Выступление на педсовете«ПРИОРИТЕТНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ как основное требование ФГОС ООО»


Выступление на педсовете
«ПРИОРИТЕТНОСТЬ  ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ как основное требование ФГОС ООО»
 Цель: мотивировать педагогов  к работе,  ведущей к моделированию современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Задачи:
акцентировать внимание педагогов на подпрограмме формирования УУД;
популяризировать опыт работы учителей , реализующих ФГОС ООО ;
организовать научно-методическое сопровождения составления тематического и поурочного планирования;
Добрый день, уважаемые коллеги! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой и позитивным настроением. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми. Думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джона Дьюи  « Если мы будем учить сегодня так, как  учили вчера, мы украдём у детей завтра». Важные слова, которые подходят к теме нашего педсовета.
Уважаемые коллеги, обратите внимание на «ладошки», которые находятся у вас на столах, они необычные, а знаете почему? Нет, не потому что они цветные, а потому что они «ладошки ожиданий», переверните их и напишите на каждом пальчике, что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса, затем отложите их в сторону до конца работы.
 - Действительно, в настоящее время учитель  решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях, в условиях реализации ФГОС?»  
Теперь нам надо мыслить креативно,
Поставить знак «Равно» учитель – ученик
Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!
Не должен ученик теперь стесняться
Любую мысль свою преподносить.
И нам порой не надо удивляться,
Когда мы в спор вступаем с ним.
Уметь он должен доказать иное,
Коль не согласен он с тобой,
Уметь учитывать и мнение другое -
Ведь с обществом считаться должен он.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые
- могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные последствия;
- отличаются мобильностью;
- способны к сотрудничеству;
- обладают чувством ответственности за судьбу страны, еѐ социально-экономическое процветание.
Социологи сделали вывод, что российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:
в умении работать с информацией;
в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина». В.В. Путин
Иными словами, школа должна ребѐнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Каковы же первые шаги реализации ФГОС ООО?
В некотором царстве, в некотором государстве жил–был Педагог. Долго работал он в школе. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим. Как - то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц –и был в самом хорошем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сделать педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее.
Но тут собрались над дубом тучи, подул ветер перемен и принёс ФГОС. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит: «Иди туда, не зная куда, и сделай так, не зная как». Испугался Педагог обрушившихся перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС успокаивает: «Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Вот тебе в помощь чудо чудное –свиток новшеств (Стандарт), которые являются основой образовательного процесса: требования
-к структуре основной образовательной программы- одному из основных нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации.
- к условиям реализации этой программы;
- к результатам ее освоения.
И пошли ФГОС по стране школьного образования. А Педагог думу думает: «Как строить педагогический процесс в соответствии с этими требованиями?» А педагогический процесс тут как тут. Педагог его и так крутил и сяк крутил, строит, перестраивает.
Много вопросов возникло у Педагога, и один из них - Какие дети придут из начальной школы, к чему будут готовы, как построить урок.
И решил учитель , что результат урока обеспечивается через реализацию системно - деятельностного подхода, который лежит в основе Стандарта и обеспечивает:
- формирование готовности к самообразованию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе, такой подход в образовательном процессе школы – одна из основных технологий обеспечения стандартов ООО. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
Вновь оказался Педагог перед вопросом -Как системно -деятельностный подход влияет на достижение планируемых результатов:
- личностных, которые проявляются в сформированности универсальных учебных действий: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей.
- предметных, которые представляют собой систему культурных предметных способов и средств действий в определенной предметной области и могут быть получены как в учебной деятельности обучающихся, так и в других видах: проектной, исследовательской, творческой и т.п. В каждом учебном предмете выделяются несколько содержательных линий, внутри которых определяются ведущие умения, которые и подвергаются оцениванию.
-метапредметных, которые представляют собой набор основных ключевых компетентностей, которые должны быть сформированы в ходе освоения обучающимися разных форм и видов деятельностей, реализуемых в основной образовательной программе.
ФГОС продолжает шагать по стране. Вопросов всё больше у Педагога.
Кто видит,тот увидит,
Кто мыслит,тот поймёт,
Кто слышит,тот услышит,
Кто ищет, тот найдет.
Долго ли, коротко ли шёл Педагог к познанию ФГОС, и встретилось ему слово дивное-Мониторинг. Что за чудо такое? - подумал Педагог. А ФГОС тут как тут: «Для оценивания предметных и метапредметных результатов проводится стартовый, промежуточный и итоговый контроль, в котором соблюдается преемственность начального и основного образования». С мониторингом Педагог разобрался, а ему новое чудо ФГОС приготовил - внеурочная деятельность. С переходом на новые стандарты внеурочная работа становится обязательной и должна  представлять единое целое.
Педагог задумался: « Как организовать внеурочную деятельность, да чтоб по ФГОС было?»
А ФГОС тут как тут: «Не тужи и не кручинься, сослужу тебе службу верную. Вот тебе карта чудная, а это – направления развития личности. Какие?». ФГОС говорит, что внеурочную деятельность надо организовать по этим направлениям в формах отличных от урочной. Педагог призадумался, но и тут ФГОС на помощь пришёл. Цветок с волшебными лепестками принёс. На лепестках тех формы внеурочной деятельности прописаны
-Экскурсия
-Сюжетно-ролевые игры
-Игры - драматизации
-Беседы
-Трудовая деятельность
- Выставки
-Викторины
-Дискуссии
- Дебаты
Снова оказался Педагог под Дубом мудрости и думает: «Много я узнал,много интересного открыл, да понял, что одному мне не справиться, всё одному не осилить.» Понял Педагог: «Где нет общности интересов, не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий, поэтому мудрость педагогическая –в единстве, в объединении, потому что только общими усилиями можно достичь плодотворных результатов.»
Но на этом сказка о ФГОС не кончается –
Это только начало нового пути.
И решить нам надо: как этот путь пройти?
 - Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться  в мир УУД.
Презентация по УУД+ Заполнение кластеров.
2.Конструирование урока
Слайд 3. Свое выступление мне хотелось бы начать со слов известного педагога Конаржевского Юрия Анатольевича: «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроке». Таким образом, проектирование урока с учетом современных достижений педагогической науки является особенно актуальным.
Слайд 4. Предлагаю вам сейчас в режиме «мозгового штурма» определить, что же такое урок? Для этого каждая группа в течение одной минуты должна продолжить два незаконченных предложения: «Урок – это …» и «Я иду на урок, чтобы …».Благодарю всех, кто высказал свое мнение.
Слайд 5. Сегодня мы с вами говорим об уроке в свете ФГОС. А давайте попробуем подобрать выражения к буквам Ф Г О С в разрезе нашей темы. На что нужно делать акцент, работая по новым стандартам? Какие будут у вас предложения?
Ф Фактические знания
Г Групповая или индивидуальная работа
О Опора на проблемное обучение
С Системно-деятельностный подход (или самостоятельное добывание знаний)
Итак, что же такое УРОК? Каждый представляет его по-своему. Прост он или сложен? Оглянитесь вокруг, сколько вещей нас окружает, и все по своей структуре непросты. Но согласитесь, любая, даже сложнейшая вещь, состоит из простых элементов. Всего семь нот – и вот вы слушаете прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров: Левитана и Айвазовского, Врубеля и Ван Гога, Боровиковского и Шишкина, «Сикстинской мадонной» Рафаэля, два-три десятка букв алфавита – читаем великую литературу: Шекспира и Гете, Гюго и Бальзака, Толстого и Достоевского, Чехова и Булгакова, А.С.Пушкина.
Вот я и попытаюсь вам, помочь создать некий «конструктор для сборки урока».
«Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли» - писал великий педагог-практик В.А. Сухомлинский. Чтобы такое не происходило мы должны с вами правильно сконструировать урок. А что для вас означает выражение «конструирование урока»? (мнение коллег). Конструирование урока – это такой документ, в котором прописано взаимодействие учителя и ученика на протяжении всего урока.
Но прежде чем начать конструирование урока, нам нужен некий алгоритм, который поможет объединить в единое целое наш урок. Давайте с Вами обсудим, что нужно продумать (коллеги высказываются). Молодцы! Я хотела бы Вам предложить буклет, в котором прописан алгоритм проектирования урока с точки зрения требования новых ФГОС. (Работа с алгоритмом)
Слайд 6. Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС
На первый взгляд кажется, что ничего нового мы с вами не изобретаем, тем не менее, элементы урока каждый раз складываются по-разному. Но каждая конструкция прочна, если элементы подходят друг другу. Так и урок: если мы планируем, например, изучение нового материала, то можно сформулировать проблемное задание, организовать дискуссию, провести экскурсию (в т.ч. виртуальную), комментированное чтение, а вот конференция в данном случае уже не подойдет.
Помните, что рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего конкретно педагог хочет добиться; затем – установления средства, что поможет ему в достижении цели, а уж затем – определения способа, – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Слайд 7. Работа по группам.
Итак, я предлагаю вам поиграть в кубики, но это не простые кубики: мы сегодня постараемся сложить свою «картинку урока».
Каждая группа получает набор кубиков (2 кубика), на которых наклеены карточки с названием этапов урока:
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Этап актуализации и пробного учебного действия
Этап усвоения новых знаний
Этап закрепления нового материала
Этап выдачи домашнего задания
Рефлексия учебной деятельности
и карточки с текстом, обозначающим характерные черты каждого этапа: Задание группам: Нужно найти те черты, которые присущи вашему этапу, и наклеить на нужный кубик(выполняется задание).
Характерные черты каждого этапа урока:
1. Цель этапа
2. Условия достижения положительных результатов
3. Показатели выполнения цели этапа
4. Требования к реализации цели этапа
5. Способы активизации на уроке
Представление результатов работы, их обсуждение и корректировка
Каждая группа должна выступить с презентацией результатов своей работы – сложившейся «картинкой» двух этапов урока
Пример выполнения заданий:
Название этапа Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Цель этапа Основной целью этапа является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Условия достижения положительных результатов Для реализации этой цели необходимо:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Показатели выполнения цели этапа доброжелательный настрой учителя и уч-ся;
- кратковременность этапа;
- полная готовность класса к уроку;
- быстрое включение уч-ся в деловой ритм;
- формулирование целевых установок урока и плана работы.
Требования к реализации цели этапа собранность учителя;
последовательность в предъявлении требований;
использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока
Способы активизации на уроке Фантастическая добавка
Элемент театрализации.
Начало урока с пословицы, поговорки.
Начало урока с высказывания выдающихся людей.
Эпиграф к уроку.
Проблемная ситуация предыдущего урока.
Интеллектуальная разминка
Название этапа Этап актуализации и пробного учебного действия
Цель этапа Основной целью этапа является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий
Условия достижения положительных результатов Для реализации этой цели необходимо:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Показатели выполнения цели этапа Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут)
- обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации;
- оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся
Требования к реализации цели этапа Постановка требования перед уч-ся не только знаний, фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты – понятия – законы – теория – следствия - приложения)
Способы активизации на уроке Игра в случайность
Лови ошибку.
Идеальный опрос.
Своя опора – шпаргалка
Корзина идей, понятий, имен
Я беру тебя с собой.
Название этапа Этап усвоения новых знаний
Цель этапа Основной целью этапа является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей
Условия достижения положительных результатов Для реализации этой цели необходимо:
Проанализировать шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорить вслух, что и как они делали;
зафиксировать операцию, шаг, на котором возникло затруднение; соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировать, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи).
Показатели выполнения цели этапа Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий
Требования к реализации цели этапа выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся;
- «сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;
- создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.
Способы активизации на уроке Удивляй!
Пресс – конференция.
Ключевые термины.
Мультимедийная презентация
Отсроченная отгадка.
Хорошо-плохо.
Вопрос к тексту.
Жокей и лошадь.
Название этапа Этап закрепления нового материала
Цель этапа Основной целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия
Условия достижения положительных результатов Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.
Показатели выполнения цели этапа умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания)
- умения учащихся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;
- умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;
- прочность знаний уч-ся
Требования к реализации цели этапа - использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);
- использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий учащихся;
- использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности;
Способы активизации на уроке Своя опора.
Да-нетка.
Тесты.
Дидактические карточки.
Создай паспорт.
Дерево предсказаний
Озвучивание немого кино
Решение ситуационных задач
Название этапа Этап выдачи домашнего задания
Цель этапа Основной целью этапа является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса
Условия достижения положительных результатов Для этого нужно:
выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
Показатели выполнения цели этапа -Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии актуальным уровнем их развития;
-наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности);
-наличие возможностей выбора д/заданий
Требования к реализации цели этапа обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;
-создание условий для выбора уч-ся д/заданий;
-подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з.
Способы активизации на уроке 1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях.
2.Три уровня д/з3.Задание массивом
4.Особое задание
5.«Необычная обычность»
6.Идеальное задание
Название этапа Рефлексия учебной деятельности
Цель этапа Основной целью этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Условия достижения положительных результатов Для реализации этой цели:
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Показатели выполнения цели этапа открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке;
- прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества
Требования к реализации цели этапа стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления;
- реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)
Способы активизации на уроке .Ассоциативный ряд
2.Незаконченные предложения
3.«Торт решений»
4.«Разговор на бумаге»
5.«Солнышко»
6.«Координаты»
7.«Лист обратной связи»
8.«Заключительная дискуссия»
9.«Выбери дистанцию»
10.Интерпретация изображений на открытках
11.«Свет молнии»
12.«Письмо самому себе»
13.«Ну что, как прошло занятие?»
14.Барометр настроения
15.«Телеграмма»
16.«Памятки»
17.«Птичий двор - зеркало настроения»
18.«Пейзаж – зеркало настроения»
Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении. Вот и у нас сложился некий конструктор урока, в котором мы четко определили цель каждого этапа урока, условия достижения, требования к реализации цели, а так же рассмотрели приемы, которые помогут активизировать познавательную деятельность обучающихся.
После обсуждения всех представленных работ участники семинара получают материалы для дальнейшей работы по планированию урока: брошюры «Структурные элементы урока» и «Краткое описание методических приемов», буклет «Как подготовить урок».
Слайд 8. Рефлексия.
Прошу всех участников выразить эмоциональное отношение к проведенному мероприятию с помощью «Ладошек ожиданий»: прокомментировать ваши записи, возможно, дополнить их.
Слайд 9. Закончить нашу работу я хочу словами российского публициста, педагога и философа Симона Львовича Соловейчика: «Урок! Его величество Урок! Голова, тело, дух школы!»
Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия
Объявление темы урока Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования
Практическая деятельность обучающихсяОбучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные (коррекции)
Оценивание обучающихсяОбучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Анкета
выявления способности педагогов к развитию
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4– скорее соответствует, чем нет;
3– и да и нет;
2– скорее не соответствует;
1– не соответствует.
1.Я стремлюсь изучить себя.
2.Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
3.Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4.Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5.Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6.Я анализирую свои чувства и опыт.
7.Я много читаю.
8.Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9.Я верю в свои возможности.
10.Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11.Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно бы относилась к продвижению по службе.
Обработка результатов анкеты
Подсчитайте общую сумму баллов.
1) Если Вы набрали 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии;
2) Если Вы набрали от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития;
3) Если Вы набрали от 15 до 35, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.