Реферат Совершенствование механизма гибкого реагирования по потребности рынка образовательных услуг, структуры подготовки специалистов


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
"Волоколамский аграрный техникум "Холмогорка"
РЕФЕРАТна тему: "Совершенствование механизма гибкого реагирования по потребности рынка образовательных услуг, структуры подготовки специалистов." Подготовила: Гаджиева Е.М.

Совершенствование механизма гибкого реагирования по потребности рынка образовательных услуг ,структуры подготовки специалистов.
За следующее десятилетие в экономику развития РФ, по оценкам специалистов, должны войти 10–11 млн. молодых людей, из которых 6 млн. специалистов со средним профессиональным образованием.
Баланс трудовых ресурсов может помочь формированию гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики.
В последние годы, в связи со структурными преобразованиями, обострилась проблема несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации не только молодых специалистов, но и других категорий граждан требованиям работодателей, а также дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.. Снижение объемов производства и услуг, изменение структуры спроса на профессии и специальности привели к рассогласованию рынка труда и рынка образовательных услуг.
Решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственного потребителя образовательных услуг и образовательного учреждения, которые имеют свои цели, задачи, мотивацию в выборе профессии и сферы трудовой деятельности.
В сегодняшней ситуации система среднего профессионального образования является одним из основных ресурсов реализации антикризисной региональной политики.
В связи с этим  Волоколамский аграрный техникум  определяет для себя цели:
Отработка практических навыков продвижения образовательных услуг.
Овладение приемами самоорганизации менеджера.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что совершенствование механизма взаимодействия профессионального образования и рынка труда является весьма актуальной проблемой. Среди особенностей современного этапа развития общества выделяется  тенденция возрастания роли знаний в достижении устойчивых конкурентных преимуществ.
1. Выпускники являются основным продуктом системы профессионального образования. Работодатель как заинтересованный потребитель этого продукта оценивает соответствие профессиональных и общеуниверсальных компетенций выпускника, сформированных в ходе обучения в образовательном учреждении, требованиям, предъявляемым к работникам. В свою очередь, важными факторами, характеризующими востребованность выпускника на рынке труда, являются соответствие занимаемой им должности/профессии полученной учебной специальности, уровень заработной платы, возможность карьерного роста. В 2016 году было заключено 12 трёхсторонних договоров на обучение от предприятия с последующим трудоустройством . Предприятие организует прохождение студентом УП, производственных практик и выполнение курсовых и квалификационных работ в соответствии с учебным планом. Предприятие также обязуется после успешного завершения обучения и получения диплома принять выпускника ОУ на должность, соответствующую уровню и профилю его профессионального образования, заключив с ним трудовой договор( тогда как по статистике более 26% выпускников СПО в первый год не могут устроиться по полученной специальности). Студент обязуется освоить основную образовательную профессиональную программу подготовки специалиста Но я считаю что это малое количество договоров , поэтому надо кл.руководителям и зав. отделением на родительском собрании групп 1-2 курсов обязательно провести беседу о выгодности заключения трёхстороннего договора для их детей, а служба содействия подготовит списки предприятий разной организационно-правовой формы по месторасположению.
2.Одним из направлений по вовлечению молодежи в экономику страны, по полученным в образовательных учреждениях профессионального образования профессиям и специальностям, должна стать организация реального практического обучения, в том числе и в виде стажировок на предприятиях и в организациях для приобретения опыта работы в рамках государственных образовательных стандартов, разработанных с учетом профессиональных стандартов, в которых работодатели зафиксировали требования, предъявляемые к молодым рабочим и специалистам. В связи с этим ,в течении последних 2 лет ,нами были разработаны и подписаны договора с предприятиями о прохождении стажировки студентами 3 и 4 курсов( вообщем по техникуму 18 студентов) для отработки профессиональных компетенций параллельно с теоретическим обучением. К числу факторов, способных привлечь молодых специалистов для работы на предприятиях следует отнести: перспективы карьерного роста , финансовую и социальную стабильность, а также интересную в творческом плане работу. Эти факторы являются решающими для выпускников.
3. В результате своей работы мы создаем условия для обеспечения граждан дополнительным профессиональным образованием, отвечающим потребностям личности в профессиональном росте и самоопределении, и современным требованиям, передовым технологиям и прогнозам развития. Обучающиеся в техникуме параллельно с основным образованием получают и дополнительную профессию, тем самым повышая свою конкурентоспособность среди других выпускников образовательных учреждений.Рынок услуг профессионального образования весьма дифференцирован. Помимо основных бесплатных образовательных программ мы как и другие учебные заведения предлагаем платные программы по профессиональной переподготовке специалистов и другие программы дополнительного образования( 8 программ дополнительного проф.образования). С 2008 года на базе техникума дополнительное профессиональное образование получили 170 человек, в их количестве студенты техникума ,преподаватели ,люди пенсионного возраста, люди , не имеющие профессионального образования. Но мы должны разработать программы дополнительного образования по профессиям, которые будут востребованы ЦЗН и предприятиями г. Волоколамска
4. Невозможна качественная профессиональная подготовка кадров в новых условиях развития экономики даже и по обновленным образовательным стандартам всех уровней профессионального образования, если в стране отсутствует большинство профессиональных стандартов по профессиям и специальностям, разработанным на современных рабочих местах с участием промышленников и предпринимателей. Именно на основе таких профессиональных стандартов должна строиться та часть
системы образования в России, которая отвечает на вопрос: чему учить?
Одним из направлений деятельности по созданию условий для разработки нормативных и программных документов является «сопряжение» нормативных документов, регулирующих вопросы квалификаций в сфере труда и в сфере образования (ГОС, ОПОП НПО И СПО и др.), поэтому необходимо разработать региональный (отраслевой) нормативный документ, определяющий требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням, разработанный с учетом требований вышеперечисленных нормативных документов, предназначен для формирования программ всех уровней профессионального образования, разработки учебно-методических материалов к этим программам и проведения оценки и сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений профессионального образования, работников предприятий и организаций, физических лиц, желающих подтвердить уровень профессиональной компетентности.
5. Государственный заказ должен стать действенным механизмом, способствующим обеспечению работодателей рабочей силой (один из ежегодных потоков которой создают выпускники системы профессионального образования) в необходимом количестве и требуемой квалификации, что является одной из приоритетных задач государственной политики в контексте повышения конкурентоспособности российской экономики, благосостояния и качества жизни населения. Ключевыми моментами в решении данной задачи становятся: совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда и обеспечение сбалансированности спроса и предложения на специалистов с профессиональным образованием.
Для этого в 2014г. в техникуме создана служба содействия трудоустройства выпускников:
- изучение рынка с целью определения избытка или недостатка тех или иных специалистов,
- сравнения цен на образовательные услуги в регионе,
6.Открытие специальностей, являющихся приоритетными для Волоколамского, Лотошинского, Шаховского районов и престижными для молодого поколения. При организации профессионального обучения молодых граждан необходимо реанимировать в новом качестве их профессиональную ориентацию в зависимости от потребностей рынка труда, используя профессиональные знания специалистов органов службы занятости о ситуации на рынке труда и опыт работы с незанятым населением и безработными гражданами.
7.Значительным импульсом для развития образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. Уже в этом году объявлено об обучении в техникуме на платной основе по специальности Кинология.
Оплата за обучение должна быть не в убыток осуществления образовательных услуг техникумом, но и не выше , чем в других ОУ.
Рекомендации по решению вопроса:
1. разработка и внедрение региональных документов, которые должны обеспечить расширение профиля подготовки и освоение смежных профессий.
2. введение в учебный план техникума программы «Эффективное поведение на региональном рынке труда», ориентирующей на активную и самостоятельную роль в поиске работы, проведение тренинга «Секреты трудоустройства»;
3.разработка программ дополнительного образования по профессиям, которые будут востребованы ЦЗН и предприятиями г. Волоколамска;
4. провести беседу с родителями студентов 1-2 курсов о выгодности заключения трёхстороннего договора ;5.спланировать свою рекламную деятельность, разработать особую ее стратегию и тактику, отражающих позицию техникума, формирующих его образ в сознании потенциальных потребителей образовательный услуг;
6.провести мониторинг на основании данных ЦЗН и определить к открытию новые специальности.