы) 5. С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получились сразу утро, день, вечер, ночь? ( С утки)6.Какие вы знаете слова в русском языке, состоящие из половины буквы? (поле, пола, полы, Поля) 7.Кто говорит на всех языках? (Эхо)
2.Конкурс «Угадайте, какие слова зашифрованы» Команды, у которых есть правильный ответ, поднимают руку. Если ответ неверный, соперники предлагают свой вариант ответа. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.1) Три буквы облаками реют, две – видим на лице мужском, А целое порой белеет в « тумане моря голубом» (парус-пар-ус). 2)Без М я вся дугообразная, я украшаю зданья разные.А с М , хоть верьте, хоть не верьте – Я лишь картинка на конверте. ( Арка-марка) 3) С Я наушничать я не устану, а без Я несчастьем сразу стану. (Я-беда) 4) Без Б я у мужчины на лице, и нет тогда мужчины хорошее.А Б прибавь – вначале , не в конце. И я уже у женщины на шее. (усы-бусы)
3.Конкурс «Соберите строку из басни» Командам предлагаются конверты, в них фраза, разрезанная на слова. Ваша задача – восстановить ее быстро и правильно. Представители команд, подойдите, пожалуйста, за заданиями. Максимальная оценка 3 балла. 1.У сильного всегда бессильный виноват:Тому в истории мы тьму примеров слышим, Но мы истории не пишем… 2.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липкиПленять своим искусством свет.
4.Конкурс « Редактор»
В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)
У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)
Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)
Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)
5. Конкурс «Раскрой значение»
В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой. Не ударить в грязь лицом.
Держать себя в руках.
Мелькнуть, как молния.
Игра не стоит свеч.
Стрелять без промаха.
Во что бы то ни стало.
Не находить себе места.
Вешать голову. А. Занятие, которое себя не оправдывает.Б. Обязательно.В. Очень быстро.Г. Точно в цель.Д. Сохранять самообладание.Е. Показать себя с лучшей стороны.Ж. Быть в состоянии большого волнения.З. Огорчаться.
Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.
IV.Итоговая часть урока
1.Учитель читает стихотворениеВ.Шефнера «Устная речь»:
Это так, а не иначе,Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче,Но беднее стала речь.Гаснет устная словесность –Разговорная краса;Отступают в неизвестность Речи русской чудеса.Сотни слов родных и метких,Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо –Не скудела в наши дни.
2. Выполнить по учебнику упр.2 стр. 4-выписать предложения, в которых определены три основные функции языка.
3. упр.1 стр.3- прочитать устно
V.Выводы по уроку
Традиционно наш первый в этом учебном году урок мне хочется закончить строчками поэта В. Троицкого:
Все уроки как люди и похожи, и разные,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки как светлый и радостный праздник.
Есть другие - как страшный, мучительный сон!
Учитель: я желаю вам, чтобы наши уроки проходили в доброжелательной, творческой и радостной атмосфере.
Рефлексия. На предложенных мною листочкахнапишите «Чего я жду от уроков русского языка и литературы?» В конце учебного года вы сможете вернуться к своим пожеланиям и сравнить.
Домашнее задание:параграф 1, упр.8