План – конспект урока по русской литературе. Тема: «А.С.Пушкин – мастер по созданию разнообразных лирических жанров. Анализ стихотворений А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…» (7 класс)


Предмет Литература
Класс: 7
Тема: А.С.Пушкин – мастер по созданию разнообразных лирических жанров. Анализ стихотворений А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»
Цели: Проанализировать стихотворения,
углубить знания учащихся о лирике А.С.. Пушкина; формировать читательские навыки исследовательского характера, умение формулировать и высказывать собственные суждения, анализировать лирические произведения; способствовать формированию гуманной личности.
Учить видению способов передачи душевного состояния лирического героя; выделять признаки элегического жанра.
Формировать читательские навыки исследовательского характера, умение формулировать и высказывать собственные суждения, анализировать лирические произведения; чуткое внимательное отношение к слову, любовь к поэзии.
Развивать познавательные интересы, учебную мотивацию
Оборудование: Портрет А.С.Пушкина, портреты адресатов любви лирики Пушкина (презентация)
Оборудование урока:
Учебник-хрестоматия под редакцией Т.Ф.Курдюмовой с текстами стихов (Тексты стихов прилагаются: приложение №2);
Грамзапись стихотворений «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии», «Я вас любил» (входит в мультимедийную презентацию);
Памятка «Схемы анализа стихотворений»
Сообщения учащихся (прописаны в ходе урока).
Тип урока усвоение новых знаний и формирование на их основе умений
Ход урока:
Организационный момент.
2. Слово учителя. Эмоционально-эстетический настрой. Актуализация опорных знаний
Пушкин еще в двадцатилетнем возрасте был признан первым, то есть лучшим поэтом России. Чем же стихи Александра Пушкина волновали и очаровывали, вызывая желание изучить их, чтобы тем самым оставить в своем сердце? О лирике поэта, ее жанрово-тематическое разнообразии мы будем говорить сегодня.
Гениальность А. С. Пушкина отразилась не только в темах его творчества, но и в многообразии и расширении жанровой системы русской поэзии.
Откройте ваши записи и вспомним определение жанр
Жанр (от фр. genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы, т.е. эпос, лирика, драма, в их разновидности. Например, в эпосе – былина, сказка, роман, повесть и т.д., в драме – комедия, драма, трагедия и т.д., в лирике – послание, элегия, эпиграмма, песня.С какими жанрами мы уже познакомились? (элегия, послание)
От оды до эпиграммы простирается жанровый диапазон лирики поэта.
фрагмент «Танец любви».
определите тему урока.
Тема любви в творчестве Пушкина.
Обозначьте цель сегодняшнего разговора.
Знакомство с любовной лирикой поэта на примере его стихотворений «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил».
Какие задачи для достижения этой цели мы должны решить?
познакомиться с женщинами, которые вдохновляли проникновенного лирика;
прочитать и проанализировать стихотворения, посвящённые теме любви;
выяснить путём умозаключений, что значит любить для Пушкина.
Пушкинские стихи принято считать шедеврами любовной лирики. Как творческий человек, он умел восхищаться женской красотой, воспевая ее в своих стихах.
Презентация и рассказ
Своими наблюдениями о следующем адресате поделится ...
Звучит романс «Я вас любил» .( Анна Оленина)
Еще один жанр, любимый поэтом - это любовные элегии. Пожалуй, лучшие у Пушкина две — это "Я вас любил" и "На холмах Грузии".
Сегодня мы не только рассматриваем любовную лирику Пушкина, но главное вы будете учиться анализу лирического стихотворения и говорить о том, как вы понимаете стихотворения Пушкина о любви. Перед каждым из вас лежит план анализа стихотворения. Знакомясь с каждым пунктом плана, мы одновременно попробуем устно проанализировать стихотворение «Я вас любил…» (работа с таблицами)
История создания.
- О чём здесь следует писать? (О времени и месте написания стихотворения, о причинах, побудивших поэта создать это произведение.)
2. Тема и идея стихотворения.
- Что такое тема и идея стихотворения? (Тема – содержание произведения, идея – главная мысль.)
- Посмотрите на стихотворение, как вы думаете, какова его тема и идея? (поэт пишет о любви, которая угасает, но ещё не угасла.)
3. Композиция и внутренний сюжет (если есть).
- Что здесь мы указываем? (как построено стихотворение, о каких событиях идёт речь)
- Что вы можете сказать о композиции стихотворения «Я вас любил…»? Какой приём использует поэт? (Поэт трижды повторяет слова: «Я вас любил…», которые передают его переживания.)4. Лирический герой, его мысли, переживания (авторское я ) и образы в стихотворении.
- Как вы понимаете понятие «лирический герой»? (Лирический герой – условный образ человека в лирике, близок самому автору, выражает его переживания.)
- Какая любовь у лирического героя? (Любовь – искренняя, безмолвная, не взаимная, но это чувство светлое, нежное.)
- Как относится герой к любимой женщине? (Он благодарен ей даже за безмолвную любовь и желает ей в конце стихотворения обрести любовь.)
- Рисует ли поэт образ возлюбленной? (Нет.)
5. Основные изобразительные средства.
- Какие изобразительные средства мы изучили? (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение…)
Вывод: В стихотворении "Я вас любил..." грусть безответной любви сочетается с искренним пожеланием счастья любимой женщине. Стихотворение «Я вас любил…» — это маленькая повесть о неразделенной любви. Оно поражает благородством чувств. Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:Я вас любил: любовь еще, быть может,В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас нечем.
лирический герой в этом стихотворении — человек благородный, готовый оставить любимую женщину во имя её счастливого будущего, Жаль, что любовь не состоялась.
Проблемный вопрос:
«Неразделенная любовь это несчастье?» (высказывания 5мин)
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность; любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным». Но, как ,всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный».
Вопросы для анализа стихотворения.
«Я помню чудное мгновенье» (Это светлая поэма о подлинной любви. (История Керн)
Стихотворение можно разделить на 3 части:
развитие лирического чувства. Рассказ – воспоминание о любви.
угасание любви, опустошение души.
Оскудение жизни
«…без божества…»,
« …тянулись тихо дни мои »
счастье, восторг от ощущения полноты бытия, вызванного новой встречей с возлюбленной «Душе настало пробужденье…»
- Почему так завораживает звучание стихов?
- Почему воскресает « мимолётное виденье»?
- Проследим повторы, образы?
- Какие строки являются ключевыми?
«И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
- Какие художественные средства использует автор? ( Эпитеты, сравнения, олицетворения.)
Словарная работа
Любовная,
Интимная – глубоко личное, сокровенное, задушевное.
Интимный друг.
Интимный разговор.
Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
Мятежный – тревожный. Волнующий.
«Композиция стихотворения несложная:
1 часть – прошлое о «чудном мгновении»;
2 часть – вычеркнутые из жизни дни «без божества, без вдохновенья…»;
3 часть – пробуждение души.
Интересно, что спустя годы великий русский композитор М.И. Глинка  написал романс «Я помню чудное мгновенье» и посвятил его дочери А.П. Керн – Екатерине. Две женщины вдохновили двух великих художников на создание произведений необыкновенной силы, очарования, красоты.
Звучит романс
«Настоящая любовь существует»,- утверждает Пушкин. И даже не разделенная, она сообщает жизни смысл, делает человека иным.
И пусть пока вы рассуждаете о чужих чувствах. Зато завтра этот опыт чужой жизни поможет и подскажет вам правильное решение.
Несколько слов о жене Пушкина.
Потомки Пушкина (проектная работа)
Рефлексия.
Пауза психологической разгрузки.
Дети закрывают глаза, а затем открывают.
Называют цвет, который возник перед глазами.
Тёмные цвета – усталость, светлые – отсутствие усталости).
Подведение итогов урока. ( Устный опрос. Выставление оценок учащимся).Вопросы задаёт учитель
Что нового узнали на уроке?
Что понравилось и запомнилось на уроке?
Пополнились ли ваши знания сегодня о Пушкине?
4.Какое место занимала любовь в жизни поэта.
Гармония с миром начинается внутри каждого из нас.
А.С.Пушкин учит нас культуре эмоции, чувств. Именно поэтому, по словам Белинского, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть,
Создайте плэйкаст по мотивам любовной лирики А. С. Пушкина. Выразите в нём свое отношение к героям. (Сайт в помощь: http://www.playcast.ru/)
Коммуникативные УУД:
а) формирование социальной компетентности;
б) умение слушать
Регулятивные УУД:
- целеполагание-постановка и формулирование проблемы.
Логические УУД:
-анализ текста
С целью выделения существенных и несущественных признаков.
- разграничение основной и второстепенной информации
-рефлексивное чтение
-интерпретация текста
Логические УУД:
-выдвижение гипотез и их обоснование
-рефлексивное чтение
-интерпретация текста
- умение произвольно строить монологическую и диалогическую контекстную речь.
- поиск конкретной информации
- умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить ее, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения.
План – конспект урока по русской литературе.
Тема: «А.С.Пушкин – мастер по созданию разнообразных лирических жанров. Анализ стихотворений А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…» (7 класс)
Учитель: Асташова Л.Г.,
МАОУ СОШ №1 им. Ф.Я. Фалалеева
п. Монино ЩМР МО
2016г.