Методическая разработка открытый урок дисциплина «Экономика » тема: Я-предприниматель


Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ» Чистопольский многопрофильный колледж»
Методическая разработка
открытый урок
дисциплина «Экономика »
тема: Я-предпринимательПреподаватель высшей
квалификационной категории
экономических дисциплин
Едигарьева Фидания Шамильевна2016
Пояснительная записка
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика» разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом учебной дисциплины по специальности 43.02.02. «Парикмахерское искусство».
Изучение темы урока: Я -предприниматель является актуальной и имеет большое значение при определении себестоимости единицы продукции – одного из главных параметров при формировании прибыли организации.
В условиях экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость получения знаний и практических навыков студентами данной специальности.
Тип занятия – комбинированное, включающее контроль знаний, подготовку к выполнению практической работы и выполнение самой практической работы самостоятельно.
Контроль знаний осуществляется по теме заработная плата, производительность труда . Статья «заработная плата» - одна из объёмных и значимых расходных статей при формировании себестоимости производимой продукции, выполнении работ и оказании услуг.
Форма контроля разнообразная: решение тестовых заданий и устный индивидуальный опрос.
Работа студентов на уроке оценивается по бальной системе на основании условий и критериев оценивания. Для оценивания используются самооанализ, самооценка и оценка участниками урока.
Студент, набравший большее количество баллов становится обладателем счастливой фишки.
После проведения контроля знаний и выполнения практической работы по теме «Я -предприниматель, заработная плата » должен уметь:
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
начислять заработную плату рабочим-сдельщикам и повременщикам;
рассчитывать общий фонд оплаты труда;
рассчитывать показатели производительности труда.
студент должен знать:
сущность организации, как основного звена экономики;
основные методы расчёта показателей производительности труда;
формы и системы оплаты труда;
показатели измерения уровня производительности труда;
понятие предельной производительности туда.
Источниками информации для изучения темы «Я -предприниматель » являются: учебник «Экономика организации», Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына, Феникс, 2013г.; интернет-ресурсы и другие источники.
План занятия № 76
Дата проведения урока: 28.04.16 г.
Специальность/профессия: 43.02.02. «Парикмахерское искусство».
Дисциплина: «Экономика »
Тема урока: Я -предприниматель
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
-обучающая: – рассмотреть факторы формирования заработной платы и причины различий в условиях оплаты труда работников.
-развивающая – развивать способности самостоятельно мыслить , применять ранее изученный материал для усвоения нового .
воспитательная – формировать способность учащихся к успешной социализации в обществе, культуре, отношений в процессе учебного труда, ответственность , внимание
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся:
Фронтальная форма познавательной деятельности
Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми обучающимися группы для достижения ими общей познавательной задачи.
Групповая форма организации познавательной деятельности 
Организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой обучающихся. При групповой форме деятельности отдельные обучающиеся уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
Коллективная форма познавательной деятельности учащихся. 
Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. Поэтому сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех..Методы обучения: словесный,наглядный, практический
Учебно-методическое оснащение: электронные презентации по уроку, карточки с тестовыми заданиями для проведения контроля знаний по теме оплата труда и предпринимательская деятельность, карточки с вопросами для проверки уровня усвоения материала по теме заработная плата и предпринимательская деятельность, практические задачи по начислению заработной платы повременщикам и сдельщикам
Материально-техническое оснащение урока: ТСО– компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Литература: Основная литература – Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына «Экономика организации», Феникс, 2013г.
Дополнительная литература – Т.В.Муравьёва «Экономика фирмы», Москва, 2012., электронный учебник.
Ход урока:
№ Наименование этапа урока Хронометраж Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
1. Организационный 1-3 мин
1-2 мин ОргмоментПостановка цели и задач Приветствие студентов
2. Актуализация полученных знаний 15 мин Устный опрос, решение задач Ответы студентов
3.
Введение в тему.
5 мин
Работа с презентацией 4 Изложение нового материала(контрольные вопросы) 25 мин Индивидуальная работа с карточками
учитывая возможности и успешность студентов, объясняет порядок и условия выполнения заданий. прослушивают условия и порядок выполнения задания, выполняют дифференцированные тестовые задание по теме: «Я-предприниматель»
3. Закрепление материала 20 мин
преподаватель предлагает студентам вытянуть карточку с вопросом для устного ответа и даёт время для подготовки.
Во время подготовки студентов, преподаватель выставляет в электронный вариант оценочной карточки прослушивают условия и порядок выполнения задания на данном этапе, получают карточки с вопросами, готовятся к ответу
устно отвечают на вопросы по теме «Я-предприниматель». Задают вопросы друг другу, дополняют ответы, оценивают ответы товарищей и проводят самоанализ и самооценку по 5-и бальной системе.
Просматривают слайды с правильными ответами (слайды).
Заслушивают общие результаты работы на уроке и оценки.
Студент, набравший большее количество баллов по всем выполненным заданиям получает наивысший балл
4. Самостоятельная работа 20 мин преподаватель выдаёт практическую работу для самостоятельного выполнения студентами, даёт необходимые пояснения по работе, назначает ответственного студента для осуществления контроля над выполнением работы.
получают практическую работу, изучают условия и порядок выполнения работы, устно отвечают на вопросы по теме практической работы, читают задания, начинают производить расчёты. Работу выполняют самостоятельно.
5. Подведение итогов урока 5 мин
Преподаватель показывает слайды с правильными ответами (слайды ) и выставляет баллы за устный ответ, данные заносит в электронный вариант оценочной карточки.
Подводит итоги работы студентов по 3-м этапам, выставляет оценки на основании критериев оценивания 6.
7. Вывод урока
Задание на дом 2-3 мин
3-5 мин.
Подведение итога урока и формулировка вывода
Даёт домашнее задание: завершить выполнение практической работы, написать краткий вывод Записывают домашнее задание и обсуждают порядок и условия выполнения задания.

Ход занятия (структура, содержание)
Оргмомент – приветствие студентов (1-3 мин.)
Постановка цели и задач преподавателем и студентами (1-2 мин.), слайды 1,2.
Контроль знаний (проверка домашнего задания) - просмотр тетрадей с конспектами (2 мин.) Методы контроля: решение тестовых заданий и устный индивидуальный опрос (дифференцированный подход) (15 мин.)
Формирование знаний, умений, навыков:
Методы: беседа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, практическая работа.
Актуализация и мотивация – значение изучаемой дисциплины и темы для приобретения нового экономического мышления, повышение самооценки студентов, показ места и значения изучаемой темы, связь с другими темами и дисциплинами, формирование практических навыков и умений увязывать теорию с практической деятельностью, самоанализ и самооценка, оценка ответов товарищей.
5.Выводы по уроку: подведение итогов занятия, отметить активность и самостоятельность студентов при выполнении самостоятельной работы.
6.Домашнее задание: Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына «Экономика предприятия»,Феникс,2013г. О.Н.Терещенко»Основы экономики»,Академия, 2013
I. Сообщение новых знаний.1. Вступительное слово.
- Кем бы в жизни вы не стали, работником или работодателем, вопрос заработанной платы является важным, каждый из вас должен знать из чего она складывается. Этому вопросу в экономике отводится большое место, ведь зарплата зависит от многих экономических факторов.
- Поэтому сегодня на уроке продолжаем изучать экономику, рассмотрим: что такое зарплата, ее виды и как происходит начисление.
2. Самостоятельная работа с материалом из учебника
- Внимательно прочитать данный материал, законспектировать основные моменты с помощью таблицы.
Таблица на доске
№ З/п - это: Когда используют Разновидности Начисления Отчисления
1 Сдельная     Районый коэф. 30%   Подоход. налог 13%  
2 Повременная        
3 Смешанная        
3. Обобщение и систематизация знаний (фронтальный опрос)
Проверка (заполняю таблицу на доске)
- Что такое зарплата? Кто выплачивает? Кому?
- Если зарплата выплачивается за количество выработанной продукции по установленным расценкам, то ее называют:?- Когда целесообразно использовать такую зарплату?
- Какие разновидности сдельной заработной платы существуют?
- Как происходит начисления?
- Поговорим о повременной зарплате. Это:
- Когда используют такую заработанную зарплату? Что написали в разновидности?
- Как происходит начисление каждого из вида?
- Почему в настоящее время очень часто используют смешанную зарплату? Что написали о ней?
- Из данной таблицы видно: когда используют каждую зарплату, какие разновидности существуют, как происходят начисления. Но нужно сказать, что не зависимо от формы зарплаты к начисления относят еще и районный коэффициент. В каждом регионе он свой. У нас в Сибири-это 30%. Т. е. каждая зарплата начисляется по своей формуле, а затем увеличивается на 30%.
- Есть и общие отчисления. Какие? Правильно - это подоходный налог в размере 13%.
Виды, формы и системы оплаты труда.
1.Гагаркина Катя
Оплата труда — это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятий, премии, надбавки, а также другие виды доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Вопросы оплаты труда регулируются с помощью договоров.
Труд работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам оплаты труда. Оплата может производиться за индивидуальные и коллективные результаты работы.
Формы оплаты труда: повременная, сдельная
Основными формами оплаты труда являются повременная и сдельная.
Различают два вида заработной платы: основную и дополнительную.
К основной относится заработная плата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты и надбавки.Дополнительная заработная плата представляет собой выплаты за неотработанное время, предусмотренные трудовым законодательством. К таким выплатам относятся: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, выходное пособие при увольнении и т.д.
2.Хилова Катя
Оплата труда каждого работника должна находиться в прямой зависимости от его личного трудового вклада и качества труда. При этом запрещается ограничивать максимальный размер заработной платы и устанавливать заработную плату ниже минимального размера, определенного законодательством РФ. При этом доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты должны начисляться сверх указанного минимума.
Действующее законодательство предоставляет организациям право самостоятельно выбирать и устанавливать системы оплаты труда, наиболее целесообразные в технических условиях работы. Виды, формы и системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, системы премирования фиксируются в коллективном договоре и других актах, издаваемых в организации.
3.Черникова Карина
Повременная – форма заработной платы, при которой заработная плата зависит от количества затраченного времени (фактически отработанного) с учетом квалификации работника и условий труда.
Для расчета заработка при повременной оплате труда достаточно знать количество фактически отработанного времени и тарифную ставку.
Пример.
Работнику установлена часовая тарифная ставка 25 руб. В соответствии с табелем учета использования рабочего времени за отчетный месяц отработано 160 часов. Норма рабочего времени в отчетном месяце составляет 168 часов, но часовая тарифная ставка распространяется только на отработанное количество часов.
Расчет заработной платы:
25 руб. х 160 час. = 4000 рубЗаработок других категорий работников определяют следующим образом:
если работники отработали все рабочие дни месяца, то в оплату им ставят установленные оклады;
Пример.
Работнику на предприятии установлен оклад в размере 4000 руб., в соответствии с табелем учета использования рабочего времени из 20 рабочих дней отработано 17 рабочих дней (три дня – отпуск без сохранения заработной платы).
Расчет заработной платы:
4000 руб. : 20 дней х 17 дней = 3400 руб.
4.Федорова Тоня
Повременная форма оплаты труда бывает двух видов - простой повременной и повременно-премиальной.
При простой повременной оплате труда заработок рабочего определяют, умножая часовую или дневную тарифную ставку его разряда на количество отработанных им часов или дней. При определении заработка других категорий работников необходимо соблюдать следующий порядок. Если работник отработал все рабочие дни месяца, то оплата составит установленный для него оклад. Если в данном месяце отработано неполное число рабочих дней, то заработок определяется путем деления установленной ставки на календарное количество рабочих дней. Полученный результат умножается на количество оплачиваемых за счет организации рабочих дней.
Для повременной формы характерны две системы:
Патренкина Ирина
Простая повременная система оплаты труда. В этом случае заработок рабочего определяется тарифной ставкой присвоенного ему разряда и количеством отработанного времени.

гдеСч – тарифная ставка за единицу отработанного времени, руб.;
Ф – фактически отработанное время, часы.
Тарифная ставка – выраженный в деньгах размер оплаты труда за единицу времени.
При данной системе рабочий получает тарифную заработную плату при 100% - ном выполнении индивидуального задания. При неполном выполнении задания оплата пропорционально уменьшается, но при этом она не может быть ниже установленной минимальной заработной платы.
Повременно-премиальная система оплаты труда. Это такая система оплаты труда, когда рабочий получает не только заработок за количество отработанного времени, но и премию за выполнение определенных показателей (за выполнение производственных заданий и обеспечение качества выпускаемой продукции и работ; за достижение показателей, характеризующих улучшение качества их работы; обеспечение бесперебойной и ритмичной работы оборудования, улучшение коэффициента его использования; сокращение затрат на обслуживание и ремонт).

гдеП – процент премии, %.
У сдельной формы оплаты труда существует несколько систем:
Шмагина Вероника
Простая сдельная система оплаты труда. Заработок рабочего непосредственно зависит от его выработки. Труд оплачивается по расценкам за единицу произведенной продукции.

гдеРсд – сдельная расценка на деталь, руб.
Сдельная расценка – это выраженный в деньгах размер оплаты труда за единицу произведенной продукции.
или
гдеtшт – время на производство одной единицы продукции, мин.
Сдельно-премиальная система оплаты труда. Рабочему, кроме заработка по прямым сдельным расценкам, выплачивается премия за выполнение и перевыполнение установленных количественных и качественных показателей, предусмотренных положением о премировании (выполнение и перевыполнение производственных заданий по выпуску продукции; повышение производительности труда; снижение трудоемкости изготовления продукции; снижение брака; сдача продукции с первого предъявления и др.).

3.Сдельно-прогрессивная система оплаты труда.
В переделах установленной нормы изготавливается продукция, оплачиваемая по обычным расценкам, а сверх этой нормы по повышенным.
4.Косвенно-сдельная система оплаты труда.
Используется для расчета заработной платы вспомогательных рабочих. При данной системе повышается материальная заинтересованность вспомогательных рабочих в улучшении обслуживания рабочих мест и машин.
5.Аккордная система. Аккордная система заработной платы предусматривает установление определенного объема работ и общей величины фонда заработной платы за эту работу, т.е. расценка устанавливается на весь объем работы, (а не на отдельную операцию). Расчет с рабочими производится после завершения всего комплекса работ независимо от сроков их выполнения. Если выполнение аккордного задания требует длительного времени, то выплачивается аванс за текущий месяц с учетом выполненного объема работ. Премирование вводится за сокращение сроков выполнения аккордного задания при качественном выполнении работ. Данная система заработной платы стимулирует, прежде всего, выполнение всего комплекса работ с меньшей численностью работающих и в более короткие сроки.
IV. Практическая работа.
1. Сообщение цели.
- Полученные знания применим на практике, т. е. рассчитаем зарплату.
Терекова Анна
1. Выполнить практическое задание: приведены исходные данные:
Категория работника Норма выработки Фактическое выполнение Расценка за ед. работы (руб. коп.) Сумма основной зарплаты
(руб. коп.) Сумма премии 20% за выполнение задания
(руб. коп.) Общая сумма зарплаты
(руб. коп.)
Крановщик 20 тонн 24 тонны 56.00 24*56=1344 1344*20/100=268,8 1344+268,8=1612,8
Определить сумму заработка крановщика за день. 24/20*56=67,2
Минеханова Альфина2.Выполнить практическое задание:
определить среднюю заработную плату работников за один час работы по бригаде при условии, что общая сумма зарплаты составила 178 926 рублей и фактическое время работы – 1260часов.
Минеханова Альфина3.Выполнить практическое задание:
рассчитать зарплату работника, если часовая тарифная ставка 150 руб., в течение месяца отработано 140 часов, а размер премии по условиям договора – 30% к основной зарплате
Закирова Алсу4. Выполнить практическое задание: оклад бухгалтера 12 000 руб. в месяц, в данном месяце он брал 4 дня за свой счёт, общее количество рабочих дней в месяце – 22. Определить заработок бухгалтера за месяц.
Закирова Алсу5. Выполнить практическое задание: бригада произвела 420 изделий. Предусмотрена прогрессивная оплата труда: расценка за одно изделие 350 руб. при производстве 200 изделий. За изделия, произведённые свыше 200, предусмотрена расценка по 400 руб. за одно изделие.
Определить сумму зарплаты по бригаде.
Мухамдияров Расим6. Выполнить практическое задание: определить общую сумму заработной платы, если работниками хлебокомбината произведено 824 тонны условной продукции в пересчёте на ржаной хлеб, а коллективная расценка равна 148 руб. за единицу условной продукции. По условиям договора предусмотрено премирование в размере 20% и дополнительная оплата в размере 30% к сумме основной зарплаты.
7.Выполнить практическое задание: рассчитать плановый фонд оплаты труда по швейному цеху, если предусмотрено: норма времени – 840 часов, расценка за час работы – 124 руб. 50 коп., размер доплаты 30% к основной зарплате, уральский коэффициент 15% к основной и дополнительной оплате, сумма премии 12 000руб., резерв отпусков 6,8%.
Мухамдияров РасимЗадача №8
Определить заработную плату подсобного работника, дневная тарифная ставка которого 26,88 р. в смену. Рабочий обслуживает двух основных рабочих. Смешанная норма выработки первого рабочего 20 шт. в смену, другого 16 шт. в смену. Фактическая выработка за смену составила у первого работника 35 шт., а другого 25 шт. Система оплаты непрямая поддержка.
Решение:
1. Рассчитаем заработную плату при непрямой подрядной системе оплаты труда. При этом непрямая подрядная расценка подсобного работника составляет р./штПервого  второго
Заработная плата подсобного рабочего составит:
 ,45 р.
Уфандеева Кристина
Задача №9
Определить выработку одного работника в плановом году и ее рост в процентах к базовому году, если в году 250 рабочих дней, годовая выработка в базовом периоде составила 18,6 тыс. р. на чел./час. По плану объем выпуска продукции составил 36,88 тыс. р/год, а снижение трудоемкости производственной программы – 2000 человеко-дней.
Решение:
1. Определим экономию численности работников на предприятии
Чел.
2. Рассчитаем процент роста производительности труда
Чел.;
Тогда 
3.Определяем выработку одного работника в плановом году.

Тогда 18,61,0419=19379,34 р. на человека-год
Терекова Анна
Задача №10
Определить заработную плату каждому члену бригады, если бригаде выплачено за месяц 12000р. Все члены бригады работают в нормальных условиях труда. Временная тарифная ставка I разряда составляет 1,3 р/час.
Работники V и III разрядов отработали 170 часов за месяц, а работники
IV разряда 150 часов за месяц, тарифные коэффициенты по разрядам установлены: III – 1,2; IV – 1,33; V – 1,5.
Решение:
Поскольку все члены бригады работают в одинаковых условиях труда, то бригадную заработную плату необходимо распределить методом часовых коэффициентов. Для этого сначала определяют количество часо-коэффициентов, отработанных бригадой

2.Определяем заработную плату на 1 часо-коэффициент, р 
3.Определяем заработную плату каждого члена бригады, р1.
2.
3.
Патренкина Ирина
Задача №11
Определить заработную плату работнику, который за месяц изготовил 180 изделий при плане 150. Выходная база для начисления доплат 114% от плана. Трудоемкость производства изделий – 1,2 нормы в час, разряд работы V, тарифная ставка 1 разряда – 1,2 р. в час, а тарифный коэффициент V разряда 1,5. Школа для определения процента роста расценки приведена в таблице
Процент перевыполнения выходной базы для начисления доплат 1-10 11-25 26-40 41 и более
Процент роста расценки 25 50 75 100
Решение:
1.Заработная плата при использовании подрядно-прогрессивной системы оплаты труда, грн.

2.Определяем процент перевыполнения выходной базы, %


При этом рост расценки по шкале составит 25%
3.Определяем повышенную расценку, р.

4.Начисляем заработную плату, р.
р.
Патренкина Ирина
Задача №12
Установить норму выработки и начислить заработную плату работнику виноградарской бригады на обрезке виноградника, если:
Подготовительно – заключительное время 15 мин. Время на личные надобности и отдых 10 минут.
Производительность работника 10 кустов за 30 мин. работы. Работник, обрезая за 1 день – 120 кустов, за 2-ой день – 110 кустов, а 3-й день – 130 кустов. Тарифный разряд II, тарифная ставка – 31 р. 33 коп.
Решение:
Норма выработки на ручных работах в растениеводстве определяется по формуле:

 кустов
Определяем расценку за 1 куст
р.
Начисляем заработную плату
За 1 день 33 р.60коп.
30 р.80коп.
=36р.40коп.
Всего:  100 р.80коп.
II. Новая тема, объяснение (25минут)
Презентация к уроку.
Опережающее задание: подготовить сообщение на тему:»Я-предприниматель» или написать эссе
(Спросить желающего 1 человека на сообщение кратко и 1 человека на эссе)
- Что же заставляет людей идти на риск и начинать собственное дело? Мотивов много. Вот основные: (Выводится на экране)
- больше зарабатывать, чтобы жить лучше;
- реализовать себя, показать, каков я есть;
- быть независимым…
- Очевидно, иметь собственное дело гораздо тяжелее, чем быть наемным работником. Работа будет поглощать все ваше время, мысли. Вряд ли вас ждет быстрое и сказочное обогащение: путь к нему тернист.
-Вам придется вступать в непростые отношения с конкурентами, контрольными органами, и возможно, с криминальными структурами. Но если все эти трудности вас не пугают, и свое будущее вы видите в предпринимательстве, - тогда вперед!!!
Закрепление изученного материала:
- А сейчас мы посмотрим, насколько вы готовы быть предпринимателем: Тест для оценки черт своего характера - Отметьте только те, что соответствуют вашему характеру
1. Инициативность.
А) всегда жду чужих указаний
Б) выполняю необходимый объем работ без чьих-то указаний
В) находчив, проявляю инициативу
Г) всегда ищу дополнительные задания
2. Отношения с окружающими
А) некоммуникабелен, сварлив
Б) иногда со мной трудно работать
В) вежлив, приятен в обхождении
Г) дружелюбен, доброжелателен в общении
3. Лидерство
А) ведомый
Б) ведущий
В) умею отдавать толковые распоряжения
Г) внушаю уверенность и доверие
4.Ответственность
А) стараюсь уклониться от любых поручений
Б) соглашаюсь выполнять поручения, но неохотно
В) легко соглашаюсь на все
Г) стремлюсь к наилучшему исполнению
5. Организаторские способности
А) не умею организовывать дела
Б) организовываю, но результат достигается не всегда
В) способен организовать дело
Г) всегда удается организовать задуманное
6. Решительность
А) боязлив, сомневаюсь в себе
Б) быстр, но часто допускаю ошибки
В) осторожен, осмотрителен
Г) быстр, четок и точен
7.Упорство
А) сразу бросаю то, что не получается
Б) делаю несколько попыток достичь цели
В) предпринимаю постоянное усилие
Г) целеустремлен, меня невозможно сбить с толку
Оценка результатов: А - 1балл, Б - 2балла, В – 3 балла, Г - 4 балла
Сложите. Сумма=25-28 баллов, - у вас отличный потенциал для владения собственным делом, 21-24 – очень хороший, 17-20 – хороший, 13-16 – средний, 12 и ниже - плохой
- Даже если результат теста отрицательный, не впадайте в отчаяние. Во-первых, вы пока еще молоды и многое еще можете в себе изменить, воспитать, развить.
Во-вторых, возможно, вам придется работать в «команде», где качества партнеров будут компенсировать какие - то ваши недостатки.
Важнейшие правила этикета предпринимателя:
Правило первое – делайте всё вовремя.
Правило второе – не болтайте лишнего.
Правило третье – будьте любезны, дружелюбны и приветливы.
Правило четвертое – думайте о других, а не только о себе.
Правило пятое – одевайтесь как положено.
Правило шестое – говорите и пишите хорошим языком.
Основное правило широко известных фирм – клиент всегда прав.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: (несколько упражнений на растяжку мышц: потягивания, повороты, наклоны и приседания, - без резких движений)
Работа с таблицей: (выделенные фрагменты дети выполняют дома самостоятельно. Распечатать каждому индивидуально!!)Виды предпринимательства
Наименование вида Его сущность
Производственное предпринимательство Осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей
Коммерческое предпринимательство Состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуги не связано с производством продукции
Финансовое
предпринимательство Является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги.
Посредническое предпринимательство Проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны
Страховое
предпринимательство Особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая
- Все виды предпринимательства направлены на получение дохода!
- Итак, поговорим о главном стимуле предпринимательской деятельности: ДОХОДАХ.
- Что такое ДОХОД?
Доход — денежные средства  или  материальные ценности, полученные  государством,  физическим  или  юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
Прибыль - в экономической теории - превышение выручки от реализации товаров над общей альтернативной стоимостью всех ресурсов, использованных при производстве этих товаров.
- Как исчисляется прибыль? (доход вычитаем издержки)
-
Задача: Бизнесмен вкладывает личные сбережения 500 тыс.рублей в производство и ожидает годовую отдачу в 10%. Потери, по его оценкам могут составить 50 тыс. рублей. Какой доход должен получить бизнесмен от продажи продукции для выполнения поставленной задачи? А какую прибыль?
Решение:
Pr(ожид) = 500тыс.руб.
TR=TC+ Pr(ожид) +потери = 500+50+50=600тыс.руб.
50 000 –чистая прибыль (это ожидаемый процент)
Ответ: доход равен 600тыс.руб., чистая прибыль 50 тыс.руб.
III. Работа с карточками (коллективно с обсуждениями 5 минут )- На столах у вас лежат карточки с вопросами, прочтите и подумайте над ответами:
1) В каком случае фирма бывает прибыльной? (если выручка превышает общие издержки
2) Какая форма организации бизнеса выгоднее для предпринимателя? (каждая форма бизнеса имеет свои преимущества и недостатки)
3) Кто является владельцем акционерного общества (АО)? (Акционер является совладельцем акционерного общества)
4)Что такое Акционерное общество? (разновидность хозяйственного общества; это фирма, в которой собственность разделена на части по акциям)
- Выводы: (вывести на экран)
1.Фирма затрачивает факторы производства для создания благ с целью получения прибыли
2.предприятия отличаются по организационно-правовой форме, размерам, структуре продукции
3. Каждая форма организации бизнеса имеет свои преимущества и недостатки
4. Любой владелец предприятия стремится увеличить размеры прибыли. Ради этого он совершенствует технологию и организацию производства, стимулирует повышение производительности труда работников, вводит режим экономии ресурсов. Эти меры ведут к снижению величины всех издержек и способствует росту прибыли.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Словарная работа.
Найдите соответствующие определения к экономическим понятиям.
№ п/п Понятие Буквен. обозн. Определение понятия
1 2 3 4
1 Физическое лицо А общественная добровольная организация граждан для общего ведения хозяйственной и другой деятельности, действует на основе самостоятельности, самоуправления и самофинансирования
2 Юридическое лицо Б учредительный документ, свод норм и правил, который включает общие положения, цели, предмет деятельности, характеризует материально-техническую базу и средства предприятия, органы управления и контроля, описывает производственную, финансово-хозяйственную деятельность, предусматривает условия реорганизации и прекращения деятельности
3 Индивидуальный предприниматель В организация, предприятие и т. п., которые отвечают определенным признакам, установленным законодательством какой-либо страны
4 Производственный кооператив Г самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли
5 Унитарное предприятие Д форма организации юридического лица: ООО, ОО
6 Учредительный договор Е коммерческая (государственная) организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ними
7 Устав Ж общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также связанные с ними некоммерческие отношения и отношения по государственному регулированию рыночной экономики
8 Предпринимательские правоотношения Зсоглашение сторон; закрепляет статус создаваемого предприятия, фиксирует уставный капитал и порядок его формирования, устанавливает порядок распределения доходов, обязанности сторон
9 Хозяйственное общество И форма организации юридического лица, капитал которого разделен на доли (вклады) учредителей
10 Хозяйственное товарищество К гражданин, человек, принимающий участие в экономической деятельности и выступающий как полноправный субъект этой деятельности
11 Предпринимательство Л гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации (ИЧПБОЮЛ)
2. Тест.
1. Ценной бумагой является:
1) акция;
2) похвальная грамота;
3) аттестат;
4) билет на самолет.
2. Производственный кооператив – это предприятие, которое контролируется:
1) государством;
2) потребителями;
3) пайщиками;
4) акционерами.
3. Кооперативное предприятие в отличие от акционерного общества характеризует:
1) хозяйственная самостоятельность;
2) групповая собственность;
3) совместный труд членов объединения на предприятии;
4) распределение доходов с учетом доли члена объединения в собственности предприятия.
4. Индивидуальное частное предприятие отличается от акционерного:
1) является формой частной собственности;
2) обладает хозяйственной самостоятельностью;
3) владелец предприятия единолично решает все вопросы управления им;
4) доходы каждого собственника непосредственно зависят от прибыли предприятия.
5. Если доход фирмы больше ее издержек, то фирма:
1) получает прибыль;
2) сокращает штат сотрудников;
3) снижает производительность труда;
4) выплачивает больше налогов.
6. Прибыль создается
в процессе:
1) сбора налогов;
2) производства;
3) распределения;
4) потребления.
7. Акционерные общества в отличие от производственных кооперативов:
1) делят имущество на паи;
2) вправе выпускать ценные бумаги;
3) основаны на личном трудовом участии граждан;
4) являются формой частной собственности.
8. Что является общим для организационно-правовых форм предпринимательства?
1) возможность участвовать в конкуренции;
2) размеры первоначального капитала;
3) уровень производительности труда;
4) нормы делового этикета.
9. Какие ответы правильные?
Источники предпринимательского права:
1) Всеобщая декларация прав человека.
2) Конституция РФ.
3) Закон о защите прав потребителей.
4) Гражданский кодекс РФ.
5) Кодекс об административных правонарушениях.
6) Налоговый кодекс РФ.
10. Какое слово пропущено?
_______________ – специальное разрешение на осуществление определенного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий.
11. Какому понятию соответствует следующее определение?
Занесение данных о предприятии в государственный реестр уполномоченным государственным органом – Федеральной налоговой службой.
12. Дополните схему:

13. Установите соответствие.
Характеристики:
1) вправе выпускать ценные бумаги;
2) управление осуществляют выборные представители;
3) основано на личном трудовом участии;
4) право работника на часть дохода сохраняется и после увольнения;
5) прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием.
Формы предприятий:
А. Акционерное общество.
Б. Производственный кооператив.
14. Заполните таблицу:
Права предпринимателей Обязанности предпринимателей
15. Перечислите условия успешного развития предпринимательства в государственном масштабе.
ОТВЕТЫ
Задание №1 Словарная работа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
К В Л А Е ЗБ Ж Д И Г
Задание №2 Тестирование
1 2 3 4 5 6 7 8
1) 3) 3) 3) 1) 2) 2) 1)
3. Какие ответы правильные?
Ответ: 2); 4); 5); 6).
4. Какое слово пропущено?
Ответ: лицензия.
5. Какому понятию соответствует следующее определение
Ответ: государственная регистрация.
6. Дополните схему:
Ответ:
1. Организационно-правовые формы предпринимательства.
2. Унитарное предприятие.
3. Хозяйственные общества.
4. Ичпбоюл.
5. Акционерные общества.
6. Полное товарищество.
7. Общество с полной ответственностью.
8. Оао.
7. Установите соответствие.
1) 2) 3) 4) 5)
А А Б А Б
8. Заполните таблицу:
Права предпринимателей Обязанности предпринимателей
Экономической свободы Отчетность
Невмешательства в хозяйственную деятельность Налогообложение
Правовая защита своих интересов Квалификационные требования
Государственная регистрация, лицензирование
Юридическая ответственность
9. Перечислите условия успешного развития предпринимательства в государственном масштабе.
1) Экономическая свобода.
2) Поддержание свободной конкуренции.
3) Создание правовой базы.
Проведем следующее тестирование:
Предпринимательство это.
А. Самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.
Б. Деятельность, которая ограничивается экономической составляющей пропорциональной желанию клиента.
В. Деятельность, приносящая доход в независимости от обстоятельств использования предпринимательских способностей.
В основу правового регулирования предпринимательства положен ряд основных принципов, выберите 3 основные:
А. Принцип добросовестной конкуренции
Б. Принцип многообразия форм собственности
В. Принцип свободной экономической деятельности
Г. Принцип эффективности вложения средств
Д. Принцип взаимопонимания и исполнения скоротечных целей
Участников предпринимательского права называют:
А. Объекты
Б. Субъекты
В. Лица
Г. Эмитенты
ИПБОЮЛ переводится как:
А. Использование практических бюджетных организаций юридических лиц
Б. Индивидуальные предприниматель большой организации юридических лиц
В. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица
Минимальное число участников ООО может быть:
А. один
Б. два
В. четыре
Г. три
ЗАО от ОАО отличается:
А. Тем, что акции распределяются только среди участников.
Б. Тем, что количество уставного капитала в ЗАО больше, чем в ОАО
В. Тем, что управлять ЗАО может только лицо в возрасте от 35 лет.
Кто из ниже перечисленных не наделен правом собственности на имущество:
А. Открытое акционерное общество
Б. Унитарное предприятие
В. Товарищество
Г. КоопреативУчредительный договор это - …:А. Соглашение.
Б. Соглашение между двумя сторонами.
В. Соглашение двух и более сторон
Экономическое понятие МРОТ это:
А. Минимальный размер открытого товарищества.
Б. Максимальный размер оплаты труда.
В. Минимальный размер оплаты трудаПолное товарищество это:
А. Когда участники отвечают половиной своего имущества и полностью юридически.
Б. Когда участники отвечают полностью за долги товарищества, а также друг за друга
В. Когда помимо участников, есть еще и участники вкладчики, которые несут еще большую ответственность
Всем известно, что главная цель любого руководителя предприятия, предпринимателя – это получение прибыли. Но также самым главным является правильно составленный бизнес – план развития организации.
Что такое бизнес план?
Из каких разделов он состоит?
Для чего вообще нужно составлять бизнес – план?
Бизнес-план – это комплексная оценка возможностей инновационного проекта в первую очередь для начинающего предпринимателя, позже - и для кредитора.
Он нужен предпринимателям, которые собираются заняться собственным делом, руководителям, которые желают расширить бизнес путем увеличения номенклатуры продукции, и пр.
Бизнес-план позволяет исследовать и оценить возможности проекта: определить его коммерческую эффективность, спрогнозировать возможные проблемы и пути их решения, предположить суммы капиталовложений и чистую прибыль.
Составлению бизнес-плана должны предшествовать маркетинговые исследования состояния целевого рынка, потребности целевой его аудитории, а также конкурентов и своих перспектив и возможностей. В случае грамотного написания бизнес-плана предприниматель получает реальную экономическую эффективность проекта, таким образом, предотвращая капиталовложения при неудачном проекте.
С чего же начать написание бизнес-плана?
С чего же начать написание бизнес-плана? Существует типовая схема его написания:
1. в титульном листе указываются реквизиты компании и ее собственников, суть проекта, исполнители и дата составления;
2. резюме должно быть составлено таким образом, чтобы у кредиторов возникал интерес к проекту;
3. описание компании, начиная с истории создания, и заканчивая достижениями и местом на рынке;
4. подробное описание продукта;
5. маркетинговый анализ: сравнение свойств и характеристик продукта с существующими аналогами-конкурентами;
6. стратегия продвижения товара, определяющая потребительскую категорию, методы и каналы сбыта продукции;
7. производство продукта – расчеты затрат на закупку материалов для производства, ремонт и обслуживание, и т.д.;
8. план по персоналу - информация о необходимом количестве и квалификации кадров, расчеты затрат на оплату труда;
9. в финансовом плане рассчитываются все денежные потоки предприятия - затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль. Он показывает, какие финансовые ресурсы и в какие периоды времени потребуются для реализации проекта;
10. анализ рисков описывает возможные риски проекта и стратегию по их минимизации;
11. в приложениях приводятся документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации, характеристики конкурентов, копии рекламных материалов, прайс-листов и каталогов, заключения экспертов и т.д.
Существует один испытанный принцип составления любого бизнес-плана: ОН ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ КРАТКИМ.
Рассмотрим последовательность подготовки и составления бизнес-плана
Обложка (титульный лист)
Народная мудрость гласит: по одежке встречают, а провожают по уму. Поэтому если Вы хотите сразу расположить к себе предполагаемых инвесторов, то начните с обложки.
Будет лучше, если обложка сделана на фирменной бумаге, с эмблемой и логотипом Вашей фирмы. Это придаст Вашему бизнес-плану определенную солидность.
В то же время сделайте обложку как можно проще. Укажите себя, т. е. Ваше предприятие, организацию или того, кому Вы адресуете Ваше предложение, дату представления плана.
1. Информация о Вашем предприятии:
– название предприятия;
– юридический адрес предприятия;
– номера телефонов и телефаксов (если таковые имеются);
– e-mail;
– Ф.И.О. лица, с которым можно контактировать по данному вопросу.
2. Деловая часть: описание целей, потенциальных возможностей и перспектив.
3. Размер необходимых инвестиций – текущие и ожидаемые потребности.
4. Если возможно, укажите Ваших поручителей.
Оформление
Лучше оформить бизнес-план либо в твердый переплет, либо в специальную папку с пружинками и прозрачной обложкой.
В содержании бизнес-плана необходимо перечислить все пункты Вашего бизнес-плана с указанием страниц по тексту.
Содержание (структура) бизнес-плана
Кратко перечислим и раскроем основные пункты бизнес-плана:
1. Деловое резюме
Резюме – это часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» Вашего дела. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую Ваши инвесторы будут читать наиболее внимательно. Поэтому Вам следует убедиться, что резюме можно прочесть за несколько минут.
В резюме Вы должны в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме, при этом обязательно отметив:
– Основные задачи бизнес-плана;
– Привлекательность вашего бизнеса;
– Ваши перспективные оценки будущих прибылей и объемов продаж;
– Процедуры возврата займов и кредитов инвесторам;
– Размер требуемого капитала.
Такое резюме производит определенный обзор всего бизнес-плана в быстро читаемом виде. Никогда не пренебрегайте этим разделом – именно он показывает потенциальным инвесторам, можете ли Вы четко сосредоточиться на Ваших целях и заявить достойно о том, кто Вы, что Вы хотите и куда Вы стремитесь.
Анализ рынка
Во-первых, данный раздел подготавливает Вашего читателя (инвестора) к лучшему пониманию того, что Вы ему предлагаете, т. е. как Ваше предприятие вписывается в общую картину, какие существуют перспективы в той отрасли деятельности, к которой относится Ваш бизнес. Раздел обязательно должен включать следующие пункты:
– Возможности роста бизнеса.
– Названия новых продуктов, разработок и услуг.
– Экономические тенденции в отрасли.
– Перспективы и тенденции в сфере Вашей деятельности.
Во-вторых, Вы должны описать:
– основных потребителей Вашей продукции,
– основные рынки сбыта (в т. ч. Ваши сегменты рынка, их размер и месторасположение, перспективы на будущее),
– факторы, влияющие на вашу деятельность (например, сезонность, уровень жизни населения и пр.),
– основные тенденции и прогнозируемые изменения на Ваших основных рынках сбыта;
– результаты анализа рынка;
– Вашу рыночную стратегию развития предприятия.
Описание предприятия, проектируемой продукции или предоставляемых услуг
В этом разделе Вы должны подробно описать:
– Вашу продукцию или комплекс услуг.
– Способность удовлетворять рыночные потребности.
– Достоинства и недостатки Вашей продукции (услуг).
– Уникальные преимущества по сравнению с продукцией или услугами конкурентов.
– Жизненный цикл продукта (услуг).
– Торговые секреты, патенты, авторские права.
– Исследовательские и конструкторские работы (если они ведутся или планируются в будущем).
– Ваше предприятие, его организационно-правовую форму.
– Основные и оборотные средства Вашего предприятия
– Общую потребность в капитале.
Продвижение товара на рынок (маркетинг), в т. ч.:
– Стратегия продвижения товаров на рынок (маркетинговая стратегия).
– Выявление условий снабжения и производства продукции.
– Ваши каналы сбыта продукции.
– Организация сбыта продукции.
– Рекламная политика продукции или услуг.
– Ценообразование на продукты (услуги).
Производство
В данном разделе дается описание следующих ключевых моментов вашего бизнеса:
1. Определение потребности в ресурсах, в т. ч.:
– Производственное и/или торговое помещение (размер и местоположение).
– Ваши производственные мощности.
– Оборудование и оснастка.
– Персонал.
– Капитал.
2. Планирование потребности в оборотных средствах:
– Сырье и материальные ресурсы.
– Топливо и энергия.
– Инструменты.
3. Описание:
– Технологии.
– Сущности технологического процесса (можно вынести в приложение к бизнес-плану).
– Схемы производственных потоков (откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия).
4. Календарный план (увязывает все необходимые работы, исполнителей и сроки выполнения).
Оценка риска и страхование
Данный раздел, как правило, разбивается на две части:
1. Определение всех типов рисков, которые могут возникнуть в процессе деятельности Вашего предприятия (пожары, землетрясения, забастовки, политическая нестабильность, инфляция, изменения в налоговом законодательстве, колебания валютных курсов), а также их источников и момента возникновения;
2. Решение задачи по снижению рисков и потерь (указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь, приводится программа страхования от рисков).
В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов, и на какие суммы планируется их приобрести (в производственной или торговой деятельности предприятия существует возможность застраховать любой шаг от неудачи, начиная от покупки помещения и заканчивая поставкой некачественного сырья или простоем оборудования).
Финансовый прогноз Ваших будущих действий
Данный раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. Вам необходимо составить:
– баланс денежных расходов и поступлений;
– отчет о прибылях и убытках;
– отчет о движении денежных средств;
– график достижения безубыточности;
– рассчитать срок окупаемости Вашего бизнеса;
– определить сумму требуемого вам капитала;
– рассчитать прибыль и рентабельность производства и пр.
Приложения
В качестве заключения к бизнес-плану Вы должны сделать необходимые приложения. Желательно, чтобы приложений было не больше, чем листов в основной части бизнес-плана, иначе это может произвести не очень благоприятное впечатление на Вашего будущего инвестора.
Данный раздел бизнес-плана может включать следующие документы:
– библиографию;
– примечания по тексту;
– статьи, вырезки из информационных источников, тематические отчеты;
– биографии;
– графики;
– чертежи;
– копии контрактов и соглашений;
– глоссарий терминов;
– рекомендации.
Студенты по ходу урока постепенно с объяснениями преподавателя выполняют творческую работу, закрепляют полученную информацию. Систематизируют полученные знания – составляют краткий бизнес – план.
Заключение
1) - Выводы по уроку (делают сами ученики):
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
2) Домашнее задание параграф 23 Липсиц, ответить на вопросы устно, доделать таблицу и выучить термины.
3) Оценки за урок…) Спасибо за урок!!!
Оценочная карточка
(количество баллов)
№ п/п Фамилия, имя студента Решение задач Тестовое задание Устные ответы Общее количество баллов Оценка
1 Черникова Карина 2 Гагаркина Катя 3 Патренкина Ирина 4 Мухамдияров Расим5 Федорова Тоня 6 Хилова Катя 7 Уфандеева Кристина 8 Терикова Аня 9 Книгина Женя 10 Дербишева Саша 11 Минеханова Альфина12 Закирова Алсу13 Шмагина Вероника Студенту, набравшему по итогам урока наибольшее количество балов, вручается специальный приз «Наивысший балл».